double arrow

Основные принципы учета процесса продажи и выявление его финансового результата

Процесс продажи – это комплекс хозяйственных операций, связанных со сбытом готовой продукции, т.е. доведением ее до покупателя, и определением финансового результата от ее продажи. Продажа продукции является завершающим этапом кругооборота капитала. На стадии продажи определяется полная фактическая себестоимость готовой продукции, которая рассчитывается следующим образом: затраты на производство плюс расходы на продажу.

Затраты, связанные с процессом продажи (затраты на производство), формируют производственную себестоимость готовой продукции. После изготовления готовая продукция сдается на склад, и делается бухгалтерская запись:

Сдана на склад готовая продукция по фактической производственной себестоимости

Дт сч. 43 «Готовая продукция» Кт сч. 20 «Основное производство»

Полная фактическая себестоимостьготовой продукциивключает затраты, связанные с процессом ее производства, и расходы на продажу (коммерческие расходы).

Расходы на продажу возникают в ходе процесса продажи при доведении продукции до покупателя. К расходам на продажу относятся: расходы на тару и упаковку готовой продукции на складе, на транспортировку готовой продукции покупателю, на рекламу продукции, на ее сертификацию и лабораторные исследования и др. Данные расходы учитываются по дебету активного счета 44 «Расходы на продажу». При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
1. Договор, счет, счет-фактура Акцептован счет рекламной организации за рекламу готовой продукции: · стоимость услуг · НДС 18%    
2. Ведомость начисления заработной платы Начислена заработная плата рабочим за упаковку готовой продукции на складе    
3. Ведомость начисления заработной платы Начислены страховые взносы с суммы заработной платы рабочих    
  Договор, счет, счет-фактура Акцептован счет транспортной организации за доставку готовой продукции покупателю: · стоимость услуг · НДС 18%    

Полную фактическую себестоимость готовой продукции можно определить по формуле:

Полная фактическая себестоимость готовой продукции = Фактическая производственная себестоимость готовой продукции (счет 43) + Расходы на продажу (счет 44)

В процессе продажи готовой продукции выявляется финансовый результат от ее продажи, который имеет форму прибыли или убытка от продаж. Прибыль или убыток от продаж определяется путем сравнения доходов и расходов от продажи продукции. Доходом от продажи является выручка от продажи готовой продукции (цена продажи продукции), расходом – полная фактическая себестоимость проданной готовой продукции.

Финансовый результат от продажи готовой продукции (прибыль/убыток от продаж) = Выручка от продажи готовой продукции Полная фактическая себестоимость проданной готовой продукции

Для учета операций по продажи готовой продукции (товаров, работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Назначение счета 90 «Продажи»состоит в обобщении информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, и выявлении финансового результата по этим видам деятельности. Обычными видами деятельности являются основные виды деятельности предприятия, которые указаны в учредительных документах организации.

Счет 90 «Продажи» относится к группе операционно-результатных, сопоставляющих счетов. Он сопоставляет (сравнивает) две оценки одного и того же объема продукции,поскольку по дебету и кредиту счета 90 отражается одинаковый объем продукции, но в разных оценках:

· по кредиту счета 90 отражается выручка от продажи готовой продукции (доход);

· по дебету счета 90 отражается полная фактическая себестоимость проданной готовой продукции (расход).

Путем сопоставления дохода и расхода определяется финансовый результат от продажи готовой продукции.

Выручка от продажи готовой продукции (доход) отражается (признается) в бухгалтерском учете при наличии определенных условий. Основным из этих условий является переход права собственностина продукцию от организации к покупателю. Если право собственности на готовую продукцию перешло к покупателю, т.е. она отгружена, и покупателю предъявлены расчетно-платежные документы, то продукция считается проданной независимо от факта поступления денежных средств.

В организациях, которые производят готовую продукцию и отгружают ее покупателям, для расчета с ними используется активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В момент отгрузки продукции и предъявления расчетно-платежных документов покупателю делается бухгалтерская проводка:

Отгружена готовая продукция покупателю (признается выручка от продажи)

Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт сч. 90 «Продажи»

Сущность данной хозяйственной операции состоит в следующем: с одной стороны, отражается дебиторская задолженность покупателей за проданную продукцию, поскольку покупатели ее еще не оплатили (дебет счета 62), а, с другой стороны, отражается (признается) выручка от продажи продукции (кредит счета 90).

В соответствии принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности доходы должны соответствовать расходам, благодаря которым они получены. Поэтому одновременно с отражением (признанием) выручки от продажи готовой продукции (дохода) отражается (признается) расход, связанный с продажей готовой продукции. Расходом, связанным с продажей готовой продукции, является полная фактическая себестоимость проданной готовой продукции. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки:

Списывается фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции

Дт сч. 90 «Продажи» Кт сч. 43 «Готовая продукция»

Списываются расходы на продажу, относящиеся к проданной готовой продукции

Дт сч. 90 «Продажи» Кт сч. 44 «Расходы на продажу»

После отражения вышеуказанных операций по дебету счета 90 формируется полная фактическая себестоимость проданной готовой продукции.

Ежемесячно суммы по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» сопоставляются, и определяется финансовый результат от продажи продукции, который называется «Прибыль от продаж» или «Убыток от продаж». Финансовый результат списывается на активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки». Синтетический счет 90 «Продажи» закрывается, сальдо не имеет, в балансе не показывается.

Для того чтобы определить финансовый результат от продажи готовой продукции, необходимо сравнить суммы по дебету и кредиту счета 90, и разницу записать на той стороне счета, где находится наименьшая сумма. Если выручка от продажи готовой продукции больше полной фактической себестоимости проданной готовой продукции, т.е. кредит счета 90 больше дебета счета 90, то финансовый результат (прибыль от продаж) записывается в дебет счета 90, и при этом делается бухгалтерская проводка:

Выявляется и списывается финансовый результат от продажи готовой продукции (прибыль от продаж)

Дт сч. 90 «Продажи» Кт сч. 99 «Прибыли и убытки»

Если выручка от продажи готовой продукции меньше полной фактической себестоимости проданной готовой продукции, т.е. кредит счета 90 меньше дебета счета 90, то финансовый результат (убыток от продаж) записывается в кредит счета 90, и при этом делается бухгалтерская проводка:

Выявляется и списывается финансовый результат от продажи готовой продукции (убыток от продаж)

Дт сч. 99 «Прибыли и убытки» Кт сч. 90 «Продажи»

Операция по выявлению и списанию финансового результата от продажи готовой продукции на счет 99 является последней операцией на счете 90 «Продажи». После этого подсчитываются обороты по дебету и кредиту счета 90, которые должны быть равны.

Пример. Отгружена покупателю готовая продукция на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 18% – 9 000 руб. Фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции – 30 000 руб., расходы на продажу – 5 000 руб.

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
1. Приказ-накладная, счет, счет-фактура Отгружена готовая продукция покупателю (признается выручка от продажи готовой продукции)   59 000    
2. Приказ-накладная, счет, счет-фактура Начислен НДС с суммы выручки от продажи   9 000    
3. Расчет бухгалтерии Списывается фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции   30 000    
4. Расчет бухгалтерии Списываются расходы на продажу, относящиеся к проданной готовой продукции   5 000    
5. Расчет бухгалтерии Выявляется и списывается финансовый результат от продажи готовой продукции (прибыль от продаж)   15 000    
  Дт Счет 90 Кт «Продажи»       Дт Счет 99 Кт «Прибыли и убытки»  
2) 9 000 1) 59 000     5) 15 000
3) 30 000        
4) 5 000        
5) 15 000        
Об 59 000 Об 59 000   Об – Об 15 000
        Ск 15 000

Пример. Отгружена покупателю готовая продукция на сумму 94 400 руб., в том числе НДС 18% – 14 400 руб. Фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции – 75 000 руб., расходы на продажу – 8 000 руб.

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
1. Приказ-накладная, счет, счет-фактура Отгружена готовая продукция покупателю (признается выручка от продажи готовой продукции)   94 400    
2. Приказ-накладная, счет, счет-фактура Начислен НДС с суммы выручки от продажи   14 400    
3. Расчет бухгалтерии Списывается фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции   75 000    
4. Расчет бухгалтерии Списываются расходы на продажу, относящиеся к проданной готовой продукции   8 000    
5. Расчет бухгалтерии Выявляется и списывается финансовый результат от продажи готовой продукции (убыток от продаж)   3 000    
  Дт Счет 90 Кт «Продажи»       Дт Счет 99 Кт «Прибыли и убытки»  
2) 14 400 1) 94 400   5) 3 000  
3) 75 000 5) 3 000      
4) 8 000        
Об 97 400 Об 97 400   Об 3 000 Об –
      Ск 3 000  

Ниже представлена структура счет 90 «Продажи».

Дт Счет 90 «Продажи» Кт
НДС в бюджет с выручки от продажи готовой продукции (Дт сч. 90 Кт сч. 68) Выручка от продажи готовой продукции (Дт сч. 62 Кт сч. 90)
Фактическая производственная себестоимость проданной готовой продукции (Дт сч. 90 Кт сч. 43)  
Расходы на продажу, относящиеся к проданной продукции (Дт сч. 90 Кт сч. 44)  
Прибыль от продаж или Убыток от продаж (Дт сч. 90 Кт сч. 99) (Дт сч. 99 Кт сч. 90)
Оборот по дебету Оборот по кредиту
   

Задачи бухгалтерского учета процесса продажи:

1. выявление объема продаж в денежном и натуральном выражении за определенный период времени как в целом по организации, так и по каждому виду продукции;

2. выявление финансового результата от продажи (прибыль или убыток от продаж).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: