Научно-технический прогресс (НТП). Определение, понятия и факторы

7.1. Определения понятия научно технического прогресса. Экстенсивные и интенсивные формы развития производства

Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального прогресса.

Необходимость НТП вызвана тем, что применение и развитие технически однородных средств и технологических методов приводят к постепенному сокращению прироста показателей эффективности, т. е. к экстенсивным формам развития.

Например, расширение производственно-технической базы (рост площадей, ввод технологического оборудования одинакового технического уровня) сначала вызывает существенный прирост коэффициента технической готовности автомобилей и других показателей эффективности ТЭА. Однако по мере «насыщения» этот прирост становится на равные затраты меньше, т. е. проявляется закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов. Так, повышение обеспеченности производственной площадью для ТО и ремонта на АТП с 8 до 10 м2 на 1 автобус увеличивает КТГ на 0,9 %, а с 16 до 18 м2 только на 0,1.

Данные, обобщенные под руководством акад. В. А. Трапезникова, показывают, что на важнейший показатель эффективности — производительность труда — практически в равной степени влияют фондовооруженность и уровень технологии производства

При сохранении уровня производства рост фондовооруженности приводит к экстенсивному, т. е. замедляющемуся приросту производительности. Например, увеличение фондовооруженности на 10 % может привести без изменения уровня применяемых технологических процессов к повышению производительности только на 5 %. При росте фондовооруженности на 30 % — на 14 % и т. д. Действие большинства ресурсных и технологических факторов подчиняется этому важному закону. К ним следует от нести состояние производственной базы, механизацию производственных процессов, обеспеченность персоналом, выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта и др. Применение неизменной технологии при водит к сокращению темпов прироста эффективности.

Интенсивные формы развития обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления.

Фондосберегающая форма НТП означает опережающий рост производительности по сравнению с фондовооруженностью, а фондоемкая — наоборот. Последняя характерна для условий недостаточной замены живого труда овеществленным, значительного удельного веса ручного труда, свойственного, в частности, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, особенно на комплексных АТП. Переход от фондоемкой к фондосберегающей форме развития производства связан с применением принципиально новых средств труда и технологий или сменой этапов развития производства в Рамках определенной технологии.

На первом этапе показатели эффективности новых средств производства или технологиймогут уступать соответствующим показателям предшественников. На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, связанный с освоением новых средств труда и технологий (повышение качества, обучение и адаптация персонала и т. д.). На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не явны, особенно важна правильная техническая политика, подкрепленная реальной финансовой и организационной поддержкой разработчиков новых технических или технологических решений.

На втором этапе показатели эффективности новых средств труда и технологий начинают превосходить традиционные и наступает период фондосберегающей формы НТП.

На третьем этапе более новые изделия или технологии вытесняют освоенные и происходит постепенное исчезновение потенциальных возможностей «новых» решений, а эффект их применения затухнет.

Поэтому определение рационального момента этого перехода, свое временное создание научного, технологического, организационного, качественного задела, обеспечивающего переход к новым техническим и организационным решениям и технологическим методам, является важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне, особенно государственном и отраслевом.

Научно-техническому прогрессу свойственны следующие характерные особенности.

1. Неразрывная связь и взаимообусловленность науки, техники, технологии и материального производства. Под наукой обычно понимается система знаний, вскрывающая закономерности развития природы и общества и способы воздействия на окружающий мир. Техника — это совокупность средств человеческой деятельности (орудий и средств труда), создаваемая и используемая людьми для повышения эффективности производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Средства труда, вовлеченные в процесс производства, превращаются в основные производственные фонды:

  • активная часть — элементы основных фондов, непосредственно участвующие в выпуске продукции;
  • пассивная часть — элементы основных фондов, которые создают необходимые условия для нормального функционирования средств труда.

Активная часть основных производственных фондов создается машиностроением и входит в состав функционирующих средств труда, минуя фазу капитального строительства, что создает базу для технического перевооружения и реконструкции производства. Поэтому машиностроение играет ведущую роль в ускорении НТП.

Пассивная часть основных производственных фондов создается в процессе строительства и входит в состав функционирующих средств труда, как правило, по истечении инвестиционного цикла.

Соотношение между активной и пассивной частями основных фондов влияет на их технический уровень: высокий удельный вес активной части в основных фондах эквиваленте более высокому техническому уровню основных производственных фондов. На автомобильном транспорте на активную часть основных фондов (подвижной состав) приходится в среднем 55—60 %, а пассивную (производственно-техническую базу) 40—50 % основных фондов. В свою очередь, в производственно-технической базе на активную часть (средства механизации и автоматизации) приходится всего 7—11 % общей стоимости ПТБ.

2. Качественное и существенное изменение средств труда, предметов труда и самой трудовой деятельности. Применительно к транспортному комплексу изменение средств труда прежде всего связано с использованием новых транспортных средств, занимающих ведущее место в основных производственных фондах. Изменение предметов труда характеризуется появлением новых видов грузов, связанных с развитием топливно-энергетической, металлургической, химической, микробиологической и других отраслей промышленности, агропромышленного комплекса и изменением способов их предъявления транспортному комплексу (пакетирование, контейнеризация, полупродукты, крупногабаритные грузы, моноблоки и др.). Сочетание новых транспортных средств, способов предъявления и переработки грузов, размеров грузопотоков, а также условий эксплуатации определяет необходимость развития прогрессивных транспортно-технологических систем (ТТС). Последние, в свою очередь, диктуют требования к транспортным средствам и производственно-технической базе, технологии и методам организации ТО и ремонта.

Применительно к технической эксплуатации изменение предметов труда связано с появлением нового подвижного состава и изменением структуры парка подвижного состава.

Изменение средств труда, т. е. производственно-технической базы, применяемого при ТО и ТР технологического оборудования, связано с изменением конструкции, габаритных размеров и других характеристик подвижного состава, условий его эксплуатации, концентрацией парков, применяемых видов топлива, а также с необходимостью существенного повышения эффективности, ресурсосбережения и экологичности собственного производства и организации ТО и ремонта для автомобилей, участвующих в обслуживании новых ТТС или их элементов.

3. Направленность НТП на преодоление ограничений производственных и природных ресурсов, диктующая необходимость осуществления ресурсосбережения, а также защиту и сохранение окружающей среды.

4. В условиях социалистического государства НТП является функцией и инструментом социально-экономической системы в том смысле, что эта система ставит перед экономикой цели, а НТП способствует достижению целей, т. е. более эффективному созданию базы социального прогресса. Таким образом, генеральными целями НТП являются интенсификация развития экономики и преодоление ограниченности производственных ресурсов путем преимущественного развития трудо- и фондосберегающих форм техники, технологии и организации материального производства.

Важным следствием изменения в сфере трудовой деятельности является необходимость повышения роли, престижа и значения инженерного и управленческого труда. Поэтому, во-первых, необходимо совершенствование подготовки и переподготовки инженеров с тем, чтобы их квалификация и престиж соответствовали требованиям существующего и перспективного производства, развивающегося в условиях НТП. Во-вторых, в сфере трудовой деятельности необходима специализация, определяющая место и ответственность определенных категорий работников за все этапы и результаты НТП:

  • научные работники должны генерировать новые идеи, выявлять и описывать законы и основные на правления НТП;
  • ИТР являются носителями НТП; они преобразуют ее идеи и законы в конкретные конструктивно-технологические формы и решения, а так же являются организаторами их реализации в процессе производства;
  • рабочие в процессе труда обеспечивают качественное воплощение конструктивно-технологических и организационных решений в материально-вещественные формы.

7.2. Факторы, определяющие научно-технический прогресс в сфере технической эксплуатации

Важнейшими задачами НТП на автомобильном транспорте и его под системе ТЭА являются следующие.

1. Повышение провозной и пропускной способности, производительности транспортных средств. Для технической эксплуатации эти задачи прежде всего связаны с повышением работоспособности, т.е. с обеспечением заданной технической готовности тех групп парка подвижного состава (по грузоподъемности, вместимости, специализации), которые необходимы в конкретный период времени для перевозочного процесса.

2. Экономия всех видов ресурсов. Применительно к технической эксплуатации речь идет об экономии: материальных и трудовых ресурсов и в первую очередь капиталовложений на создание, реконструкцию и техническое перевооружение производственно-технической базы для ТО и ремонта; ресурсов, расходуемых в процессе перевозок, а также ТО, ремонта автомобилей, отопления и энергоснабжения производственных помещений (до 30 % общего расхода топлива); дефицитных материалов и ресурсов (шины, смазочные материалы, цветные металлы, вода). Следует отметить, что высокий уровень работоспособности подвижного состава — это в конечном итоге и экономия самого подвижного состава, и важнейшая предпосылка ускорения обновления парка.

3. Эффективное использование и рациональное распределение и сбалансированное развитие ПТБ. Несбалансированное ее развитие (как правило, отставание от темпов роста парка) приводит к сокращению отдачи из-за низкой надежности главной части основных фондов — подвижного состава.

Главными направлениями экономии капиталовложений, на которые может оказать существенное влияние ТЭА, являются: управление возрастным составом парка; совершенствование структуры и организации ПТБ для ТО и ремонта; техническое перевооружение и реконструкция ПТБ.

4. Повышение квалификации и коренное улучшение условий труда и быта всех категорий персонала.

5. Снижение уровня вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, население и персонал.

Необходимо указать на следующие основные группы факторов, изменения которых диктуют и определяют направления НТП в сфере ТО и ремонта: конструкция автомобилей и структура парка; надежность транспортных средств; условия эксплуатации автомобилей; ресурсные ограничения; воздействие на окружающую среду.

В перспективе ожидается существенное изменение структуры автомобильного парка. Суть изменения — в увеличении доли автомобилей большой и особо большой грузоподъемности, в росте доли грузовых автомобилей малой грузоподъемности (до 1,5—2 т) и большегрузных карьерных автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 45; 75; 120—180; 250—300 т. Существенно повысится в парке удельный вес прицепного состава, специализированных автомобилей, автобусов большой и особо большой вместимости. Ожидаются следующие основные конструктивные изменения:

  • дизелизация грузовых автомобилей и автобусов;
  • применение сжатого и сжиженного газа в качестве топлива как на бензиновых, так и на дизельных двигателях;
  • использование в конструкции двигателя и автомобиля дополнительных устройств, в том числе компьютерных, обеспечивающих экономию топлива и контроль использования автомобиля;
  • применение новых конструкций многотопливных двигателей с послойным распределением заряда смеси в цилиндрах, которые сокращают зависимость автомобильного транспорта от вида и качества топлива; применение агрегатов и механизмов, повышающих комфортабельность перевозок, сохранность грузов, уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, защиту персонала, населения и окружающей среды.

Увеличение габаритов подвижного состава, широкое применение авто поездов и сочлененных автобусов потребуют внедрения преимущественно поточных методов обслуживания, организации прямоточного движения на постах и в зонах обслуживания, ремонта и хранения, а так же развития технологии обслуживания и ремонта автопоездов без их расцепки.

Производственные здания должны быть лучше приспособлены к изменению конструкции и габаритных размеров подвижного состава, новым технологическим процессом и видам выполняемых работ. Речь идет об увеличении шага колонн, освоении бесколонных перекрытий мастерских и зон ТО и ТР, о трансформируемых планировках мастерских, зон и участков, отказе от канав и др.

Изменение структуры парка приведет к существенному росту средней грузоподъемности автомобилей, увеличению веса их основных агрегатов и механизмов, что потребует обязательной механизации демонтажно-монтажных, транспортных и складских операций.

При росте грузоподъемности и вместимости автомобилей возраста ют экономические потери при их простое в ТО и ремонте, поэтому необходимо увеличение пропускной способности постов, участков и зон ТО и ТР путем большей концентрации рабочей силы и обеспечения для нее фронта работ, совершенствования технологии и организации производства, механизации и автоматизации производственных процессов; применения средств диагностирования. Расширится номенклатура объектов обслуживания и ремонта, связанная с усложнением конструкции, применением дополнительного оборудования и специализированного подвижного состава (рефрижераторные установки, автоматические коробки передач, устройства для контроля расхода топлива, компьютерная техника, навесное оборудование и др.).

Повышение надежности транспортного процесса и эксплуатационной надежности подвижного состава достигается рядом мероприятий автомобильного транспорта и, в частности, ТЭА, к которым относятся следующие:

  • четкое разграничение ответственности между инженерно-технической и перевозочной службами за обеспечение работоспособности и эффективного использования автомобилей;
  • совершенствование системы ТО и ремонта: увеличение удельного веса профилактических мероприятий, в том числе и предупредительного ремонта; оптимизация режимов и нормативов ТО и ремонта; лучший учет условий эксплуатации подвижного состава, индивидуализация нормативов ТО и ремонта;
  • управление возрастным составом парков, своевременное списание или изменение условий использования автомобилей со значительным сроком службы с начала эксплуатации;
  • применение системы управления качеством ТО и ремонта;
  • совершенствование системы морального и материального стимулирования персонала инженерно-технической службы. Ответственность коллективов за выполнение рекомендаций нормативных документов и за конечные результаты работы;
  • резервирование исправного подвижного состава, особенно на пассажирских перевозках (до 5—7 % от парка, например, в крупных городах); совершенствование организации технической помощи автомобилям на линии;
  • разработка и реализация требований к промышленности по повышению надежности транспортных средств, качества применяемых топлив и эксплуатационных материалов.

В транспортном комплексе автомобильный транспорт является крупным потребителем ряда важнейших ресурсов. Поэтому дальнейшее развитие автомобильного транспорта будет в значительной степени определяться масштабами и эффективностью ресурсосберегающей политики, проводимой на самом автомобильном транспорте. Сфера ТЭА будет активно задействована в реализации следующих основных мероприятий НТП, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов.

1. Применение альтернативных топлив и прежде всего сжатого, затем сжиженного природного газа (в конечном итоге, возможно, и водородного топлива), что потребует:

  • разработки обоснованных режимов и технологии ТО и ремонта автомобилей и работоспособной газовой аппаратуры, работающей при высоких давлениях (20—25 МПа) и низких температурах (-162°С);
  • разработки и производства технологического оборудования, включая диагностическое, для контроля ТО и ремонта газовой аппаратуры;
  • подготовки соответствующих кадров ремонтных рабочих и ИТР;
  • реконструкции ПТБ предприятий, организации централизованного контроля и ремонта газовой аппаратуры.

2. Совершенствование системы нормирования расхода топлива и смазочных материалов, обеспечивающих их экономию (учет при нормировании основных факторов, влияющих на расход топлива, разработка маршрутных норм, определение норм годности масел и смазок при работе).

3. Повышение квалификации ремонтных рабочих и водителей; совершенствование системы морального и материального стимулирования за экономию топливно-энергетических и других ресурсов.

4. Обеспечение необходимого технического состояния приборов, узлов, систем и агрегатов автомобиля, влияющих на расход топлива и масел и контролирующих их наличие и расход.

5. Совершенствование горюче-смазочного хозяйства АТП (централизованные маслохозяйства, механизация и автоматизация заправки и раз дачи топлива и смазок, объективный учет наличия и расхода ГСМ) с использованием компьютерной техники.

6. Разработка надежных расходомеров топлива, устройств, определяющих фактическую загрузку автомобиля, «рекомендующих» водителю рациональные режимы вождения, а также неразборных и надежных спидометров (тахографов).

Основные мероприятия НТП в области охраны окружающей среды будут направлены на: сокращение вредных для здоровья людей приме сей в отработавших газах; уменьшение уровня шума; повышение надежности узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения; сокращение вредных примесей в сточных и канализационных водах, сокращение потребления воды.

Помимо использования природного и нефтяного газа, на сокращение содержания вредных примесей в отработавших газах окажет влияние омоложение парка (ущерб от автомобиля со сроком службы более 10 лет в 1,4—1,5 раза выше, чем у автомобиля, срок службы которого не превышает 5 лет), применение инструментальных методов контроля токсичности (контроль при ТО-2 сокращает ущерб от токсичности на 25 %, а ежедневный — дополнительно только на 5 %), возможно применение электромобилей.

 

Список используемой литературы

1 Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. Учебное пособие. – Изд-во Саратовского университета, 1981. – 288с.

2 Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Е.С.Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; Под ред. Е.С. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 413 с.

3 Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств: Учебник в 3 кн.– К.: Выща школа, 1991. – Кн. 1. Теоретические основы. Технология / В.Е. Канарчук, А.А. Лудченко, И.П. Курников, И.А. Луйк. – 359 с.

4 Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств: Учебник в 3 кн.– К.: Выща школа, 1991. – Кн. 2. Организация, планирование и управление / В.Е. Канарчук, А.А. Лудченко, И.П. Курников, И.А. Луйк. – 406 с.

5 Клейнер Е.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. – М.: Транспорт, 1986. – 237 с.

6 Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие. – М.: МАДИ (ТУ), 1997. – 177 с.

7 Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. - М.: Транспорт, 1992. – 352 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: