Основные понятия и ресурсы предпринимательской деятельности

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает та или иная социальная общность – семья, племя, организация, народ, страна. Ресурсы очень разнообразны по своему составу, но наиболее важные из них выделяют в пять видов (рис. 26).

1. Природные (естественные) ресурсы – имеющиеся в той или иной стране природные ископаемые (уголь, нефть, газ и т.д.), земля и земельные угодья, лесные массивы, водные богатства, воздушный бассейн.

2. Материальные (капитальные) ресурсы – все созданные руками человека средства производства (средства труда: машины, оборудование, инструменты, приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения и связи, а также предметы труда: металл, хлопок, полимерные материалы, древесина и т.п.), которые существуют в материально-вещественной форме.

3. Трудовые ресурсы – экономически активное, трудоспособное население, включая его социально-демографический состав (соотношение мужчин и женщин, соотношение лиц разных возрастов и т.п.), профессионально-квалификационный и культурно-образовательный уровень.

4. Интеллектуальные ресурсы – все виды знаний, информационных потоков, которыми располагает страна и которые, воплощаясь в технологических нововведениях, становятся мощным двигателем социально-экономического развития общества.

5. Финансовые ресурсы – все виды денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество (общность) и которые могут быть использованы для организации производства.

Рис. 26. Ресурсы производственной деятельности

Наряду с ресурсами важную роль в организации и осуществлении производственной деятельности выполняют факторы производства. Обычно выделяют две больших группы факторов производства (рис. 27):

1. Личные факторы производства –это совокупность физических и духовных способностей человека, которые могут быть использованы в производственной деятельности, а также его знания, умения, навыки в сфере трудовой деятельности.

2. Вещественные факторы производства – это совокупность предметов и средств труда, т.е. средств производства, а также всех видов денежных и материальных ресурсов.

Каждая группа факторов производства подразделяется на несколько компонентов.

В состав личных факторов производства входят:

а) физические и духовные способности человека;

б) знания;

в) имеющиеся у человека навыки и умения производственной деятельности;

г) труд как совокупность всех способов и форм целесообразной, сознательной, преобразовательной деятельности человека, требующих использования умственных и физических усилий, знаний, умений, навыков и опыта в процессе создания материальных и духовных благ и услуг;

д) предпринимательство, т.е. самостоятельная, инициативная деятельность специфического социального слоя людей – владельцев капитала, направленная на производство товаров и услуг в целях получения прибыли.

Вещественные факторы производства включают в себя:

а) средства труда – совокупность машин, станков, инструментов и т.д., используемых для получения в процессе трудовой деятельности товаров и услуг;

б) предмет труда – силы и вещества природы, на которые человек воздействует при помощи средств труда;

в) земля – основной и решающий предмет труда, представляющий собой совокупность всех используемых в производственной деятельности естественных ресурсов для изготовления сельскохозяйственной продукции, строительства жилых домов, производственных помещений, городов, железных и автомобильных дорог и т.д.;

г) капитал – все виды денежных и материальных ресурсов (акционерный капитал, единоличный капитал, ссудный капитал и др.), используемые для производства товаров и услуг и приносящие прибавочную стоимость в форме прибыли.

Рис. 27. Основные факторы производственной деятельности

Предпринимательская деятельность есть деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, направленная на производство материальных и духовных благ и услуг в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи другим лицам или организациям. Предпринимательство – это и есть реальное воплощение предпринимательской деятельности в конкретных социально-экономических условиях определенной страны. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные граждане, обладающие полной дееспособностью, так и любые по численности добровольные объединения людей (партнеров) – коллективный предприниматель.

Именно предпринимательская деятельность – активная, инициативная, творческая, рискоопасная и эффективная – является тем живительным источником и мощным двигателем, который может объединить все названные выше ресурсы и факторы производства в единый и целенаправленный поток производственной деятельности.

Социальный портрет предпринимателя характеризуется следующими типическими чертами: 1) владение (или распоряжение) капиталом; 2) предприимчивость; 3) инициативность; 4) ответственность; 5) способность и готовность к риску; 6) нацеленность на инновацию; 7) предпринимательский дух; 8) свобода предпринимательства; 9) неудержимое стремление к прибыли.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

1) физические лица, не ограниченные в правах и в порядке, определяемом законодательными актами государства;

2) группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Следует иметь в виду, что не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти, прокуратуры, судах.

В соответствии с двумя типами субъектов предпринимательства существуют две основные формы предпринимательской деятельности:

1) частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

2) коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться с образованием или без образования юридического лица, с использованием или без использования наемного труда.

Наряду с двумя основными формами предпринимательской деятельности существует особая форма предпринимательства, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Если в качестве основы типологизации принимается форма собственности и вытекающий из нее характер управления (а это основные типологизируюшие критерии), то можно выделить три основных типа организации предпринимательства.

1. Простое частное предпринимательство основывается на мелкой частной собственности и полной материальной ответственности предпринимателя. В такой фирме собственность и управление органично соединены, а предприниматель-собственник контролирует всю деятельность данной организации.

2. Товарищество (партнерство), объединяющее нескольких участников. Здесь тоже собственность и управление слиты воедино, собственники осуществляют полный контроль за состоянием дел, но масштабы деятельности, как правило, гораздо обширнее, чем в предыдущем случае.

3. Акционерное общество (корпорация) представляет собой такую экономическую организацию, где собственность отделена от управления. Член акционерного общества, владеющий определенным числом акций, несет ограниченную ответственность за результаты определенной части хозяйственной деятельности. Привлекая путем продажи акций большой капитал, корпорация оказывается в состоянии осуществлять крупномасштабную производственно-экономическую деятельность с большой степенью риска и надеждой на высокую эффективность. Стратегическую линию и тактику деятельности корпорации определяет совет директоров, а повседневное управление осуществляют профессиональные менеджеры.

Обычно в рыночной экономике предпринимательская деятельность осуществляется в условиях конкуренции. Конкуренция –это состязательная борьба между хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, за производство товаров того количества и качества, которое требуется потребителю. Конкуренция выполняет несколько функций. Первая из них – сопоставительная – заключается в сравнении эффективности хозяйствования различных фирм, что позволяет выявлять и стимулировать наиболее экономически дееспособные из них. Вторая функция состоит в том, что конкуренция вымывает из рынка те фирмы, которые не в состоянии производить товары и услуги надлежащего качества и реализовывать их по равновесным ценам. Поэтому социально-экономические механизмы конкуренции способствуют повышению эффективности не только отдельных фирм и корпораций, но и рыночной экономической системы в целом.

Действующим законодательством предпринимателям гарантируются следующие права:

- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством;

- создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству;

- привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- участвовать своим имуществом и имуществом, по лученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);

- устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и страховых операций;

- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

- пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- выступать истцом и ответчиком в суде, в том числе хозяйственном и третейском;

- приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей. При осуществлении предпринимательской деятельности на основе контракта порядок распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и внесения обязательных платежей, регламентируется контрактом. Прибыль может быть получена за счет производственной деятельности, а также за счет операций на товарной или фондовой бирже, скупки и продажи акций и других ценных бумаг, коммерческого посредничества, торгово-закупочной, инновационной, консультационной или иной инициативной деятельности, кроме той, которая запрещена законодательством.

Законодательно закреплены и обязанности, которые должен выполнять предприниматель в процессе своей деятельности. Они таковы:

- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров (контрактов);

- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для зашиты своих интересов;

- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

- вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, в порядке и размерах, установленных законодательством;

- осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

- производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

- соблюдать права и законные интересы потребителей;

- получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

Социологические исследования свидетельствуют, что при переходе к рыночной экономике возникает целый ряд проблем социально-психологического характера, препятствующих экономической активности масс. Их преодоление потребует многих лет упорного труда. Сегодня уже многим становится понятно, что стихийные рыночные процессы требуют мощного блока управления, систематического отслеживания прямых и обратных связей, обеспечивающих наилучшую регуляцию формирующейся рыночной системы. Настороженное отношение большинства граждан к формирующейся рыночной экономике требует разрушения стереотипов понимания предпринимательства как «дикой» формы рыночного поведения, которая ассоциируется с преобладанием спекулятивного капитала, его связью с мафиозными образованиями и коррумпированным чиновничеством, а также с несправедливым разделом госсобственности и массовым обнищанием людей.

Если трудности и сложности, с которыми сталкиваются организаторы предпринимательской деятельности, свести в общую систему, то мы получим своеобразную нисходящую лестницу проблем (табл. 5).

По мере осуществления рыночных преобразований и развития предпринимательства население проявляет все больше заинтересованности в более эффективных результатах предпринимательской деятельности. Различные группы населения, особенно молодежь, довольно активно включаются в обсуждение проблем, которые следует решить, чтобы предпринимательство развивалось более успешно и содействовало экономическому подъему страны, росту благосостояния народа.

Таблица 5

«Лестница» проблем, тревожащих предпринимателей

Сущность проблемы Индекс тревожности
Нестабильность законодательства, множественность законодательных актов   4,44
Высокие налоги, их нестабильность   4,41
Низкая платежеспособность населения, низкий покупательский спрос   4,26
Сложности с приобретением валюты   4.18
Многочисленные проверки контролирующих органов   3,86
             

Обобщенные представления о том, какие меры для развития предпринимательства считают наиболее предпочтительными так называемые рядовые граждане, дает табл. 6.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: