1. Нотариат в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных нотариальных органов (государственных нотариальных контор), частных нотариусов (частных нотариальных контор) и должностных лиц, уполномоченных законом в определенных случаях на совершении нотариальных действий, которые наделены функциями по правовому оформлению и закреплению субъективных гражданских прав путем удостоверения документов, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, а также по выполнению других предусмотренных законом действий в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации, в силу чего этот вид деятельности имеет публично-правовую природу. Его отличительной чертой является также удостоверительный, подтверждающий характер, что позволяет обеспечить высокий уровень гарантий прав и интересов личности. Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела.
Осуществление деятельности нотариата, порядок его организации, права и обязанности нотариуса, виды нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, правила их совершения и иные вопросы, касающиеся этой сферы, регулируются Основами законодательства РФ о нотариате, ГК, который содержит нормы, определяющие процедуру сделок, оформления завещания и других нотариальных действий, связанных с вступлением в наследство (разд. V) и т.п., а также другими законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены частью второй НК (гл. 25.3), порядок использования герба Российской Федерации на печатях нотариусов — Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, — приказом Минюста России от 02.12.2003 № 306. Наряду с федеральными законами правовое регулирование нотариальной деятельности осуществляется также законами субъектов РФ, что закреплено в Основах законодательства о нотариате (ст. 35, 41, 69 и др.).
Нотариат выполняет следующие основные функции:
— превентивную, которая заключается в удостоверении прав и фактов, а также в принятии соответствующих мер, позволяющих не допустить возникновение в будущем спорных ситуаций или нарушений законных прав и интересов субъектов (например, удостоверение соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных контрактов);
— правообеспечивающую, направленную на создание гарантий правомерного поведения участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие (например, при совершении сделки купли-продажи недвижимости нотариус в соответствии с требованиями правовых норм и предоставленными ему полномочиями должен обеспечить соблюдение прав и исполнение обязанностей продавцом и покупателем, а также не допустить, чтобы заключаемая сделка повлекла нарушения интересов третьих лиц);
— фискальную, которая вытекает из публично-правовой природы нотариата и призвана способствовать решению ряда государственных задач (например, в соответствии с п. 6 ст. 85 НК органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщить о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения, тем самым способствуя привлечению соответствующих лиц к уплате налогов);
— удостоверительную, которая заключается в наделении нотариуса полномочием от имени государства придавать совершаемым сторонами действиям юридическую силу;
— правоустанавливающую, связанную с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов, которая осуществляется в основном посредством истребования необходимых документов, проверки наличия необходимого для совершения сделок фактического состава.
Все вышеперечисленные функции связаны с осуществлением правоохранительной функции, обеспечивающей законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота.
Основной задачей нотариата является осуществление предварительного и последующего контроля за законностью в сфере гражданского оборота. Нотариусы вправе направлять запросы в суд о наличии решений по вопросам, являющимся существенными для совершаемых нотариальных действий. В свою очередь суд рассматривает жалобы на отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия.
Вместе с тем нотариальные акты исполнительной силы не имеют, принудить сторону исполнить обязательство можно только путем обращения в суд. Исключение составляет взыскание денежных сумм по исполнительной надписи нотариуса на документах, устанавливающих задолженность, и на основании нотариально удостоверенного соглашения об алиментах.
2. Организация деятельности государственных и частнопрактикующих нотариусов
На территории России допускается как государственная, так и частная нотариальная практика.
Государственный нотариус — это лицо, работающее в государственной нотариальной конторе, на которое распространяются нормы законодательства о государственной службе РФ, т.е. государство не только устанавливает круг его полномочий, но и обеспечивает денежным содержанием и социальными гарантиями. Частнопрактикующий нотариус — лицо, работающее в частной нотариальной конторе, на которое распространяются главным образом нормы Основ законодательства о нотариате и ТК.
Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Различия касаются вопросов финансирования и контроля за деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, а также их ответственности.
Основы законодательства о нотариате закрепляют в основном одинаковые требования к кандидатам на должность и государственного, и частнопрактикующего нотариуса (ст. 2). Таковыми являются:
— гражданство Российской Федерации;
— высшее юридическое образование;
— прохождение стажировки (не менее одного года) у государственного или частнопрактикующего нотариуса;
— успешная сдача квалификационного экзамена;
— лицензия на право нотариальной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате
срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен, но не более чем на шесть месяцев.
Наделение нотариуса полномочиями производится на конкурсной основе из числа лиц, отвечающих вышеназванным критериям. Данное положение распространяется на занятие как должности государственного, так и частного нотариуса. Целью конкурса является отбор наиболее профессионально подготовленных лиц, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса определен Положением, утвержденным приказом Минюста России от 17.02.1997 № 19-01-19-97.
Решение конкурсной комиссии является основанием для издания приказа о назначении на вакантную должность лица, победившего в конкурсе.
Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу.
Согласно ст. 13 Основ законодательства о нотариате нотариус вправе осуществлять свою деятельность в пределах нотариального округа, который устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Вместе с тем совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.
Нотариус обладает правами и обязанностями, большая часть которых закреплена в гл. III Основ законодательства о нотариате.
Основное право нотариуса — это право совершать предусмотренные законом действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами.
Другие права нотариуса являются производными от вышеуказанного основного права. Так, для совершения нотариального действия нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Он может составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.
Обязанностями нотариуса в соответствии с Основами законодательства о нотариате (ст. 6, 9, 11, 16, 22, 24 и др.) являются оказание физическим и юридическим лицам содействия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснение им прав и обязанностей, а также последствий совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред, сохранение в тайне сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, если: оно не соответствует законодательству РФ или международным договорам; подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (ст. 48 Основ законодательства о нотариате). Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен в десятидневный срок вынести мотивированное постановление, разъяснить порядок и сроки обжалования отказа. Необходимо отметить, что требование о вынесении постановления распространяется только на нотариусов.
В части ведения нотариального делопроизводства нотариус обязан: вести надлежащий учет результатов своей деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством; вести нотариальное производство на языке, предусмотренном законодательством РФ; иметь личную печать с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения, а также штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Нотариус также обязан уплачивать установленные налоги и сборы; обеспечивать перевод текстов оформленных документов, если обратившееся лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство; соблюдать действующее трудовое законодательство в отношении работающих у него сотрудников.
Для частнопрактикующих нотариусов установлена обязанность страховать свою деятельность.
Ответственность нотариуса определена в ст. 17 Основ законодательства о нотариате и различается в зависимости от того, является ли нотариус государственным или занимается частной практикой.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет ответственность в установленном законом порядке. Он может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения. На него в полной мере распространяются положения ТК.
Вред, причиненный государственным нотариусом гражданину, возмещается в соответствии со ст. 1069 ГК государством за счет казны РФ.
В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо уполномоченных органов.
Вред, причиненный частнопрактикующим нотариусом имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях, подлежит возмещению по заключенному договору страхования гражданской ответственности нотариуса за счет страховых сумм, а при их недостаточности — за счет имущества такого нотариуса в пределах разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Имущественный вред, причиненный нотариусом умышленно, возмещается исключительно за счет принадлежащего ему имущества.
Если же такие действия совершил частный нотариус, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в гл. VII Основ законодательства о нотариате. При умышленном разглашении частным нотариусом сведений о совершенном нотариальном действии или совершении нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, и доказанности данных фактов решением суда он обязан возместить причиненный ущерб.
Если в соответствующем населенном пункте отсутствует нотариус, отдельные нотариальные действия вправе осуществлять должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений РФ (ст. 37, 38 Основ законодательства о нотариате). Нотариальные действия должностными лицами исполнительной власти совершаются в соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256.
Должностные органы исполнительной власти удостоверяют завещания, доверенности, принимают меры к охране наследственного имущества, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен законодательным актом РФ.
Виды нотариальных действий, совершаемых должностными лицами консульских учреждений, значительно шире, они вправе (за исключением, например, удостоверения договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, совершения протестов векселей) совершать те же действия, что и нотариус. Делегирование государством таких широких полномочий должностным лицам консульских учреждений обусловлено тем, что российские граждане, находящиеся в длительной командировке или туристической поездке, лишены возможности обратиться к нотариусу.
Кроме того, удостоверение завещаний и доверенностей может производиться капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, плавающих под флагом Российской Федерации, главными и дежурными врачами, начальниками воинских частей и др.
Виды нотариальных действий, которые совершают нотариусы и должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, перечислены в ст. 35, 36 Основ законодательства о нотариате. К ним, в частности, отнесены: удостоверение сделки; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; свидетельство верности копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых, факта нахождения гражданина в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, и др. Всего в Основах законодательства о нотариате закреплено 18 видов нотариальных действий.
Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку названные нормы предусматривают возможность совершения и иных нотариальных действий в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Нотариальное действие может совершить любой нотариус. В то же время, учитывая специфику совершения некоторых из них, законодательством установлены отдельные ограничения. Так, например, только нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, может выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества (ст. 36 Основ законодательства о нотариате). Договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отвода земельного участка (ст. 56 Основ законодательства о нотариате). Заявления о принятии наследства или отказе от него, претензии от кредиторов наследодателя принимаются нотариусом по месту открытия наследства (ст. 62, 63 Основ законодательства о нотариате).
Несмотря на разнообразие видов нотариальных действий, законодательством выработаны общие для всех правила их совершения, которые закреплены в гл. IX Основ законодательства о нотариате.
Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре, а экземпляры документов хранятся в архиве нотариуса. Наличие реестра и архива позволяет при необходимости быстро и достоверно установить, совершалось ли определенное нотариальное действие. Кроме того, в случае утраты документов, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от имени и по поручению которых совершалось нотариальное действие, выдаются дубликаты утраченных документов.
За совершение оказываемых нотариусом услуг взимается оплата. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.
За совершение тех же действий частным нотариусом взимается нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус (и государственный, и частнопрактикующий) взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.
За нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполни
тельной власти и органов местного самоуправления (например с выездом по месту жительства заинтересованного лица), государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.
Кроме того, заинтересованные физические и юридические лица возмещают нотариусу фактические транспортные расходы.
3. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата.
Субъектами отношений, связанных с нотариальной деятельностью, являются нотариальные палаты и Федеральная нотариальная палата.
В соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются во всех субъектах РФ.
Основное предназначение нотариальных палат заключается в том, что они осуществляют контроль за исполнением частными нотариусами своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства.
Кроме того, в полномочия нотариальных палат входит организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организация страхования нотариальной деятельности, представление и защита интересов нотариусов и др.
Взаимоотношения нотариусов и нотариальной палаты основаны на взаимных правах и обязанностях. Нотариус обязан уплачивать членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций. Также нотариус участвует в собрании членов нотариальной палаты, которое принимает решения по наиболее значимым для нотариальной деятельности вопросам. Руководство текущей работой осуществляет правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания, правления и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.
Нотариальные палаты на условиях членства объединяются в Федеральную нотариальную палату. В соответствии со ст. 30 Основ законодательства о нотариате Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях, а также решает иные задачи, связанные с обеспечением профессиональной деятельности нотариусов.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты (ст. 31 Основ законодательства о нотариате).
4. Понятие и задачи адвокатуры, принципы ее организации и деятельности
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Она объединяет лиц, получивших статус адвоката, а также органы адвокатского управления и адвокатские образования.
Профессионализм адвокатского сообщества предполагает наличие у его членов юридического образования и осуществление ими адвокатской деятельности, направленной на оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Данный признак отличает адвокатуру от общественных объединений, которые согласно ст. 13, 30 Конституции создаются для защиты своих интересов. Адвокатура не является политической организацией, поскольку обеспечивает права, свободы и интересы лиц независимо от их идеологии юридическими средствами и способами защиты.
Адвокатская деятельность имеет публичное начало, поскольку направлена на защиту общественных интересов. Но адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и является институтом гражданского общества. Она призвана обеспечить реализацию конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции). Поэтому адвокатура как правозащитный институт представляет собой своего рода негосударственный правоохранительный орган.
В отличие от государственных органов, которые оказывают правовую помощь гражданам в рамках выполнения своих основных функций, адвокатура была специально создана для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Необходимость в профессиональном адвокатском сообществе была, в частности, отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. В связи с жалобами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова», указавшем, что: «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».
Адвокатура относится к некоммерческим образованиям, поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской. За оказание юридической помощи адвокаты получают не прибыль, а вознаграждение (гонорар), которое является оплатой их труда.
Адвокатура — это институт гражданского общества, который представляет собой профессиональное сообщество адвокатов, обеспечивающее оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также возможность доступа к правосудию.
Правовую основу организации и деятельности адвокатуры составляют Конституция и Закон об адвокатской деятельности. Основной закон адвокатуры определяет понятие и содержание адвокатской деятельности, общие права и обязанности адвоката, порядок и условия приобретения статуса адвоката, организационно-правовую структуру организации адвокатуры. Среди иных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере адвокатской деятельности, следует выделить отраслевое процессуальное законодательство, устанавливающее процессуальные права и обязанности определенных участников процесса, в качестве которых могут участвовать адвокаты. Обязательные для каждого адвоката правила поведения установлены также Кодексом профессиональной этики адвоката, который был принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003. В соответствии со ст. 1 указанного Кодекса к правовой основе деятельности адвокатуры относится Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества, принятый на пленарном заседании в Страсбурге в октябре 1998 г. Установленные им правила распространяются на российских адвокатов в той части, в которой они не противоречат действующему в России законодательству об адвокатуре.
Задачи адвокатуры обусловлены положениями Конституции об обеспечении каждому права на квалифицированную юридическую помощь. Многообразие правовых проблем, возникающих у физических и юридических лиц, обусловливают постановку перед адвокатурой задач на оказание различных видов юридической помощи. Во исполнение возложенных на адвокатуру задач адвокат: 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Указанные виды юридической помощи не являются исчерпывающими. Закон наделяет адвоката правом оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. В осуществлении адвокатом юридической деятельности имеются ограничения. Адвокат не вправе реализовывать полномочия государственных правоохранительных органов (например, расследовать преступления) при оказании юридической помощи лицам, пострадавшим от правонарушения). Он не может заниматься частной детективной деятельностью или оказывать нотариальные услуги, которые также имеют юридический аспект.
Организация и деятельность адвокатуры базируются на определенных принципах, которые носят нормативный характер и обеспечивают надлежащее выполнение стоящих перед адвокатами задач. К ним относятся: законность, независимость, самоуправление, корпоративность и равноправие адвокатов.
Действие законности как основного общеправового принципа применительно к адвокатуре означает точное и неуклонное исполнение и соблюдение законов, а также иных нормативно-правовых актов адвокатами, адвокатскими образованиями и органами управления адвокатурой. Верховенство закона распространяется не только на деятельность адвокатов по оказанию юридической помощи, но и является основным требованием к внутриорганизационным отношениям адвокатского сообщества. Адвокаты обязаны соблюдать и исполнять законы и решения органов управления адвокатурой (Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты субъекта РФ), в том числе и, прежде всего, Кодекс профессиональной этики адвокатов.
Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он не вправе принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно имеет заведомо незаконный характер. Для оказания юридической помощи адвокат может совершать любые действия, если они не противоречат действующему законодательству. Однако, участвуя в судопроизводстве в качестве представителя или защитника, адвокат вправе использовать лишь те полномочия, которые прямо предусмотрены процессуальным законом. Закон требует, чтобы адвокатская деятельность осуществлялась на основе заключенного между адвокатом и доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Лишь в случаях, перечисленных в законе, адвокатские услуги могут оказываться бесплатно без заключения соответствующего договора.
Для адвокатуры одним из критериев законности является профессионализм деятельности, означающий обязанность адвоката честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и активно защищать права,
свободы и законные интересы доверителей, руководствуясь Конституцией, законами и Кодексом профессиональной этики адвокатов.
Независимость адвокатуры означает запрет любого вмешательства или воспрепятствования законной адвокатской деятельности. Данный принцип имеет международно - правовое начало. Так, в п. 2.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества определено, что: «задачи, выполняемые адвокатом в процессе профессиональной деятельности, требуют его абсолютной независимости и отсутствия какого-либо влияния на него, связанного, в первую очередь, с его личной заинтересованностью или давлением извне... Адвокату следует избегать какого- либо ущемления собственной независимости и не поступаться принципами профессионального долга ради интересов клиента, суда или других лиц».
В своей профессиональной деятельности адвокат обязан действовать в интересах своего доверителя, и в этом смысле зависим от его волеизъявления. Но такая зависимость не является безусловной. Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть исполнены адвокатом. Хотя адвокат не вправе занимать позицию и действовать вопреки воле доверителя, он может отступить от этого правила, если убежден в наличии самооговора своего подзащитного. Кодекс профессиональной этики адвоката рассматривает профессиональную независимость адвоката как необходимое условие доверия к нему.
Независимость адвокатуры обеспечивается широким кругом общих и процессуальных полномочий адвоката, а также предусмотренными законом гарантиями независимости каждого адвоката: 1) невозможностью привлечения адвоката к какой-либо ответственности (кроме гражданско- правовой перед доверителем) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение; 2) недопустимостью истребования от адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам (адвокатская тайна); 3) нахождением адвоката, членов его семьи и имущества под защитой государства; 4) процессуальным иммунитетом при уголовном преследовании (ст. 18 Закона об адвокатской деятельности).
Самоуправление адвокатуры выражается в существовании и деятельности специальных органов управления адвокатурой, образуемых и состоящих из адвокатов. Данные органы самостоятельно принимают решения по внутренним вопросам адвокатского сообщества и ведают делами адвокатуры. Участие органов государственной власти в управлении адвокатурой ограничивается выполнением регистрационной функции (ведение реестра адвокатов, выдача удостоверения адвоката, регистрация адвокатских образований и т.п.).
Адвокатские образования в силу ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязаны предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, а в Минюст России ежегодно представлять документ, содержащий отчет о деятельности адвокатского образования, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества. Однако исполнение данной обязанности должно осуществляться с учетом требований закона по обеспечению режима сохранения адвокатской тайны. Принцип самоуправления также проявляется в праве адвоката на самостоятельный выбор места своей работы, т.е. формы адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов или адвокатское бюро).
Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры определяет ее как особый вид профессионального сообщества, обладающего внутренней организацией, сплачивающей адвокатов. Для всех адвокатов объединяющим фактором служит преданность профессиональным интересам, а именно оказание правовой помощи в целях отстаивания прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества отмечено: «Дух корпоративного единства представителей данной профессии предполагает отношения доверия и сотрудничества, поддерживаемые адвокатами между собой и ради интересов клиентов, и ради избежания ненужных споров». Корпоративность адвокатского сообщества обеспечивается добровольностью приобретения и прекращения статуса адвоката, корпоративной дисциплиной и профессиональной этикой, заботой адвокатов о своей чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.
Одна из основных задач адвокатуры как корпорации состоит в защите интересов и целостности адвокатского сообщества. Для обеспечения выполнения данной задачи
органы управления адвокатурой наделены функцией представления и защиты адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Они осуществляют контроль за профессиональной подготовкой адвокатов и при необходимости ведут дисциплинарное производство.
Для поддержания корпоративной сплоченности Кодекс профессиональной этики адвокатов предписывает адвокатам строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав. Адвокат должен воздерживаться от употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, а также от критики правильности действий и консультаций своих коллег.
Принцип равноправия адвокатов прежде всего распространяется на их профессиональную деятельность. Действующим законодательном установлено единообразие правового статуса адвоката по объему прав и по сфере их применения. Полномочия адвоката действительны на всей территории РФ независимо от места регистрации адвоката.
Как правило, все адвокаты специализируются на оказании юридических услуг в определенных отраслях права либо на ведении отдельных категорий дел: дорожно-транспортных происшествий, экономических или общеуголовных преступлений, семейных или наследственных дел, арбитражных споров и т.д. Но независимо от специализации, стажа работы и других отличительных признаков все адвокаты наделены равными процессуальными правами, определенными процессуальным статусом субъекта, в качестве которого они участвуют в судопроизводстве.
Во внутренней жизни адвокатского сообщества равноправие адвокатов проявляется на съездах (конференциях), где каждый адвокат имеет равные возможности в обсуждении и решении организационно-управленческих вопросов. Адвокаты, занимающие посты в системе управления адвокатурой (член Совета адвокатской палаты, руководитель адвокатского образования), обладают дополнительными полномочиями, необходимыми для осуществления управленческих функций. К числу исключений из принципа равноправия адвокатов относится положение о том, что правом привлекать на договорной основе стажера для выполнения отдельных поручений обладает только тот адвокат, который имеет стаж не менее пяти лет.
Современная система российской адвокатуры определена гл. 4 Закона об адвокатской деятельности. В нее входят органы управления адвокатурой и адвокатские образования.
Организация адвокатуры строится на основе самоуправления. Органы управления адвокатурой создаются на выборной основе из числа адвокатов. Они призваны выполнять организационные, методические и представительские функции в отношении адвокатских образований, но не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также по своей инициативе контролировать работу адвокатов. Проверка законности и качества оказания адвокатских услуг возможна лишь в рамках дисциплинарного производства на основании поступивших жалоб. Решения органов управления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех адвокатских образований и адвокатов. Но адвокат и адвокатское образование не отвечают по обязательствам органов управления адвокатурой, так же как и органы управления не отвечают по обязательствам адвокатов либо адвокатских образований.
Органы управления адвокатурой имеют двухуровневую структуру, основанную на территориальном принципе:
— Федеральная палата адвокатов;
— Адвокатская палата субъекта РФ.
Федеральная палата адвокатов РФ является юридическим лицом и действует в организационно-правовой форме негосударственной некоммерческой организации. Она объединяет все адвокатские палаты субъектов РФ. Основными функциями Федеральной палаты адвокатов являются представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координация деятельности адвокатских палат, обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. К полномочиям съезда относятся принятие устава Федеральной палаты адвокатов и Кодекса профессиональной этики адвокатов, формирование совета Федеральной палаты адвокатов, а также решение иных организационных и финансовых вопросов, связанных с ее деятельностью. Всероссийский съезд адвокатов созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ. Каждая адвокатская палата имеет равные права и один голос при принятии решения независимо от количества ее представителей на съезде.
Исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов является совет Федеральной адвокатской палаты, который действует на коллегиальной основе в составе не более 30 человек, избираемых Всероссийским съездом адвокатов. Заседания совета созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решение совета считается принятым, если на заседании присутствовало не менее двух третей членов совета, большинство из которых проголосовало за принятие данного решения. Совет исполняет все полномочия Федеральной палаты адвокатов, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции съезда.
В каждом субъекте РФ действует одна Адвокатская палата, которая является высшим органом адвокатского сообщества на данной территории. Все адвокаты, зарегистрированные в одном субъекте РФ, обязаны быть членами соответствующей адвокатской палаты. Цель деятельности адвокатской палаты состоит в обеспечении оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения, организации бесплатной юридической помощи, а также в представительстве и защите адвокатов в органах власти и иных организациях. Адвокатская палата осуществляет контроль за профессиональной подготовкой адвокатов и соблюдением Кодекса профессиональной этики адвокатов.
Адвокатская палата субъекта РФ является самостоятельным юридическим лицом, имеющим организационно-правовую форму некоммерческой организации. В ее структуру входят собрание (конференция) адвокатов, совет адвокатской палаты, ревизионная комиссия и квалификационная комиссия.
Собрание адвокатов является высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ и созывается не реже одного раза в год. Если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты выступает конференция. Для того чтобы собрание (конференция) адвокатов считалось правомочным, необходимо, чтобы в его работе участвовали не менее двух третей членов (делегатов) адвокатской палаты. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относится избрание органов адвокатской палаты, а также решение организационных и финансовых вопросов, связанных с адвокатской деятельностью в соответствующем субъекте РФ.
Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом. Он избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек. Деятельность совета организует президент адвокатской палаты, который также выполняет представительские функции и обеспечивает выполнение решений органов адвокатской палаты. Президент адвокатской палаты избирается советом сроком на четыре года.
Заседание совета адвокатской палаты проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Для того чтобы заседание совета считалось правомерным, на нем должны присутствовать не менее двух третей членов совета. Полномочия совета обусловлены целью деятельности адвокатской палаты. К ним, в частности, относятся: определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению лица, в чьем производстве находится уголовное дело; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов; защита социальных и профессиональных прав адвокатов; организация информационного обеспечения адвокатов, обмена опытом работы между ними и осуществление методической деятельности; ведение реестра адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта РФ. Решения совета принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов совета.
Ревизионная и квалификационная комиссии адвокатской палаты выполняют строго определенные функции. Первая из них осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов, а вторая создается для приема квалификационных экзаменов у кандидатов в адвокаты, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Особенность организации квалификационной комиссии состоит в том, что из 13 членов комиссии шесть человек не являются адвокатами. Это представители территориального органа юстиции, законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также судьи.
Адвокаты осуществляют свою деятельность и выполняют возложенные на них обязанности в силу членства в адвокатской палате субъекта РФ в избранном ими адвокатском образовании. К ним не применяются нормы трудового законодательства, и они не заключают в качестве работников трудовых договоров.
Адвокатские образования, т.е. место работы адвокатов, имеют следующие организационно-правовые формы: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. По общему правилу выбор формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности является правом адвоката. О своем выборе он должен уведомить совет адвокатской палаты, а последний — территориальный орган юстиции. Исключением является работа, адвоката в юридической консультации, куда он направляется советом адвокатской палаты.
Адвокатский кабинет учреждается адвокатом, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Такой адвокат вправе принимать на работу помощников адвоката и технических сотрудников, не имеющих статуса адвоката. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом и может размещаться в жилых помещениях, находящихся в собственности или во владении и пользовании адвоката либо членов его семьи. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат должен уведомить совет адвокатской палаты и сообщить сведения о месте его нахождения и порядке осуществления телефонной, почтовой и иной связи.
Коллегия адвокатов и адвокатское бюро, являясь самостоятельными адвокатскими образованиями, имеют много общего. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности к отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются те же правила, что и для коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются некоммерческими организациями, действующими на основании устава. Для создания данных форм адвокатских образований достаточно волеизъявления двух адвокатов. Максимального числа адвокатов, работающих в коллегии адвокатов или адвокатском бюро, законом не предусмотрено.
В организации и деятельности коллегии адвокатов и адвокатского бюро имеются различия. Адвокаты, учредившие коллегию адвокатов, заключают между собой учредительный договор и являются членами соответствующей коллегии адвокатов. Вновь принимаемые адвокаты становятся членами коллегии адвокатов, но не считаются ее учредителями. При учреждении адвокатского бюро адвокаты заключают между собой партнерский договор и в дальнейшем именуются партнерами. Партнерский договор не предоставляется при государственной регистрации адвокатского бюро. Прием новых партнеров в адвокатское бюро оформляется соглашением о присоединении к партнерскому договору.
Высшим органом коллегии адвокатов и адвокатского бюро является Общее собрание ее членов (партнеров). Периодичность проведения собраний устанавливается уставом, но она не должна быть реже одного раза в год. Для осуществления текущего руководства деятельностью коллегии адвокатов создается исполнительный орган, который может быть единоличным и (или) коллегиальным. Закон не определяет название такого органа, оставляя это на усмотрение членов коллегии адвокатов. Ведение текущих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором.
Отличия в организации указанных адвокатских образований влекут за собой особенности функционального характера. Доверителю, обратившемуся в коллегию адвокатов, юридическую помощь оказывает адвокат, заключивший с ним от своего имени соответствующий договор. Поэтому адвокаты, входящие в одну коллегию, могут без каких-либо ограничений защищать или представлять права лиц с противоречащими интересами (например, истца и ответчика, обвиняемого и потерпевшего). Адвокаты-партнеры одного адвокатского бюро в подобной ситуации обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения, поскольку договор с доверителем заключается управляющим партнером от имени всех партнеров, обязавшихся соединить свои условия для оказания юридической помощи доверителю. Данные о партнерах указываются либо непосредственно в договоре на оказание юридической помощи, либо прилагаются к нему в виде списка партнеров. Каждый из адвокатов-партнеров имеет полномочия на ведение общих дел адвокатского бюро и несет вместе с остальными партнерами солидарную ответственность за нарушение условий договора и причинение вреда доверителю.
Законом установлено, что соглашение с доверителем всегда заключает адвокат, и именно ему, а не адвокатскому образованию, выплачивается вознаграждение за исполнение поручения. Суммы, вносимые в кассу либо перечисляемые на расчетный счет соответствующего адвокатского образования, являются доходом адвокатов, зачисляются на их лицевые счета и соответственно образуют объект налогообложения адвокатов как физических лиц. За счет полученного вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы, в том числе и на содержание адвокатского образования.
Юридическая консультация — это форма адвокатского образования, учреждаемая адвокатской палатой по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Основанием для учреждения юридической консультации является недостаточная численность адвокатов, а именно когда на территории одного судебного района число местных адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Деятельность юридической консультации в основном рассчитана на оказание адвокатских услуг по назначению дознавателя, следователя и суда, а также на предоставление бесплатной юридической помощи определенным категориям граждан.
Закон предусматривает право адвокатов на создание общественных объединений и участие в их деятельности в целях обеспечения корпоративных интересов. Единственным условием, предъявляемым законом к общественным объединениям адвокатов, является запрет на осуществление функций адвокатских образований, адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов либо их органов. В настоящее время основным общественным объединением адвокатов является Профессиональный союз адвокатов России.
6. Правовой статус адвоката
Адвокат — это лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Правовое положение адвоката несовместимо с занятием государственных должностей, должностей государственной службы и муниципальных должностей. Адвокат также не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, т.е. выполнять иную оплачиваемую работу на основании трудового договора. Исключение составляют научная, преподавательская и иные виды творческой деятельности. Адвокат может совмещать свою деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также занимать выборные должности в органах управления адвокатурой и общественных объединениях адвокатов.
Претендовать на получение статуса адвоката может любое лицо, соответствующее определенным законом требованиям. Во-первых, претендент должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. В качестве альтернативы допускается наличие ученой степени по юридической специальности. Во-вторых, кандидат должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. Часть 4 ст. 9 Закона об адвокатской деятельности предусматривает исчерпывающий перечень работ, которые включаются в стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, а именно: работа в качестве судьи, адвоката, помощника адвоката, нотариуса, преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также занятие некоторых должностей, требующих высшего юридического образования. В-третьих, претендент не должен быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным либо иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Действующее законодательство не запрещает претендовать на получение статуса адвоката иностранным гражданам и лицам без гражданства. Адвокаты иностранного государства также могут оказывать юридическую помощь на территории РФ, но только по вопросам права данного иностранного государства. При этом они должны быть зарегистрированы федеральным органом юстиции в специальном реестре.
Лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к кандидату в адвокаты, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Помимо заявления кандидат должен представить копию документа, удостоверяющего его личность, анкету и документы, подтверждающие соответствие лица предъявляемым к адвокату требованиям. При необходимости квалификационная комиссия организует проверку представленных сведений и документов, которая должна быть завершена в течение двух месяцев, после чего квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену либо об отказе в этом. Отказ допускается только по указанным в законе основаниям и может быть обжалован в суд.
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценке знаний претендентов, а также перечень
экзаменационных вопросов разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. На экзамен выносятся вопросы по гражданскому акционерному, жилищному, семейному, трудовому, налоговому, уголовному, гражданскому процессуальному, арбитражному процессуальному и уголовно-процессуальному праву, а также по производству в Конституционном Суде РФ и в Европейском Суде по правам человека. Законом установлено лишь общее требование о том, что квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирования) и устного собеседования.
Решение о присвоении статуса адвоката принимается квалификационной комиссией после успешной сдачи квалификационного экзамена в трехмесячный срок со дня подачи претендентом соответствующего заявления. Оно вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок уведомляет территориальный орган юстиции, который вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение установленной формы.
Правовой статус адвоката, включающий его профессиональные права и обязанности, не ограничен каким-либо сроком или возрастом адвоката. Он позволяет осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения.
Профессиональные полномочия адвоката составляют основу его правового статуса и делятся на две группы:
1) права адвоката, участвующего в судопроизводстве в качестве представителя или защитника, регламентированные соответствующим процессуальным законодательством (процессуальные права); 2) права адвоката, предусмотренные Законом об адвокатской деятельности (общие полномочия).
Процессуальные права адвоката являются производными от общих полномочий и обеспечивают выполнение отдельных направлений адвокатской деятельности в соответствующем виде судопроизводства. Для того чтобы воспользоваться ими, адвокат должен вступить в процесс, т.е. предъявить лицу, в чьем производстве находится дело, адвокатское удостоверение и представить ордер и (или) доверенность. Ордер выдается соответствующим адвокатским образованием и представляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом. В иных случаях адвокат вступает в дело и представляет доверителя на основании доверенности.
К числу общих полномочий адвоката относятся следующие права:
1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи путем истребования справок, характеристик и иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Важной гарантией данного права является обязанность органов и организаций, которым адресован адвокатский запрос, выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения соответствующего запроса;
2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь. Данные, полученные в результате опросов, не являются доказательствами, поскольку такие опросы имеют непроцессуальный характер и производятся с целью определения характера известных лицу сведений. Результаты опроса оформляются письменно и служат поводом для вызова опрошенного лица на допрос или для участия в иных процессуальных действиях. Опрашивать свидетеля либо иного участника процесса после его допроса адвокат не вправе. При необходимости получения новой информации от ранее допрошенных лиц адвокат должен заявить ходатайство об их повторном вызове и допросе в установленном законом порядке;
3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ. При осуществлении данного полномочия адвокат не может производить следственные и иные процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, а также не вправе заниматься частной сыскной деятельностью. В то же время адвокат может обратиться к услугам частного детектива, который в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вправе осуществлять сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Самостоятельная деятельность адвоката по собиранию предметов и документов, как правило, ограничивается получением их от доверителя, его родственников и знакомых либо изъятием определенных вещей из указанных ему мест. Признать собранные и представленные адвокатом предметы и документы доказательствами вправе лицо, в чьем производстве находится дело, если они обладают признаками допустимости, относимости и достоверности;
4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи. Специалист как лицо, обладающее специальными знаниями в определенных областях науки, искусства, техники и ремесла, может объяснить адвокату значение тех или иных обстоятельств дела, оценить имеющееся в материалах дела заключение эксперта и оказать помощь в постановке вопросов эксперту. Письменное заключение специалиста имеет силу доказательства (п. 3.1 ч. 2 ст. 74, ч. 3 ст. 80 УПК);
5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну. Реализация данного права осуществляется за счет адвоката: либо он использует свои технические средства, либо оплачивает изготовление копий материалов дела. Следует также отметить, что право знакомиться со всеми материалами уголовного дела и снимать с них копии возникает у адвоката-защитника с момента окончания предварительного расследования;
7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ. Данному праву корреспондирует обязанность адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами и способами.
Обязанности адвоката имеют разную направленность. Часть из них запрещает адвокату совершать определенные действия (запреты). Другие требуют выполнения конкретных задач (требования). Причем и те и другие носят исчерпывающий характер. Обязанности адвоката регламентированы Законом об адвокатской деятельности, процессуальным законодательством, а также Кодексом профессиональной этики адвоката и решениями органов управления адвокатурой.
Закон запрещает адвокату: занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя; делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; отказаться от принятой на себя защиты; принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер. Адвокат также не вправе принимать поручение в случаях, если он: имеет собственный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; участвовал в деле в качестве судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также, если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; оказывал юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица. Адвокату запрещается негласное сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии. В нем предусмотрены существенные дополнения и разъяснения к запретам, регламентированным законом. Так, например, адвокат не вправе навязывать свои услуги лицам, нуждающимся в юридической помощи, и привлекать их путем использования личных связей с работниками судов и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами (п. 6 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката). Нельзя давать доверителю заверения и гарантии в отношении результата выполнения поручения, которые могут прямо или косвенно вызвать у обратившегося необоснованные надежды или представления, что адвокат может повлиять на результат другими средствами, кроме добросовестного выполнения своих обязанностей (ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката). Заботясь о поддержании духа корпоративности в адвокатском сообществе, Кодекс запрещает адвокату склонять к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату (ст. 15).
Адвокат обязан выполнять определенные требования, устанавливающие для адвоката правила поведения, которыми он должен руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности.
Закон обязывает адвоката участвовать в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в порядке назначения, а также оказывать юридическую помощь некоторым категориям граждан бесплатно.
Личное участие адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве обеспечивается дознавателем, следователем или судом в тех случаях, когда имеются предусмотренные ст. 51 УГ1К основания обязательного участия защитника в уголовном процессе и он не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым или иными лицами по его поручению или с его согласия. Соответствующее требование направляется руководителю территориального адвокатского образования, который поручает конкретному адвокату осуществление защиты лица, в отношении которого ведется уголовное преследование. Бесплатные консультации по правовым вопросам оказываются дежурными адвокатами согласно графику, утвержденному руководителем соответствующего адвокатского образования.
Категории граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, предусмотрены в ст. 26 Закона об адвокатской деятельности. Общим критерием для определения соответствующих категорий является среднедушевой доход семьи, который должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Перечень документов, подтверждающих данные обстоятельства, определяется законами и другими нормативными правовыми актами. Несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридическая помощь оказывается бесплатно во всех случаях. Порядок материального участия адвоката в делах по назначению определяется адвокатской палатой субъекта РФ. Освобожденные от участия в этих органах адвокаты обязаны ежемесячно дополнительно отчи