Б) коммерческий трансферт

Одной из форм предпринимательской деятельности является финансовая предпринимательская деятельность.

Финансовая деятельность – процесс создания капитала фирмы и определение направления его использования.

В крупных фирмах этим занимается определенный отдел, который возглавляется вице-президентом по финансам. Вице-президент по финансам имеет в подчинении 2 лица:

    • Казначей – распоряжается наличностью, осуществляет финансово-кредитные операции.
    • Ревизор – отвечает за бухгалтерию, финансовое планирование, бюджет

Капиталы фирмы используются по нескольким направлениям:

1. повышение активов фирмы. К активам фирмы относятся: наличные деньги, выручка от реализации, резервы, станки, здания. Если активы постоянно пополняются, то речь идет о повышении активов фирмы.

2. Понижение пассивов фирмы – всего того, что фирма должна банкам, коммерческие займы, оплата счетов поставщикам, налоги и т.д.

Все то, что остается после повышения активов фирмы и понижения пассивов фирмы распределяется между участниками фирмы.

Капитал фирмы подразделяется на основной и оборотный.

Управление текущими активами (оборотный капитал) исходит из общей формулы кругооборота капитала. Они включают ликвидные активы, готовую продукцию, счета должников.

Управление эффективностью использования текущих активов предполагает:

o Совершенствование управления материально-техническими средствами посредством: рационального планирования закупок необходимых материалов, введения жесткой системы использования ресурсов, прогнозирование спроса на текущие активы, оперативность службы маркетинга.

o Понижение задолженности путем ужесточения условий кредита и использования специальных посредников фирмы, которые востребуют средства, счета за счет комиссионных.

o Улучшение использования наличных денег. Это предполагает учет кассовой наличности, текущих счетов, платежей, поступающих ценных бумаг и платежей в счет погашения долгов.

Не менее важной проблемой является использования основного капитала. Исходный пункт – выбор формы использования основного капитала. Речь идет о долгосрочной, краткосрочной, текущих инвестициях, понижение или повышение основного капитала с тачки зрения рациональности его использования и его структуры.

У фирмы существует несколько основных источников пополнения капитала:

доход от продажи товаров и услуг (самый крупный). В нормальных условиях этого источника достаточно для пополнения капитала и накопления.

1. Финансирование в долг

2. Финансирование путем выпуска обыкновенных акций. Если фирма находится на грани заема, то необходимо прибегнуть к выпуску акций.

3. Продажа активов. Некоторые фирмы имеют ликвидные активы и они их могут продать с точки зрения привлечения капитала.

Среди внешних источников наиболее важным является банковский кредит:

o Краткосрочный на срок менее года (30, 60, 90 дней). Условие – достаточная ликвидность заемщика, т.е как быстро его активы могут быть превращены в наличные средства.

o Среднесрочный. От 1 до 5 (8) лет. Предоставляются по залог товарных запасов и складских помещений, причем по этому залогу выдвигаются определенные требования: возможность длительного хранения товаров, без проблем реализация, товары должны быть подходящими для страхования, возможность контроля кредитора за хранением товаров, возможность передачи залога посреднику, когда дается под залог товар высокого качества, то кредитору дается сертификат.

o Долгосрочный. Используется, когда осуществляется модернизация производств, на 15-20 лет, они всегда обеспечены, а основной залог – недвижимость (здание, земля) – ипотечный залог.

Другой путь привлечения долгосрочной ссуды - выпуск долгосрочных облигаций на 20 лет и более.

Основные финансовые документы.

Финансовый баланс. Сводная таблица всех активных и пассивных счетов. В активе фиксируются те средства, которыми располагает фирма, в пассивном – источники получения средств.

Активы включают:

o Денежную наличность

o Ценные бумаги

o Дебиторскую задолженность

o Запасы материально-технических средств

o Долгосрочные инвестиции

o Реальный основной капитал

Пассивы включают:

o Краткосрочные кредиты

o Долгосрочные займы

o Уставной капитал

o Резервный фонд

o Накопленная прибыль

Баланс играет важную роль, так как в нем нуждаются:

    • Управляющие
    • Акционеры, для контроля за деятельностью фирмы
    • Государственные органы, для проверки правильности уплаты налогов
    • Банки, для получения информации о кредитоспособности

В нормально работающих фирмах обычно составляются несколько балансов:

    • Внутренний баланс с большой степенью правдоподобности для служащих
    • Ряд внешних балансов
    • Для журналистов может быть далек от правды

Основные приемы оптимальной балансовой политики – следуют законные меры:

1. перенос приема на более поздний срок

2. перенос приема на более ранний срок при необходимости

3. отсрочка, в связи с вводом в строй новых цехов, участков, оборудования

4. быстрая реализация ненужного оборудования и резервов, если их балансовая стоимость меньше рыночной

5. ускорение или замедление выписки счетов

6. перенос производства в страны с льготным налогообложением

Эти методы проводятся с большой осторожностью, так как находятся на грани закона и произвола.

1. Счет прибылей и убытков.

В этом документе, который публикуется один раз в год отражается:

1. товарооборот, то есть сумма товаров и услуг произведенных производителем за вычетом складированных и закупленных на стороне.

2. Издержки на приобретение ……

3. Торговая прибыль

4. Поступления и убытки от инвестиционной деятельности

5. Валовая прибыль до налогообложения

6. Налог на основной вид деятельности

7. Чистая прибыль и убытки в целом за год

1. Счет финансирования. В этом документе выделяется:

1. денежная наличность

2. источники финансирования

3. направление использования ресурсов

4. денежная наличность и денежные ресурсы на конец года

4. Форма сотрудничества предпринимателей.

Одной из форм сотрудничества предпринимателей является факторинг.

Суть: если предприниматель производит товар или услуги, то у него всегда есть долговые обязательства покупателей – дебиторские счета. Чтобы не ждать, когда эти счета будут погашены, предприниматель может передать такие счета в факторинговую фирму.

Факторинг – купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется между поставщиком и факторинговой фирмой.

Но в факторинговых операциях участвуют три стороны:

1. факторинговая фирма - покупатель долговых обязательств

2. клиент – поставщик долговых обязательств

3. предприниматель-должник

Предварительно факторинговая фирма изучает:

Клиента, путем изучения баланса, отчета.

Должника (активы, пассивы, платежеспособность)

Только после этого начинаются специальные переговоры о заключении договора. Факторинговые услуги могут оказываться в 2 формах:

1. Без финансирования. Клиент, передавший счета получает от фирмы сумму этих счетов при наступлении срока платежа. В этом случае факторинговая фирма получает комиссионное вознаграждение от клиента за ведение счетов должника-клиента, за риск, который факторинговая фирма берет на себя. Комиссионные в таком случае составляют по закону от 1,5 до 3% от суммы счетов.

2. С финансированием. Факторинг сразу выплачивает клиенту от 70 до 80% суммы. Остальная сумма выплачивается по мере поступления денег от должника потребителя. Эти 20-30% являются гарантией факторинга в случае недопоставок товара или в случае получения некачественной продукции.

Факторинговая фирма получает:

o комиссионное вознаграждение по ведению счетов клиента

o процент за авансированный капитал. Они обычно выше чем процент денежного рынка. Процент начисляется за период с момента выдачи авансов же его погашения. На непогашенные счета выписывается отдельный счет и предоставляется клиенту.

Что дает факторинг предпринимателю:

1. возможность превращения дебиторской задолженности в высоко ликвидные средства

2. освобождение от риска возможных неплатежей, который берет на себя факторинговая фирма

3. экономия средств на ведение счетов должников

4. факторинговая фирма имеет более полную информацию о рынке о платежеспособности большинства фирм и по договору предоставляет информацию клиенту

Основу факторинга составляют договора о факторинге, которые составляются на 2 года, но обязательным условием является информированность должника о договоре и что он будет иметь дело с факторинговой фирмой.

Вторая форма сотрудничества в финансовой деятельности – коммерческий трансферт.

Суть: партнеры различных стран приобретают друг у друга капитал в национальной валюте в определенном количестве и в определенной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: