Место и роль дисциплины в подготовке специалиста

Одна из главных задач высшего профессионального образования - это формирование у специалиста мировоззрения, то есть системы обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности. Эффективность для общества деятельности человека зависит от его мировоззрения.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является одним из этих компонентов мировоззрения.

Дисциплина «БЖД» относится к числу базовых профессиональных дисциплин, и имеет целью формирование у студентов убеждения о неразрывном единстве эффективной профессиональной и повседневной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, общекультурных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях. В процессе изучения дисциплины студенты должны освоить системный подход к организации защиты от опасностей, чрезвычайных ситуаций и их последствий на предприятиях и организациях всех форм собственности.

Преподавание данной дисциплины основывается на полученных в общеобразовательных учебных заведениях знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, физике, химии, биологии. Перед изучением дисциплины обучающиеся должны изучить теоретические основы механики, электричества, основные понятия атомной физики, теории колебаний и волн.

Важным условием повышения уровня безопасности является квалификация специалистов. Многообразие задач, возникающих в области БЖД, требует углубленной научной проработки, выделения приоритетных задач безопасности.

Особое место во взаимодействии человека с окружающей средой занимают психологические процессы. Знание и использование закономерностей психологических процессов являются резервом повышения безопасности. Психологические качества личности, их влияние на безопасность, закономерности воздействия факторов среды на психику человека и его безопасность - важная составляющая предмета безопасности жизнедеятельности.

Системное рассмотрение закономерностей воздействия негативных факторов (опасностей) на человека служит основой построения структуры коллективных и индивидуальных средств защиты человека и прогнозирования их развития.

Логическим продолжением объяснений закономерностей защиты от опасных воздействий является рассмотрение системы защиты человека в чрезвычайных ситуациях.

Интегрирующей частью дисциплины безопасности жизнедеятельности является система управления безопасностью, особенно управление охраной труда, охраной окружающей среды и управление безопасностью населения в чрезвычайных ситуациях.

Большой объем информации, циркулирующей в системе управления, и ее значимость определяют целесообразность рассмотрения в системе управления структуры информационного обеспечения: источников информации, ее характеристики, динамику информационных потоков, обработку информации должностными лицами.

Особое место в системе управления безопасностью принадлежит правовым основам безопасности, которые определяют правила и процедуры управления безопасностью.

С учетом вышеизложенного и построена структура дисциплины «БЖД» по профилям подготовки специалистов в ДГТУ.

Первый раздел дисциплины «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» посвящен анализу опасностей техносферы, их идентификации и изучению поражающих, опасных и вредных факторов.

Второй раздел «Принципы, методы и средства обеспечения безопасности профессиональной деятельности» имеет целью научить студентов выбору адекватных опасностям способов, приемов и средств защиты, позволяющих предупредить либо снизить до предельно допустимого уровня (концентрации) значение поражающего фактора.

Третий, заключительный, раздел дисциплины «Управление безопасностью жизнедеятельности» рассматривает основы организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и охраны труда на производстве.

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования специалисты с квалификацией «бакалавр» должны быть подготовлены к выполнению задач на утвержденных Постановлением Минтруда России должностях в производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности. Выполнение обязанностей руководителя производственного коллектива (бригады, цеха, отдела и т.д.) предусматривает ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) за ненадлежащее обеспечение безопасности подчиненных работников (персонала).

Таким образом, успешное изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является одним из важнейших слагаемых становления профессионалов любого из существующих профилей.

Усвоение материала в течении семестра будет контролироваться проведением многочисленных тестов, контрольных опросов и фиксироваться в виде зачетных рейтинговых баллов.

Завершается изучение дисциплины приемом зачета (по некоторым направлениям – экзамена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: