Понятие «эффекта», особенности его определения в производстве и торговле. Понятие «эффективности», ее виды, их характеристика

Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых предприятий, можно разделить на две группы, оценивающие две экономические категории:

экономический эффект;

экономическая эффективность.

Эффект — экономический результат функционирования предприятия. В зависимости от цели анализа экономический эффект может выражаться с помощью показателей товарооборота, валового дохода, прибыли, издержек обращения.

Экономическая эффективность определяется соотношением полученного эффекта (результата) и затрат различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информаци­онных) по его достижению.

Эффективность торговли - результативность функционирования предприятия или отрасли в целом, выраженная в отношении полезных конечных результатов к затраченным ресурсам.

В современно торговле раскрываются понятия трех разных видов эффективности.

· Эффективность хозяйственной деятельности определяется полученными результатами, которые отражают достижение стратегических и тактических целей развития, и конкурентным успехом на рынке;

· Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется соотношением полученного результата и эффекта;

· Эффективность производства товаров и услуг предполагает использование минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг, что снижает издержки всех видов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой.

В самом общем виде может быть представлена формулой:

Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства

Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др.

Классификация форм проявления эффективности производится по:

· Уровню рассмотрения: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень предприятия;

· Степени охвата результата: общая (социально-экономическая) и частная (социальная, экономическая) эффективность.

эффективность делится на:

·потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

· результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

· затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).




double arrow
Сейчас читают про: