монополия – это монополия “рукотворно”, специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты Основные различия между ними – в широте соглашений участников и масштабах их объединения.
49 Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т. д.
50 Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например стиральные порошки). При этом, на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.
Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учётом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих её долю на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. С течением времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер. Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Сговор – это молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Картель (тайный сговор)
Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы-олигополисты, производящие однородную продукцию, выравнивают цены, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут монополизировать цены подобно «чистой монополии». Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции.
51 Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
Квазимонополия -термин, характеризующий ситуацию на рынке, когда продавцы или покупатели конкурируют между собой, но несмотря на это, в целом занимают своего рода монопольное положение по отношению к другим участникам рынка. В качестве классического примера К. называют рынок труда: работодатели ведут конкурентную борьбу за рабочих, но во время тарифных переговоров выступают сплоченно.
52 Общий, средний и предельный доход фирмы.
Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж.
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца. Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку, — то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.
Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать.. В этом случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу.
Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции? Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому доходу. И предельный доход - это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене. [5, c. 69] На рисунке 2 представлены прямые, характеризующие валовой и предельный доход фирмы.
|
Рис. 2 Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы.
53 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМОЙ.В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным
оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои
убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в
величине переменных ресурсов (материалов, труда и т. д.), которые она
использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются
как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Данные о доходе и
данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем чтобы можно было
определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль.
Существуют два подхода (принципа) к определению уровня производства, при
котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или
минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых
издержек; второй — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба
подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам,
функционирующим в условиях любой из трех основных рыночных структур.
Цена продукта и поставленное его количество образуют кривую предложенияконкурентной фирмы. Кривая предложения является восходящей (чем выше цена -–тем больше продукции выгодно поставить на рынок). В этом случае цена должнабыть равна 50 дол. (равной минимальной средним переменным издержкам) илибольше, прежде чем будет предложен какой-либо объем продукции. И так какпредельные издержки последующих единиц продукции увеличиваются, фирма должнаустанавливать соответственно более высокие цены, с тем чтобы ей было выгоднопроизводить эти дополнительные единицы продукции.Рисунок 9 обобщает применение нами правила MR(P)=MC. Здесь мы нарисовалисоответствующие кривые издержек. Затем от вертикальной оси мы провели ряд линийпредельных доходов при нескольких различных возможных ценах, которые рынок могбы установить для фирмы. Критическими ценами являются Р2 и P3. Случай закрытия напоминает нам, что при любой цене ниже Р2 — тойцены, которая равна минимуму средних переменных издержек, — фирме следуетзакрыться и ничего не поставлять. Фактически, производя Q2 единицпродукции по цене P2, фирма будет просто покрывать свои переменныеиздержки, и ее убыток будет равен ее постоянным издержкам. Фирме,следовательно, безразлично, закрываться или производить Q2 единицпродукции. Но при любой цене ниже P2, такой, как P1,фирма закроется, и ее предложение будет равно нулю.
Рис. 9. Кривая предложения и издержки фирмы в краткосрочном периоде.Цена Р3 является стратегической, потому что это цена, при которойфирма будет просто покрывать расходы, производя Q3 единицыпродукции, в соответствии с правилом MR(P)=MC. Здесь валовой доход будет толькопокрывать валовые издержки (включающие нормальную прибыль). При любой другойцене между P2 и P3 фирма будет минимизировать своиубытки, производя до точки, в которой MR(P)=MC. При любой цене, превышающей P3, фирма будет максимизировать свои прибыли, производя до точки, гдеMR(P)=MC. Таким образом, при цене P5 фирма получит наибольшиеприбыли, поставляя Q5 единиц продукции. Суть вопроса заключается вследующем. Каждая из различных точек пересечения, показанных на рисунке 9, вкоторых MR(P)=MC, обозначает возможную цену продукта (на вертикальной оси) исоответствующее количество продукции, которое фирма, стремящаяся к прибыли,поставила бы при этой цене (на горизонтальной оси). Эти точки, по определению,фиксируют положение кривой предложения конкурентной фирмы. Так как ничего небыло бы произведено при любой цене ниже минимума средних переменных издержек,мы можем заключить, что отрезок кривой предельных издержек фирмы, которыйлежит выше кривой ее средних переменных издержек, является кривой еепредложения в краткосрочном периоде. На рисунке 9 отрезок кривой предельныхиздержек начиная от точки с координатами Q2, P2, являетсякривой предложения в краткосрочном периоде. Это и есть связь между издержкамипроизводства и предложением в краткосрочном периоде. [5,c. 82]Следует отметить, что изменения в таких факторах, как цены различных вводимыхресурсов, или в технологии, приведут к перемещению кривой предельныхиздержек, или предложения, в краткосрочном периоде в новое положение.Например, рост заработной платы сместил бы кривую предложения вверх, чтопривело бы к прекращению предложения. Также и научно-технический прогресс,который повышает производительность труда, сместил бы кривую предельныхиздержек, или предложения, вниз. Это означало бы рост предложения. 54 Долговременный период позволяет фирмам вносить определенные технологические и управленческие изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде существует данное число фирм в отрасли, каждая из которых имеет постоянное, не меняющееся оборудование. Действительно, фирмы могут закрываться в том смысле, что они производят ноль единиц продукции в краткосрочном периоде, но у них нет достаточного времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. Напротив, в долговременном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы или расширить свои производственные мощности, или, что более важно, увеличиваться, или уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. Необходимо исследовать, как эти долговременные приспособления меняют выводы, касающиеся определения объема производства и цены в краткосрочном периоде.
55 Конечным этапом цикла движения предприятия является его закрытие. Оно может проходить в форме ликвидации и в форме банкротства. Следует понимать также, что существуют способы ухода от стадии закрытия путем различных видов развития бизнеса предприятия, например реорганизация.
Ликвидация фирмы проводится в соответствии с решением се собственников и связана со следующими причинами:
- недостаточная эффективность фирмы,
- завершение выполнения предприятием своих задач.
Что касается банкротства, то оно вызывается финансовой несостоятельностью (неплатежеспособностью) предприятия и регулируется Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Ухудшение положения предприятий связано с неэффективной системой управления, неэкономичным и нетехнологичным производством, слабым учетом конъюнктуры, рисков и т.д.
Основные понятия в области банкротства предприятий включают следующее:
- должник, предприятие-должник — предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;
- конкурс (от лат. concursus — стечение, соединение) — в коммерческом праве порядок удовлетворения претезний кредиторов к должнику, заключающийся в передаче в судебном порядке имущества должника под управление специальной комиссии, которая и занимается рассмотрением требований кредиторов;
- конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;
- конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;
- конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;
- конкурсный управляющий — лицо, осуществляющее конкурсное производство;
- умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;
- фиктивное банкротство — заведомо ложное объяв- ление предприятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Под банкротством (несостоятельностью) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Процесс объявления предприятия банкротом включает три стадии:
- предприятие признается неплатежеспособным на основе проведения финансового анализа и выявления неудовлетворительной структуры его баланса;
- к предприятию могут быть применены определенные реорганизационные или ликвидационные процедуры или мировое соглашение, на этом этапе проводится углубленный финансовый анализ;
- предприятие может быть объявлено банкротом по решению арбитражного суда.
В отношении предприятия-банкрота применяются следующие процедуры.
Реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации, в том числе:
- внешнее управление имуществом должника;
- санация (финансовое оздоровление предприятия-должника).
Ликвидационные процедуры, осуществляемые в процессе конкурсного производства, включают:
- принудительную ликвидацию предприятия-должника;
- добровольную ликвидацию предприятия-должника.
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Дело о несостоятельности предприятия возбуждается арбитражным судом.
По решению арбитражного суда по отношению к предприятию-банкроту проводятся вышеуказанные процедуры.
На стадии решения о применении реорганизационных и ликвидационных процедур или мирового соглашения для предпри- ятия-банкрота проводится углубленный финансовый анализ, по результатам которого принимается одно из следующих решений:
- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;
- приватизировать его в обязательном порядке с особыми условиями;
- преобразовать предприятие в казенное, т.е. фактически в бюджетное;
- продать предприятие с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.
Возможны и незатратные способы решения экономических проблем, стоящих перед предприятиями (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена менеджмента, изменение юридического лица).
Первоочередным требованием к планам санации является обеспечение при их реализации выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости функционирования предприятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предприятию в виде государственной финансовой поддержки.
Реорганизация юридического лица включает следующие варианты: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-пра- вовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
56 Равновесие потребителя достигается при равенстве его потребностей и возможностей, когда он максимизирует свое благосостояние (удовольствие от потребляемых благ). Аналогично равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства.
Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу – одинаковый предельный продукт MP. Данное правило аналогично правилу максимизации полезности для потребителя.
В случае использования только двух ресурсов (например, труда и капитала) должно соблюдаться равенство
MP труда / цена труда = MP капитала / цена капитала. (23)
В экономической теории принято считать, что рациональный производитель стремится максимизировать прибыль. При совершенной конкуренции цены благ и цены ресурсов являются заданными, независимыми от данного производителя величинами. Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек.
Правило максимизации прибыли гласит, что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении MRP не станет равен его цене. При этом формула (23) принимает вид
MRP труда / цена труда = MRP капитала / цена капитала = 1. (24)
В отношении предприятия в целом современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли достигается при выполнении равенства
МР = МС = Р = АС. (25)
Равновесие производителя иллюстрируется изокостой – линией, отражающей издержки производства (рис.17) и изоквантой – кривой, отражающей все возможные комбинации факторов производства для обеспечения заданного объема выпуска продукции (рис.18). На рисунках показаны изокванта и изокоста двух переменных ресурсов – труда L и капитала К.

По принципам построения и использования изокванта и изокоста аналогичны кривой безразличия и бюджетной линии, рассмотренным в предыдущей главе. Так, изокванта представляет собой бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.
Изокванты для процесса производства имеют практически тот же смысл, что и кривые безразличия для процесса потребления, и обладают аналогичными свойствами.
Предприятие может замещать один ресурс другим, при этом правила, приведенные для предельной нормы замещения благ MRSAB [cм.формулу(20)], верны и для предельной нормы замещения ресурсов MRТSLK. Совпадает и принцип расчета данных показателей, только вместо количества благ используется количество используемых ресурсов.
Кроме изокванты, изображенной на рис.18, называемой непрерывной, так как она состоит из бесконечного множества точек, существуют и другие виды изоквант (рис.19): линейная, предполагающая возможность полной замены одного ресурса другим 1; жесткая, предполагающая наличие только одной возможной комбинации ресурсов 2 (при этом MRТSLK = 0); ломаная, которая предполагает существование определенного набора комбинаций ресурсов 3.
Изокоста аналогична бюджетной линии и отражает все доступные для производителя комбинации ресурсов при заданной цене единицы ресурсов и заданном бюджете производителя.
Оптимальная комбинация ресурсов (выбор производителя) определяется в точке касания изокосты и изокванты – точке равновесия производителя (рис.20).
В точке равновесия производителя Х (см. рис.20)производитель может достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые он может затратить на покупку ресурсов. При этом условием равновесия является соблюдение сле-дующего равенства:
MRТSLK = – dK/dL = W/r, (26)
где W – цена труда (ставка зарплаты); r – цена капитала.
Экономический смысл равновесия производителя аналогичен смыслу равновесия потребителя, достигаемого в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия. В обоих случаях точка равновесия отражает совпадения потребностей экономического субъекта и его возможностей.
57 Переход к анализу долгосрочного периода требует перехода от анализа поведения отдельной фирмы к выяснению их взаимодействия в процессе образования рыночного предложения и формирования рыночной цены. Это предусматривает введение некоторых новых предположений:
Таблица 7.3 Модель принятия решений по максимизации выгоды конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
| Вопрос | Первый подход | Второй подход |
| 1. Стоит ли производить? | Да, если ТR>TC, или TC – TR < FC | Да, если Р >AVC |
| 2. Какой объем стоит производить? | ТR - TC - max TC - TR - min | MR = MC |
| 3. Получит ли фирма экономическую прибыль? | Да, если ТR>TC, нет, если ТR<TC | Да, если Р >AТC, нет, если Р <AТC |
1. Предполагаем, что приспособление отрасли к потребностям рынка в долгосрочном периоде происходит путем привлечения в область новых производителей или их выхода из отрасли.
2. Предполагаем, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые или очень близкие кривые издержек, что дает возможность говорить об определенной средней, типичной фирме.
Пусть рыночная цена на стулья установилась на уровне 147 грн. (Р1), что дает возможность типичной фирме в отрасли получать экономическую прибыль. Как поведут себя в этом случае предприниматели других отраслей? Логическим будет спрогнозировать, что они попробуют переориентировать свою деятельность на производство стульев, поскольку оно приносит не только нормальную, но и экономическую прибыль. Как известно, под влиянием увеличения количества производителей кривая рыночного предложения переместится вправо, что приведет к снижению рыночной цены равновесия (рис. 5). Поэтому вступление в отрасль новых производителей ликвидирует экономическую прибыль.
Если цена снизится до уровня Р2, то типичная фирма не сможет получать экономическую прибыль. Более того, она столкнется с проблемой убытков (рис. 6), поскольку цена будет ниже, чем минимальный уровень средних издержек. В долгосрочном периоде начнется отток фирм из этой отрасли в те, где есть возможность получить хотя бы нормальную прибыль. Сокращение количества производителей уменьшит рыночное предложение, что приведет к установлению нового уровня цен. Поэтому массовый отток фирм из отрасли ликвидирует убытки.
58 Теория и практика функционирования экономических систем показывают, что монополизация национальной экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:
- стремление предпринимательской фирмы максимизировать объем прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;
- дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются «процветающие» фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;
- преимуществами крупного производства, которые имеют объективный характер; длительным сохранением положительного масштаба производства, при снижении средних и предельных издержек производства;
- влиянием НТП, когда возможность внедрения новшества предполагает наличие крупного капитала, а само внедрение такого новшества обусловливает появление дополнительных экономических преимуществ. Следует отметить, что многие отрасли 1-го подразделения национальной экономики просто обречены на образование «естественных монополий»;
- издержками конкурентной борьбы, что сопровождается возрастанием общего риска хозяйствования и способствует образованию соответствующих союзов или «экономических монополи»;
- моделью реализуемой экономической политики, которая способствует образованию, например, «национальных чемпионов».
В экономической жизни монополия выступает как крупная предпринимательская фирма и т.д., которая обладает определенными экономическими преимуществами.
В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:
появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;
образование союзов или достижение соглашений ряда крупных и средних фирм.
Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности и стремление уменьшить издержки конкурентной борьбы.
Картель - объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которые не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты на производство и реализацию продукции.
Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и т.д.
Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и др.
Концерн - объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании.
Монополия обладает доминирующим положением на рынке. Этому способствуют:
- концентрация производства и капитала и появлением предпринимательской фирмы со значительным экономическим потенциалом;
- централизация производства и капитала, что приводит к образованию монополистического союза;
- тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры;
- возможность дальнейшей дифференциации продукта, т.. возможность производить товар с особыми потребительскими свойствами, включая упаковку, расфасовку и торговый знак.
Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителей.
Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для НТП. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса, стремясь оторваться от ближайших конкурентов и обеспечить рост прибыли, овладеть новым рынком сбыта.
В структуре прибыли монополии можно условно выделить:
1. среднюю прибыль;
2. избыточную прибыль (экономическая);
3. монополистическую сверхприбыль.
Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится малоубыточной или малорентабельной, то монополия покидает ее.
Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы.
Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая экономическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в ее пользу перераспределяется определенная часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. «Донорами» могут выступать поставщики сырья, работополучатели, поставщики комплектующих изделий, покупатели продукции. Поэтому монополия затрагивает интересы широкого круга субъектов национальной экономики.
Степень экономической власти монополии можно измерить разными способами. Например, если определить долю сверхприбыли в общей массе присваиваемой прибыли. Используется так ж показатель монопольной власти Абба Лернера (1934г.):
L=(P-MC)/P, т.е. = прибыль/цена (1)
Чем больше коэффициент - тем больше монопольная власть.
Регулирование экономической власти монополии выступает важнейшей задачей в общем регулировании процессов национальной экономики.
59 Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и Nόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений. Основные проблемы макроэкономики
Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом [1]. Макроэкономическими проблемами можно назвать[1]:
- Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?[2]
- Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?[2]
- Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?[2]
- Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?[2]
- Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?[2]
- Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?[2]
Любая экономика состоит из рынков и экономических агентов. В теории выделяют четыре макроэкономических агента и три рынка. Все составляющие части экономики соединены между собой кругооборотом расходов, доходов и реальных ценностей [38]
60 Э кономический показатель — показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.
В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения.
Состав и структура экономических показателей представляют один из значимых объектов изучения экономической науки и в то же время ее содержательный элемент.
Система экономических показателей — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.
Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.
ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений).
Валовой национальный продукт (англ. Gross-National Product, англ. Gross-National Income) — один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов. Зачастую употребляется совместно с показателем ВВП, или заменяется им, что в общем неверно.
В отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.
61 Затратный метод расчета ВВП
Третий метод расчета ВВП включает в себя нахождение суммы конечного использования товаров и услуг (кроме промежуточного потребления) в ценах покупателей.
В экономике, большинство производимых вещей производятся для дальнейшей перепродажи. Таким образом, измерив общее количество затрат (в денежном исчислении) при покупках – это один из способов расчета уровня производства. Данный метод называется затратным методом расчета ВВП.
Если вы вяжете свитер и затем носите его сами, то данное производство не будет учтено при расчете показателя ВВП так как свитер никогда не будет перепродан. Вязание свитеров занимает небольшую часть от общего объема экономики, но существуют и другие значимые виды экономической активности такие как производство с использованием детского труда (обычно не оплачивается) и таким образом показатель ВВП утрачивает свою точность как индикатор уровня производства.
В долгосрочной перспективе существует тенденция к переходу от нерыночного осуществления услуг (например, приготовление еды, стирка, использование детского труда, самостоятельный ремонт) к рыночным услугам. Таким образом, данный тренд повышения количества услуг осуществляемых на рынке может стать причиной понижения реального внутреннего производства, что в свою очередь завысит показатель ВВП (индикатор ВВП будет слишком оптимистичен). Данному явлению в большей степени подвержены экономики стран, которые перешли от первичного и вторичного производства к сфере услуг.
62 Доходный метод расчета ВВП
Вторым способом расчета ВВП является использование «суммы первичных доходов, распространенных производящими субъектами – резидентами».
ВВП рассчитанный данным методом иногда называют валовым внутренним доходом (gross domestic income – GDI) или ВВП. Результаты полученные от доходного и затратного методов (метод описан ниже) должны быть одинаковы. (по определению, GDI = GDP. Однако на практике ошибки, возникающие при расчетах могут быть причиной отличия результатов, что зачастую имеет место быть в официальных отчетах статистических агентств.)
При использовании этого методом ВВП рассчитывается путем сложения доходов, уплаченных компаниями в пользу населения за аренду факторов производства – заработная плата за рабочую силу, рента за капитал, арендные платежи за земельные ресурсы и прибыли за предпринимательский ресурс.
Национальное агентство США по учету доходов и расходов разделяет доходы на пять категорий:
1.Заработные платы и другие доходы, полученные рабочими
2.Прибыли корпораций
3.Проценты к получению и доходы от инвестиций
4.Доходы от фермерской деятельности
5.Доходы от деятельности физических лиц (за исключением фермерской деятельности)
Эти пять компонентов доходов при сложении дают чистый внутренний доход по факторной цене.
При этом необходимо сделать две корректировки для получения конечного показателя ВВП:
1.Необходимо добавить непрямые налоги и отнять субсидии для перехода от факторных цен к рыночным.
2.Добавляется амортизация для перехода от чистого внутреннего продукта к внутреннему валовому продукту.
Общий доход может быть разделен на подгруппы на основании различных принципов. Таким образом, при расчете ВВП доходным методом могут использоваться различные формулы. Одной из часто используемых формул является формула «номинального доходного ВВП»
Метод расчета номинального ВВП доходным способом
ВВП = компенсации работникам + валовая операционная прибыль + валовой доход + налоги минус субсидии на производство и импорт
GDP = COE + GOS + GMI + TP & M – SP & M
Компенсации работникам (compensation of employees -COE). Данная статья измеряет общее количество денежных средств и эквивалетнов выплаченных в пользу работников, а также связанных с этим дополнительных платежей. Это включает в себя заработные платы, бонусы, социальные выплаты и выплаты по иным программам.
Валовая операционная прибыль (Gross operating surplus -GOS) – статья показывающая прибыль юридических лиц (доходы минус расходы). Однако, при расчете валовой операционной прибыли от выручки вычитаются только определенные виды затрат. is the surplus due to owners of incorporated businesses.
Валовой доход (Gross mixed income - GMI) – тоже самое что и валовая операционная прибыль, только для физических лиц (например, И.П.). В большинстве случаем применимо к малому бизнесу.
Сумму COE, GOS и GMI называют общим факторным доходом (total factor income). Это доход от всех факторов производства в экономике. Данный индикатор показывает ВВП в факторных (базовых) ценах. Разницей между базовым ценами и конечными ценами является размер общих налоговых платежей и субсидий, выплаченных либо удержанных правительством при производстве. Таким образом добавляя налоги и отнимая субсидии ВВП по базовым ценам конвертируется в конечный ВВП.
Общий факторный доход также зачастую рассчитывается как:
Общий факторный доход = компенсации работникам + корпоративные прибыли + арендные доходы + чистые проценты к получению
Альтернативная формула ВВП при использовании доходного метода расчета:
GDP = R + I + P + SA + W
Где,
R (rents) = рента
I (interests)= проценты к получению
P (profits)= прибыли
SA (statistical adjustments) = статистические корректировки (налоги на корпоративные доходы, дивиденды, нераспределенная прибыль)
W (wages) = заработные платы
63 Чистый внутренний продукт (ЧВП) – общий годовой объем производства товаров и услуг, который произвели и потребили в стране. Он определяется путем вычета из ВВП амортизационных отчислений:
ЧНП = ВВП – А.
Национальный доход (НД) – вновь созданная за год стоимость, характеризующая благосостояние общества, сумма заработной платы, ренты, процента и прибыли. Определяется путем вычета из величины ЧВП косвенных налогов на бизнес, не отражающих вклада экономических ресурсов в его создание.
При распределении национального дохода между членами общества он подвергается различным изменениям. Из заработанного дохода вычитаются налоги на прибыль, взносы на социальное страхование и нераспределенная прибыль (часть прибыли, которая осталась после уплаты налогов и выплаты дивидендов). Но одновременно к заработанным доходам добавляются трансфертные платежи (пенсии, пособия, субсидии), средства на которые государство получает через налоги. Таким образом, формируется еще один макроэкономический показатель – личный доход (кратко ЛД).
Личный доход – это сумма доходов, действительно получаемых населением на руки после вычета из национального дохода вкладов рабочих, служащих и работодателей в социальную систему страхования, налогов на прибыль корпораций и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей. Он является не заработанным, а полученным доходом и определяет величину дохода, которымдомохозяйства располагают в окончательном виде:
ЛД = НД – (Взносы на социальное страхование + Налог на прибыль +
+ Нераспределенные прибыли корпораций) + Трансферты.
Домашнее хозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.
Однако гражданам достается не весь личный доход, так как эти доходы также облагаются налогами. Располагаемый личный доход (РЛД) – средства, доступные для непосредственного расходования домашними хозяйствами, которые определяются путем вычитания из личного дохода индивидуальных налогов:
РЛД = ЛД – Индивидуальные налоги.
Основными формами распределения личного располагаемого дохода являются потребительские расходы населения (С) и личные сбережения (S):
РЛД = С + S.
В настоящее время в России начался переход к международным стандартам оценок основных экономических показателей. Важным шагом к внедрению системы национальных счетов явилось исчисление с 1988 г. органами статистики показателей ВВП, ВНП, ЧНП и др. За ориентир берется система национальных счетов ООН и Проект международных сопоставлений ООН. В соответствии с этим осуществляется переход к показателям системы национальных счетов.
Внедрение системы национальных счетов в практику российской статистики связано с переходом к макроэкономическому моделированию рыночных процессов и с обеспечением методологического единства при исчислении показателей для международных сопоставлений. Система национальных счетов России включает сводный счет внутренней экономики и сводный счет внешнеэкономических связей. Для учета динамики внутренней экономики ведутся счета по важнейшим экономическим операциям: операции с продуктами и услугами, распределительные операции и финансовые операции. Каждая операция отражается в счетах дважды –в ресурсах и в использовании.
Система национальных счетов открывает новые возможности анализа фактического состояния российской экономики. Одновременно делаются попытки международных сопоставлений валового национального и валового внутреннего продукта России. Однако внедрение системы национальных счетов в России – длительный процесс. Оно связано с формированием реальных рыночных структур в отечественной экономике и интеграцией российской экономики в мировое хозяйство.
64 Виды ВВП:
· номинальный (абсолютный) — выражен в текущих ценах данного года.
· реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
· фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости — это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики.
· потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики могут быть намного выше реальных.
· индекс-дефлятор(дефлятор) ВВП –общий индекс цен на все произведенные в стране товары и услуги; отношение номинального ВВП к реальному ВВП.






