Государство и церковь: проблемы взаимоотношений

В современном мире, где достижение свободы совести ста­ло непременным условием на пути создания демократичес­кого, гражданского общества, а вопросы религии и церкви тесно связаны с мироощущением человека, рассмотрение вза­имоотношений между церковью и государством, определение функций и роли религии в обществе становится особо акту­альным. В сегодняшней России церковь представляет собой не только религиозное, но и мировоззренческое, социо-куль­турное явление. Несмотря на то, что существуют различные концепции понимания перспектив развития религии, ее сущ­ности в жизни человека, все исследователи сходятся в одном — церковь как социальный институт, как тип религиозной организации является неотъемлемым элементом гражданско­го общества. Религия и церковь существуют в обществе в качестве специфического феномена, как одно из проявлений жизни социального организма.

Как соотносятся между собой церковь, государство и гражданское общество? Несмотря на то, что религиозные институты играют столь важную роль в общественной жиз­ни, а также являются одной из составляющих любого обще­ства, они не тождественны гражданскому обществу. Государ­ству, особенно тоталитарному, свойственно незаслуженно присваивать себе прерогативы духовного мира в ущерб церк­ви. Гражданскому обществу, которое на первое место вы­двигает социальную и духовную свободу своих институтов, свойственно слишком настойчиво отстаивать свою автономию, недооценивая меру своей духовной ответственности. Религи­озным же институтам свойственно излишне прямолинейно отождествлять себя с миром духовных и моральных ценнос­тей, забывая о своих земных задачах. Каждый из этих трех элементов — государство, гражданское общество и церковь — выполняют только им присущие функции, однако данные формы человеческой самоорганизации неразрывно связаны между собой. [Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России. М., 1998. С. 158]. Привычная дихотомическая схема "церковь — государство" уже кажется устаревшей. Речь идет о трихото­мии "религиозные институты — государство — гражданское общество". [Становление гражданского общества в России: (Правовой ас­пект) / Под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов, 2000. С. 27].

С начала 1990-х гг. религия стала влиятельным факто­ром общественной жизни и государственной политики. Пос­ле принятия ряда новых законов, касающихся свободы со­вести, в России начался бурный рост активности многих кон­фессий. Первым законодательным актом в этой области стал Закон СССР 1990 г. "О свободе совести и религиозных орга­низациях". 25 октября 1990 г. в РСФСР был принят Закон "О свободе вероисповеданий". Российская Конституция 1993 г. провозгласила принцип свободы вероисповедания. Согласно ст. 28. Конституции РФ каждому гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Законодатели пытались устранить все ранее существовавшие отступления от демо­кратических принципов, создать условия для беспрепятствен­ного осуществления свободы совести.

Статья 14 Конституции РФ 1993 г. провозглашает Рос­сию светским государством и закрепляет отделение религи­озных объединений от государства. Но не является ли дан­ное положение абстракцией и действительно ли государство не вмешивается в сферу религии, а церковь — в политичес­кую жизнь? Не противоречит ли ст. 14 Конституции РФ, декларирующей равенство всех религий перед законом и не­возможность существования в России государственной или обязательной религии, Федеральный закон "О свободе сове­сти и религиозных объединениях"?

В настоящее время правовое положение церкви в Россий­ской Федерации регулируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях", принятым Госу­дарственной Думой 19 сентября 1997 г. [СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465]. Реализация закона на практике доказала, что действующий закон не оправдал возлагавшихся на него надежд. В период обсуждения дву­смысленность ряда его принципиальных статей вызвала ост­рую дискуссию в печати. Принятый в первом чтении текст закона (от 23 июня 1997г.) подвергся критике не только со стороны видных политических деятелей России, но и, например, со стороны Папы Римского Иоанна Павла II и Прези­дента США Б.Клинтона. После многочисленных протестов религиозных меньшинств и правозащитной общественности Президент России Б. Н. Ельцин наложил вето на принятый депутатами Государственной Думы вариант закона и предложил представителям крупнейших религиозных конфессий подготовить новый проект закона.

К сожалению, авторы закона слишком поспешно предста­вили его недоработанный вариант с многочисленными про­ белами и противоречиями на повторное рассмотрение Думы. Новый вариант закона устранил некоторые недостатки ста­рого, однако, по определению депутатов фракции “Яблоко” выступивших в Думе против данного проекта, сохранил пря­мую дискриминацию граждан по религиозному признаку. Тем не менее 19 сентября 1997г. Государственная Дума при­няла новый текст Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" большинством голосов, 24 сентября закон был
одобрен Советом Федерации и 26 сентября подписан Президентом.

Несмотря на всю остроту борьбы, которая сопровождала принятие закона, он не способствовал нормализации религи­озной обстановки. И сегодня, как весьма справедливо отме­чают многие аналитики, окончательный текст закона толь­ко усложнил Межконфессиональные отношения и привел к нарушению прав человека в нашей стране. [ Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1998. № 4 (25); 1999. № 1 (26)]

Однако закон имеет целый ряд положительных сторон. Одной из основных норм закона стало подтверждение права каждого человека "на свободу совести и свободу вероиспове­дания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений". Признавая особую роль православия в России, закон отдает дань уважения другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иуда­изму и иным религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Статья 2 закона подчеркивает, что "установление преиму­ществ, ограничений или иных форм дискриминации в зави­симости от отношения к религии не допускается", а "ничто в законодательстве о свободе совести... не должно истолко­вываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Фе­дерации". Тем не менее уже несколько лет не прекращают­ся споры вокруг некоторых положений закона.

В чем основные недостатки Федерального закона "О сво­боде совести и религиозных объединениях"? В данном зако­не, как и ранее в царской России, устанавливается иерар­хия конфессий, ущемляющая традиционные религии (кроме православия), исторически существовавшие на территории страны, а в качестве главной религии признается правосла­вие. Хотя ст. 4 закона прямо провозглашает, что "Россий­ская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Однако закон в перечне основных конфессий России во­обще не упоминает, например, о существовании в стране протестантизма и католицизма. К сожалению, законодатели не разобрались в понятиях "христианство" и "православие": так, в преамбуле, подчеркивая особую роль православия и, таким образом, возводя православие в ранг государственной религии, они поставили его даже выше христианства, хотя православие, как известно, является частью христианской религии. [Религия: История и современность / Под ред. Ш. М. Мунчаева. М., 1998. С. 235]

Уже в преамбуле к закону подчеркнуто особое значение православной церкви для России. С одной стороны, особая роль православия в истории Российского государства и его духовной культуры несомненна. Как справедливо считают представители Русской Православной Церкви, положение, содержащееся в преамбуле, не должно оставаться только дек­ларацией, оно должно влиять на законодательство и отра­жаться как в конкретных правовых нормах, так и в реаль­ной политике государства.

С другой стороны, в современном гражданском обществе подобный закон должен прежде всего защищать права и ре­лигиозные свободы каждого человека, способствовать возрож­дению и объединению всех религиозных объединений в Рос­сии.

Закон ущемляет право на свободу совести многих верую­щих, прежде всего неправославного исповедания. Во многих регионах страны уже вступили в силу законы, запрещающие деятельность не православных миссионеров. В период острой дискуссии, развернувшейся вокруг закона, законодатели ут­верждали, что право человека и гражданина на свободу со­вести, и свободу вероисповедания закон ограничивает лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья,; прав и закон­ных интересов человека и гражданина, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства (ст. 3 п. 2). Однако в правовом государстве, закон не должен способствовать росту религиозного подполья, расширению базы зарубежных и оте­чественных религиозных организаций, не желающих действо­вать в рамках российского законодательства.

Основное отличие Федерального закона от законодатель­ства о церкви зарубежных стран состоит в том, что данный закон закрепил превентивные полномочия правоохранитель­ных органов, тогда как зарубежное законодательство исклю­чает любые формы воздействия исполнительной власти на конфессиональные объединения. [ Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998. N» 4. С. 19—25]

Не случайно экспертное заключение экспертов Палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте РФ указывает на то, что особенно, неправослав­ные христиане (протестанты, католики) и мусульмане огра­ничены в своих правах в соответствии с данным законом. Практически полное игнорирование иных вероисповеданий и конфессий в основном нормативном правовом акте о сво­боде совести — Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" свидетельствует о том, что его авторы руководствовались собственными религиозными пред­почтениями и политической конъюнктурой и не стремились создать закон, в полной мере гарантировавший всем право реализовать свободу совести.

Эксперты Палаты пришли к выводу, что отдельные ста­тьи закона (ст. 6, ст. 9 п. 1, ст. 11 п. 5, ст. 27 п. 3) проти­воречат Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Декла­рации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и диск­риминации на основе религий и убеждений, - Итоговому до­кументу Венской встречи 1989 г. СБОЕ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Конституции РФ.

Согласно закону все религиозные объединения делятся на две группы: религиозные организации, обладающие всеми правами (ст. 8), и религиозные группы, права которых су­щественно ограничены (ст. 7). Стать организацией группа может только в том случае, если сможет предоставить справ­ку от местных властей о существовании в данной местности не менее 15 лет (ст. 9), Опасность, исходящая, по мнению Русской Православной Церкви, со стороны иностранных религиозных групп, была одной из причин того, что в закон было включено данное ограничение на деятельность неправославных религиозных организаций, активно поддержанное православной церковью.

К наиболее спорным положениям закона относятся, на­пример, п. 5 ст. 11, согласно которому для государственной регистрации местной религиозной организации учредителям необходимо представить в соответствующий орган юстиции документ, подтверждающий существование религиозной груп­пы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверж­дающий ее вхождение в централизованную религиозную орга­низацию, выданный ее руководящим центром.

Таким образом, закон обязывает верующих представить документ, подтверждающий существование в организованной форме их объединения в течение 15 лет, но не устанавлива­ет порядка его выдачи государственными органами, что на практике может привести не только к произволу местной исполнительной власти, но и к поражению в правах всех религиозных объединений, не имеющих в настоящее время централизованных структур, зарегистрированных более 15 лет назад.

Кроме того, закон распространяет испытательный срок не на новые религии, а на организованные формы совместного исповедания веры последователей любых религий. Тем самым вводится ущемление прав верующих на образование новых общин уже известного вероисповедания, так как на них так­же распространяется 15-летний срок. Преимущества, устанав­ливаемые для централизованных религиозных организаций, влекут за собой дискриминацию государством тех граждан, которые хотели бы свободно выйти из централизованной орга­низации и образовать новую, не меняя своей религии и убеж­дений.

Определенные сомнения у аналитиков вызывает и п. 3 ст. 27, согласно которому религиозные организации, не име­ющие документа, подтверждающего их существование на со­ответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной, перерегистрации до наступления указанного 15-лет­него срока.

Иными словами, все религиозные организации и входя­щие в них граждане, которые не могут документально до­казать свое существование в течение последних 15 лет, до истечения 15-летнего срока фактически теряют свое равен­ство перед законом по сравнению с другими гражданами. Все граждане — последователи религиозных организаций, не мо­гущих документально доказать свое существование в течение 15 лет, лишаются гарантированного Конституцией РФ (ст. 59) и международными обязательствами России права на альтер­нативную гражданскую службу.

Из ст. 27 фактически вытекает, что религиозные органи­зации, не сумевшие представить документ, подтверждающий их существование не менее 15 лет, не вправе преподавать религию в государственных школах и создавать собственные образовательные учреждения; проводить обряды в тюрьмах, больницах, домах престарелых, интернатах, детдомах; про­изводить, приобретать, экспортировать, импортировать и рас­пространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения и учреждать необходимые для этого предприятия; учреждать средства массовой информации; приглашать; иностранных граждан и создавать при себе представительства иностранных религиозных организаций. Таким образом, в самом законе вводится понятие неравенства религиозных объединений пе­ред законом, а все религиозные организации фактически делятся на два вида: пораженные в правах и не пораженные в правах.

Еще одним положением закона, наиболее часто подвер­гающимся критике, является отсутствие в законе указаний на свободу атеистических убеждений. Пожалуй, сегодня, когда государственные органы и отдельные политики активно сотрудничают с религиозными организациями, понятие ате­изма во многом потеряло свою актуальность. Вместе с тем атеистическая идеология — это одна из граней свободы со­вести, а граждане, придерживающиеся атеистических взгля­дов, должны иметь право на уважение и защиту своих прав.

Очевидно, что сегодня взаимоотношения между церковью и государством развиваются и еще находятся в стадии ста­новления. Не случайно, текст Федерального закона "О сво­боде совести и религиозных объединениях", утвердивший авторитет православия и ограничивший распространение дру­гих вероучений, явился плодом нелегкого компромисса за­конодателей и религиозных организаций, общественности и правозащитников. Учитывая то, что реализация закона на практике уже вскрыла его недостатки, а отдельные нормы, ставшие предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и по сей день вызывают многочисленные споры, представля­ется разумным внести в него определенные изменения.

Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" должен содержать нормы прямого действия при регулировании всех важнейших общественных отношений в религиоз­ной сфере и исключать возможность их неоднозначного тол­кования. Принципы свободы совести, провозглашенные: за­конодательно, должны воплощаться в реальности и соответ­ствовать конституционным и международным нормам. Огра­ничения в деятельности религиозных организаций, которые существовали в тоталитарном советском государстве, не дол­жны повторяться в современном обществе.

К сожалению, как со стороны государственных органов, так и со стороны церкви отсутствует активное стремление внести поправки в действующий закон, скорректировав тем самым и государственно-церковные отношения. Назрела, на­конец, необходимость создать научно обоснованную, базирующуюся на законодательной основе концепцию отношений государства и церкви. Следует привести и региональное за­конодательство о свободе совести в соответствие с Конститу­цией РФ и Федеральным законом "О свободе совести и ре­лигиозных объединениях".

Отделение церкви от государства должно; предусматривать не только нейтралитет государства в вопросах веры, но и невмешательство государства, его органов и должностных лиц во внутрицерковную деятельность и в отношение граждан к религии. В свою очередь, церковь не должна вмешиваться в дела государства, выполнять какие-либо государственные функции и получать от государства материальную поддерж­ку [Конституционное право России / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафинова. М., 1998. С. 149]. Понимание свободы религии как необходимого элемен­та свободы совести подразумевает существование демократи­ческих прав и свобод, дающих право каждому человеку вы­бирать и исповедовать любую религию.

9. Свобода мысли и слова. Мысль - неотъемлемое свойство каждого человека. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Человека можно заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать или не думать по желанию невозможно. По-другому обстоит дело со свободой слова. Судьба у свободы слова и демократии общая: одно не может существовать без другого. Признание свободы слова требует и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть. Многообразие проявления свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным и к политическим правам. Так и произошло и со статьей 29 Конституции РФ, которая гласит, что:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

б) политические права и свободы:

Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из первых принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью правового статуса человека. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

1. Свобода печати и информации. Данный вопрос свободы печати и информации является, бесспорно, главным в проблеме демократии. Поскольку без последнего невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство. Первооснова этой свободы зафиксирована в статье 29, ч.4 Конституции. Особое значение принадлежит в рассматриваемом вопросе средствам массовой информации (СМИ). В частности это закреплено в Законе о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. Однако, государство вправе налагать на СМИ некоторые обязанности, такие как освещение деятельности государственных органов. Единственным правительственным институтом, противостоящем злоупотреблениям СМИ является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

2. Право на объединение. Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Конституция Российской Федерации, Закон "Об общественных объединениях" и КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданам право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Ст.30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании ст.56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливаются в условиях чрезвычайного положения. Конституция также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям. В части пятой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательством устанавливается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (Ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих"). В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:

"Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Учредителями по существующему законодательству Российской Федерации являются как физические, так и юридические лица. Причем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности и гласности.

3. Право на мирные собрания и публичные манифесты. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам. В Конституции это право выражено в статье 31, содержание которой гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно лишь только в строго определенных случаях.

4.Право участвовать в управлении делами государства. Данное право закреплено в ст.32 ч.1 Конституции РФ, суть которой заключается в:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

А также развивает, содержащуюся в ст. З Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Существуют две формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого - либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

5. Право избирать и быть избранным. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.

6. Равный доступ к государственной службе. Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации, по каким - либо признакам.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Ограничением на прием на государственную службу может служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности.

7. Право участвовать в управлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда (ст. 123 ч.4 Конституции). Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в правлении правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.

8. Право обращений. Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод граждан. Данное право закреплено в ст. 33 Конституции:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.

Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.

Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).

Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.

Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц (петиции).

Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся, затрагиваемы в них вопросы.

В отличие от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых подлежат обжалованию. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия. Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в ст.2 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04 1993 года:

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его в вышестоящую инстанцию.

в) экономические, социальные права и культурные права:

1. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому праву относится также положения 8 -ой статьи Конституции, где гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантия этого права. В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаются определенные виды экономической деятельности (производство оружия, наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличие лицензии на право ею заниматься. Конституцией РФ запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица, неограниченные законом в своей правоспособности (содержание правоспособности закреплено в ст. 18 ГК РФ).

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность, которая регулируется Федеральным законом (О государственном регулировании внешнеторговой деятельности), подписанный Президентом РФ 14 октября 1995 года.

Данное право регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами (О производственных кооперативах) от 8 мая 1996 года. (Об акцизах) от 7 марта 1996 года, а также Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом Президентом РФ от 21 марта 1996 года.

2. Право частной собственности. Оно принадлежит каждому и является одной из
основ конституционного строя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции
этого права означало не только признание основного права демократического режима, но
и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским,
административным и иными законодательствами, в том числе и земельным, т.к. земля
является объектом частной собственности. Статья 35 устанавливает две юридические
гарантии:

-никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

-принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Однако та же Конституция устанавливает и ограничение - владение, пользование и распоряжение частной собственностью осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде, а также не нарушает прав и свобод иных лиц.

3. Трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод включает в себя: свободу
труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.
Указанное разграничение произведено на основе статьи 37 Конституции РФ, которая
гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к трубу, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было 'дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Соответствующие права предусмотрены и регулируются правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года), Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, принятой 6 августа 1993 года и рядом других нормативных актов, в том числе и КЗОТом.

4. Защита материнства, детства и семьи. В соответствии со статьей 38 Конституции
РФ:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняет дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс. Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

5. Право на социальное обеспечение. В каждом государстве есть люди, которые в
силу болезни или старости, а также по причине других обстоятельств не в состоянии
обеспечить свое существование сами. Общество не может бросить таких людей на
произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению
материальными благами за счет общества. В России тоже существует такая система, также
и право на социальное обеспечение, зафиксированное в ст.39 Конституции.

Закон устанавливает возраст, с наступлением которого люди получают право на получение пенсии - 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Пенсионное законодательство в нашей стране подробно детализировано, основным актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г. (с дополнениями).

Закон о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. ввел пособия по безработице. Указ Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их размеров от 10 декабря 1994 г. установил ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Существуют также пособия по временной нетрудоспособности, а также ряд других пособий. Выплаты по пособиям производятся из средств федеральных учреждений.

6. Право на жилище. Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ, основа нормальной жизнедеятельности гражданина и поэтому закреплено в ст.40 Конституции. Это право имеет ряд конституционных гарантий:

-никто не может быть произвольно лишен жилья;

-органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на.жилье;

-малоимущим, а также иным, названным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами.

7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Действующая Конституция
предоставляет право на медицинскую помощь государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и
других поступлений. В РФ также финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (ст.41
Конституции РФ).

Помимо гарантии, закрепленной в ч.3, рассматриваемой статьи, существуют следующие законы: Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте 1992 года, Закон РСФСР о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 года. Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 года и другие.

8. Право на благоприятную окружающую среду. Статья 42 Конституции РФ:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

9. Право на образование. Данное право имеет большое значение в жизни людей.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основной Закон РФ
содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном
образовательном учреждении (ст.43 Конституции РФ).

Основные принципы образовательной системы определены Законом об образовании от 13 января 1996 года. Отношение в области высшего и послевузовского профессионального образования регулируются Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 года.

10. Свобода творчества. Данная свобода, закрепленная в ст.44. ч.1 Основного Закона РФ означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан.

Конкретные правовые гарантии содержаться в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 г., а также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, где установлены права, вытекающие из свободы творчества.

11. Право на участие в культурной жизни. Означает право граждан на свободное посещение театров, художественных выставок, музеев (ст.44, ч.1). Как и свобода творчества, право на участие в культурной жизни закреплено в Основах законодательства о культуре, где сказано, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его происхождения, пола, расы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: