Социальное страхование

№46. Социальное страхование: значение, принципы организации и финансовый механизм.

Социальное страхование - один из основных механизмов реализации социальной политики во всех развитых странах мира, основа для организации систем социальной защиты. Основная цель СС – гарантирование достойного материального и социального благополучия каждому человеку независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном труде. СС позволяет решать ряд задач: 1. оказание мат помощи нетрудоспособным гражданам; 2. возмещение потерянного трудового дохода в периоды временной нетрудоспособности, рождения и воспитания детей, безработицы; 3. обеспечение средств на оплату медицинской помощи населению, охрану детства и материнства; 4. перераспределение доходов и выравнивание уровня жизни различный социальных групп населения. СС осуществляется на основе соответствующих законов, предусматривающих порядок формирования денежных фондов, предназначенных для оказания социальных услуг. Фонды формируются за счет страховых взносов работодателей и наемных работников, которые носят преимущественно обязательный характер. Помощь, оказываемая за счет СС, носит строго нормированный характер, а условия ее предоставления регламентируются государством.

Существует 2 признака, при которых страхование становится «социальным»: 1. Страховое поле охватывает весь социум или большую его часть с равными правами на получение помощи при наступлении страховых случаев 2. Объектная область – социальные риски, это риски, угрожающие непосредственным образом воспроизводству человеческого и социального капиталов и возникающие в связи с реализацией физиологических процессов в организме человека, а также производственных отношений в обществе. Как правило, риски, связанные с болезнью, старостью, смертью, потерей кормильца и имеющегося социально-профессионального статуса.

СС – модуль страховой защиты, выполняющий ряд функций: 1. гарантийная – обязательное предоставление страховой защиты гражданам при наступлении социальных рисков; 2. регулирующая – обеспечивает перераспределение общественных фондов потребления для организации отношений в социальной сфере в соответствии со стратегическими целями и кратковременными программами социального развития; 3. предупредительная – организация и финансирование мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение возможного ущерба, связанных с наступлением страховых случаев.

Виды страх. обеспечения по обязательному СС:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинс­кой помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оз­доровление работников и членов их семей.

Организации производят выплаты по страховому обеспечению в пользу застрахованных лиц (работников) но пунктам 5—8, 10—14, остальные же платежи могут производиться государственными внебюджетными фондами в установленном действующим законодательстве порядке.

Современную систему государственного СС в РФ представляют 4 отрасли, управляемых специальными самостоятельными гос внебюджетными фондами:

1) гос СС и 2) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – Фонд социального страхования РФ; 3) обязательное медицинское страхование – Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования; 4) обязательное пенсионное страхования – Пенсионный фонд РФ.

Основная эк роль фондов СС – сбор и аккумуляция тех средств, которые гос-во обязывает граждан, хозяйствующих субъектов и органы власти направлять на страховую защиту. Фонды СС могут находиться в собственности гос-ва, обществ взаимного страхования или страховых компаний. Обычно под фондами СС понимают обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан, хозяйствующих субъектов и гос-ва, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.

ФСФР управляет средствами гос СС.

ФСФР помимо гос СС осуществляет обязательное СС от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний. Оно предусматривает: 1. обеспечение соц защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов стр-я в снижении проф риска; 2. возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных ФЗ случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по стр-ю, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; 3. обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф заболеваний. Обеспечение по стр-ю осуществляется: 1. в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи со страх случаем. 2. в виде страховых выплат: единовременной стр выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных стр выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти. 3. в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Право на гос пенсионное обеспечение имеют граждане: утратившие доход в связи с прекращением гос службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); здоровью которых был нанесен ущерб при прохождении военной службы; пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф в случае наступления инвалидности или потери кормильца; не работавшие при достижении установленного возраста; нетрудоспособные. Граждане осуществляющие трудовую и предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному пенсионному стр-ю и приобретают право на получение трудовых пенсий. Пенсионное стр-е осущ-ся ПФ РФ за счет средств стр взносов, уплачиваемых в обязательном порядке работодателями и индивидуальными предпринимателями. Законодательством установлено 3 вида трудовых пенсий: по старости; инвалидности; по случаю потери кормильца. Трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца состоит только из базовой и страховой частей. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет. Минимальный требуемый страховой стаж – 5 лет.

ОМС имеет отличия от других отраслей СС. 1. В рамках ОМС не производятся никакие денежные выплаты населению. Фин средства используются на оплату мед услуг, предоставляемых гражданам бесплатно специальными лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими гос лицензию. 2. В организации ОМС задействованы коммерческие компании – страх мед организации, кот отведена роль непосредственного страховщика. 3. в финансировании ОМС задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями неработающего населения. По закону «О медицинском страховании граждан» существует 2 группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС: Федеральный Фонд ОМС, страховые медицинские организации. Эти субъекты заключают договоры страхования на осуществление ОМС, аккумулируют стр взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. Страховые взносы – в ФФОМС - 5,1%, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату – 22%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: