Концепция Всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала *всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества [22].
Принятая аббревиатура термина — ТQМ (Total Quality Managment).
Цель ТQМ: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.
Задачи ТQМ: постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.
Тактика ТQМ: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность но улучшению качества; активное стратегическое управление; «прерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.
Методические средства ТQМ: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системным анализ производства, управление с помощью планирования.
На основании концепции ТQМ может быть построена система качества.
Различия основных принципов традиционного управления качеством и системы Всеобщего управления качеством приведены в табл. 1,7.
Таблица 1.7. Различия основных принципов традиционной системы управления качеством и системы ТQМ
Традиционные принципы управления | Принципы системы ТQМ |
Удовлетворение потребностей заказчика | Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации |
Санирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции в циклическом режиме | Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы в непрерывном режиме |
Разработка преимущественно корректирующих воздействий | Разработка преимущественно предупреждающих воздействий |
Обучение управлению качеством только сотрудников отдела контроля качества | Обучение управлению качеством всего персонала |
Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля качества | Возложение функций управления качеством на всех сотрудников, на органы управления всех уровней |
Решение в области качества только «горящих» вопросов и задач сегодняшнего дня | Регулярное выявление и решение в области качества хронических проблем, долгосрочное планирование качества и мер его достижения |
Традиционные принципы управления | Принципы системы ТQМ |
Выполнение каждым автономно поставленной задачи | Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества |
Деятельность фокусируется на методах и средствах, ориентируется на обсуждение | Деятельность направлена на результат, ориентируется на эффективные действия |
Решения принимаются на основе мнений | Решения принимаются на основе фактов |
Управление предприятием по концепции ТQМ рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий.
Из рис. 1.14 видно, что наиболее важными элементами ТQМ являются:
• широкое вовлечение высшего руководства и особенно первого лица организации в планирование и решение проблем качества;
• фокусирование всей деятельности организации на нуждах и пожеланиях как внешних, так и внутренних потребителей;
• обеспечение возможности и реальное участие каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя;
• фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система достижения главной цели — максимизации ценности продукта для потребителя и минимизации его стоимости как для потребителя, так и для производителя;
• постоянное непрерывное улучшение качества продукта;
• базирование всех решений организации только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников.