Классификация и характеристика основных видов тары

Тара представляет собой обширную номенклатуру изде­лий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и клас­сифицируют тару по достаточно широкому кругу призна­ков, основные из которых следующие:

• функции, выполняемые в процессе товарного обра­щения;

• назначение;

• принадлежность;

• кратность использования;

• материал изготовления;

• конструкция и метод изготовления;

• устойчивость к внешним механическим воздействиям;

• качество.

В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транс­портную, цеховую, потребительскую и тару-оборудование.


Транспортная (внешняя) тара применяется для транс­портирования и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и т. д.

Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конст­рукции).

Потребительская (внутренняя) тара поступает к потре­бителю с продукцией и не представляет собой самостоятель­ной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т. п.), как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, лег­кой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Одной из разновидностей потребительской тары являет­ся подарочная тара, художественно-конструктор­ское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.

Тара-оборудование — это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению тару делят на универсальную и специали­зированную. Универсальная тара может быть ис­пользована для затаривания различных товаров, спе­циализированная тара — только для определен­ных товаров.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться раз­личными предприятиями и организациями. К таре Индивидуального пользования относится Инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу Яля централизованной доставки товаров на розничные Торговые предприятия. Она является собственностью Предприятий промышленности или оптовых торговых Предприятий.





По кратности использования тара делится на много­оборотную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продук­ции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и дру­гая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать по­вторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.

В зависимости от материала изготовления тару под­разделяют на деревянную, картонную, бумажную, тек­стильную, металлическую, стеклянную, керамическую, по­лимерную и комбинированную.

Деревянная тара широко распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных по­род. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинирован­ные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки про­мышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стан­дартами выпускается несколько видов дощатых и фанер­ных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции лег­кой промышленности и других непродовольственных то­варов. Различаются они между собой по размерам, назна­чению, объему древесины, пошедшей на изготовление


деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают нераз­борные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.

Деревянные бочки изготовляют из древесины раз­личных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично располо­женными обручами.

Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В за­ливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки — сухие мо­лочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т. п. В днище заливных бочек имеется отверстие для за­ливки рассола, тузлука и т. п.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. На­пример, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанер­ные барабаны емкостью от 10 до 100 л.

Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого мате­риала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее соб­ственный вес без снижения показателей прочности и вла­гостойкости, характерных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картон­ная тара легче деревянной в 2,5-4 раза на единицу зата­ренной продукции. Для ее изготовления требуется в не-


сколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изго­товления могут служить отходы деловой древесины. Про­изводство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.

В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразде­ляются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности и т. д.).

Для затаривания сыпучих товаров используется бумаж­ная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовле­ния пакетов используют специальную упаковочную бумагу.

Текстилъно-мочалъная тара в основ­ном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, па­ковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льнокенафных, льноджутоке-нафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тка­невые из-под сахара и мешки тканевые из-под хлебопро­дуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как прави­ло, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, три­котажных и ковровых изделий, а также других товаров.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огне­опасных и других товаров осуществляется в металличе­ской таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны,


фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы пре­дотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.

Стеклянная тара используется для затарива­ния жидких товаров (молока и молочных продуктов, вин­но-водочных изделий и других продовольственных и про­мышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны (бутыли) и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо пере­возить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затарива­ния некоторых ликеро-водочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хо­рошо защищают товары от внешних влияний. Она объеди­няет достаточно разнообразный ассортимент как потреби­тельской, так и транспортной тары. Сюда относятся банки, бутылки, канистры, тубы, коробки, пакеты, ящики и т. п.

Комбинированная тара получается путем со­четания различных материалов при ее изготовлении. Так, пу­тем комбинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную и красочную упаковку.

По конструкции тару подразделяют на разборную, не-разборную, складную, разборно-складную, со съемными Деталями, а по методам изготовления — на литую, штам­пованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовлен­ную литьем под давлением.

В зависимости от устойчивости к внешним механиче­ским воздействиям тару принято делить на жесткую (де­ревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная та-


pa), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т. п.).

Одним из признаков классификации тары является ее качество. Например, тканевые мешки в зависимости от их качества делятся на три категории, возвратные деревян­ные ящики — на две категории и т. д.

16.3. Унификация, стандартизация и качество тары

Постоянное развитие производства тары неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации.

Унификация тары — процесс приведения всего многооб­разия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарны­ми группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механизации по-грузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения.

Модулем унификации для транспортной тары принят международный плоский поддон размером 800x1200 мм. С учетом этого модуля разработана сетка унифицированных внешних и внутренних размеров ящика, а по внутренним размерам определены унифицированные размеры потреби­тельской тары. Исходя из оптимальной шкалы устанавли­ваются также определенные размеры тары по высоте. Все это позволяет унифицировать форматы тарных материалов, расфасовочно-упаковочных машин и других видов обору­дования, а также габариты транспортных средств, что, в свою очередь, создает условия для внедрения единой сис­темы технологии обработки грузовых мест на транспорте, на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Унификация распространяется не только на тару с пря­моугольным основанием (ящики, коробки и т. д.), но и на


другие виды тары. При этом основывается она также на модуле 800x1200 мм.

Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материа­лов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса. Одной из задач стандартизации является ус­тановление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.

Различают две группы стандартов на тару. К первой группе относятся нормативные стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, мето­ды испытаний. Так, в стандарте «Ящики деревянные. Но­менклатура показателей» приведены номенклатура показа­телей качества и классификационные группировки дере­вянных ящиков. В специальном разделе этого важного до­кумента регламентировано применение показателей каче­ства деревянных ящиков. Существуют стандарты, в кото­рых приведены общие и основные понятия, связанные с тарой, важнейшие термины и даны их определения.

Вторая группа включает предметные стан­дарты на тару для конкретных видов продукции (това­ра). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требова­ния и т. д. Предметные стандарты разрабатываются на основании нормативных.

Система стандартизации тары основывается на прин­ципах максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Она устанавливает оптимальную Массу конкретных видов тары и рациональные габариты с Учетом применяемых транспортных средств.

Эффективность использования тары во многом зависит °т ее качества. Действующими стандартами предусмотре­ла система показателей качества, которые применяются пРи разработке конструкторской и нормативно-техни-


ческой документации на конкретные виды тары. Напри­мер, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначения, на­дежности, эргономические, эстетические, технологично­сти, транспортабельности, патентно-правовые, стандарти­зации и унификации.

К показателям назначения относятся: исходные мате­риалы; размеры; предельная масса упаковываемого груза; вместимость; сопротивление сжатию; сопротивление уда­рам; устойчивость к воздействию дождя; влажность и др.

Показатели надежности, в свою очередь, включают пока­затели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.

Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относятся коэф­фициент складирования, указывающий на степень исполь­зования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования (на поддонах 800x1200 и 1000x1200 мм), свидетельствующий о степени использова­ния поддона. Коэффициент складирования (Б) определяет­ся по формуле

L3

R - 1

W

где Lj — объем ящика в сложенном виде, дм3;

h\ — габаритный объем ящика, дм3.

Коэффициент пакетирования (В) рассчитывается как отношение площади поддона под ящиками (Щ) к площади поддона (П2) по формуле

в=п> I

п2


Качество конкретных видов новой (после ее изготовле­ния) тары определяется по соответствующим стандартам с учетом требований, которые изложены в разделах «Типы и размеры», «Технологические требования», «Правила прием­ки», «Методы контроля».

Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями действующих Правил при­менения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки и Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.

Так, мешки сетчатые из-под картофеля и овощей по ка­честву подразделяются на две категории:

I категория — мешки новые, а также бывшие в упот­
реблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

II категория — мешки сухие, непрелые, имеющие или
требующие не более трех заплат или штопок. При этом
площадь одной заплаты не должна превышать трех ячеек
или трех квадратных сантиметров для сетчатых мешков
или вырабатываемых из гардинного полотна.

Мешки тканевые из-под сахара в зависимости от каче­ства подразделяют на три категории:

I категория — мешки новые, отечественные или им­портные, а также бывшие в употреблении, сухие, непре­лые, без заплат, штопок и дыр;

II категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат Или штопок;

III категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие,
Непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат
Или штопок.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сель-• сКохозяйственных культур по качеству делятся, так же как и мешки из-под сахара, на три категории.

Мешки I и II категорий используются для упаковывания ^Уки всех видов и сортов, крупы и сортовых семян сель-


скохозяйственных культур, а III категории — для упаковы­вания муки, крупы (кроме риса, пшена, манной крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур, рядовых семян масличных культур, семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.

Новые мешки для хлебопродуктов и семян сельскохо­зяйственных культур, получаемые от промышленности, подлежат обязательному клеймению до упаковывания в них продукции.

Мешки, бывшие в употреблении, подлежат клеймению на специализированных ремонтных предприятиях после их обработки. Клеймят их несмывающейся краской штампом размером 75x35 мм, который ставится в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе слева ставятся буквы, обозначающие название материала, из ко­торого изготовлен мешок, а затем цифры «1», «2», «3», обо­значающие категорию мешка по качеству. Категория меш­ка определяется по последней стоящей в штампе цифре.

Возвратные деревянные ящики (дощатые, комбиниро­ванные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и отремон­тированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, счита­ются ящики, у которых имеется одно из следующих по­вреждений:

поломка (отсутствие) до 4 дощечек или планок, за ис­ключением вертикальных планок торцовых стенок плот­ных и решетчатых дощатых ящиков;

поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дна лотков для плодов и овощей;

повреждение металлической ленты или проволоки, угол­ков из ленты, расшатанность;

наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, перечисленные выше.


Возвратные деревянные бочки по качеству подразделя­ются на бочки, требующие ремонта, и бочки отремонтиро­ванные.

Возвратными деревянными бочками, требующими ре­монта, считаются бочки, у которых имеется одно из сле­дующих повреждений:

поломка не более трех клепок остова;

повреждение уторного паза;

повреждение обручей.

Бочки, требующие ремонта, должны иметь не менее трех обручей и двух звеньев. Допускается поломка одного дна, но его детали должны быть вложены внутрь бочки.

В отремонтированных бочках должны быть устранены перечисленные выше повреждения.

Деревянные ящики с повреждениями, превышающими дефекты, допустимые для ящиков, требующих ремонта, детали деревянных бочек, а также бочки, имеющие по­вреждения сверх тех, которые допустимы для бочек, тре­бующих ремонта, относятся к деревянному тароматериалу.

Возвратные картонные ящики по качеству подразделя­ются на ящики, требующие ремонта, и ящики отремонти­рованные.

В свою очередь, ящики, требующие ремонта, делятся на ящики I и II категорий.

Ящики, требующие ремонта, I категории — годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. Допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

Ящики II категории — годные для повторного использо­вания, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных повреждений, но не более Двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более


12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и этикеток.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, допустимые для ящиков, требующих ремонта.

Картонные ящики, имеющие повреждения, превышаю­щие предусмотренные для ящиков II категории, считаются тароматериалом.

Возвращаемая (сдаваемая) отправителю (изготовителю) стеклянная тара не должна иметь сквозных щербин в верхней части горла, а также с внешней и внутренней сто­рон, сколов и посечек на внешней стороне горла, щербин на дне, трещин на стекле горла и корпуса,

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом: на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки; на бочках и бара­банах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потребителем она может быть нанесена на обечайку); на флягах и бал­лонах — на дне.

Маркировка должна содержать следующую информа­цию: наименование предприятия-изготовителя или его то­варный знак; обозначение стандарта или другой норма­тивно-технической документации, в соответствии с кото­рыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

16.4. Организация тарного хозяйства в торговле

Сбор и возврат тары осуществляют предприятия тор­говли, общественного питания, заготовительные и произ­водственные предприятия. При этом они руководствуются специальными Правилами, которые допускают другой по­рядок применения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в договоре. 316


Значительная нагрузка ложится на предприятия тор­говли, которые в зависимости от выполняемых ими функ­ций и товарно-отраслевого профиля выполняют очень об­ширный круг операций с тарой, основными из которых являются следующие: приемка тары по количеству и каче­ству; вскрытие; высвобождение от товара; кратковремен­ное хранение и накопление отгрузочных партий; вывоз; сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароре-монтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров; документальное оформление тарных операций.

Приемку тары по количеству и качеству осуществля­ют материально ответственные лица, причем тару, по­ступившую с товаром, принимают одновременно с това­ром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов.

Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее со­ответствии требованиям стандартов, проверить правиль­ность маркировки. Необходимо также убедиться в соот­ветствии фактического качества тары качеству, указан­ному в сопроводительных документах. Проверяется пра­вильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.

При выявлении ненадлежащего качества тары или рас­хождений в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления пре­тензии к поставщику. Порядок составления акта и предъ­явления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Для вскрытия тары используют специальные инстру­менты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков.


Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредото­чена в специально отведенных местах.

Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков.

Металлические бочки хранят на подтоварниках под на­весом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом.

Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару — в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.

Тара разового пользования после вскрытия и высвобож­дения от товара подлежит утилизации. Бумажная и кар­тонная тара используется в качестве макулатуры. Некото­рая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве ма­териалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары.

Для различных видов возвратной тары установлены опре­деленные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров — отпра­вителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.

Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращивают борта автомашин, применяют полуприцепы большой вместимости. Однотипную тару укладывают пра­вильными рядами с максимальной плотностью, обеспечи­вая при этом необходимую «связь». Уложенную тару пере­вязывают веревкой и закрывают брезентом,

Заключительные операции с тарой, выполняемые пред­приятиями розничной торговли, — сдача ее по. количеству


и качеству тарособирающим (тароремонтным) предпри­ятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее до­кументальное оформление.

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из мага­зинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различ­ных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением но­вой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям.

Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять совре­менную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и воз­врата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от получателей товаров и другой продукции, что способствует снижению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современ­ными высокопроизводительными станками.

Тарные склады имеют в своем распоряжении автомо­бильный транспорт, который используется для централи­зованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или постав­щикам товаров.

Операции по сбору тары выполняет специальный сбор­щик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от мате­риально ответственных лиц по количеству и качеству.

Магазины и другие таросдатчики обязаны предвари­тельно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомаши­ну, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную.

Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожней тары.


ГЛАВА 17

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ

17.1. Роль транспорта в торговле

и характеристика основных

транспортных средств

Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального развития производ­ства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффек­тивная деятельность торговых организаций и предпри­ятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспорт­ных средств позволяет более оперативно осуществлять до­ведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транс­портом.

Наибольшую долю в грузообороте страны занимает же­лезнодорожный транспорт, используемый для транспор­тирования грузов на значительные расстояния. Поэтому средняя себестоимость железнодорожных перевозок зна­чительно ниже, чем на автомобильном транспорте.


Для перевозки товаров на железнодорожном транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цис­терны и специальный холодильный транспорт.

В крытых вагонах перевозят упакованные то­вары, не требующие поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов. Длинно­мерные грузы и товары, уложенные в контейнеры, перево­зят на платформах ив полувагонах. Цис­терны применяют для перевозки наливных грузов.

Скоропортящиеся товары перевозят железнодорожным холодильным транспортом. Для этих целей используют изотермические вагоны и цистерны, рефрижераторные контейнеры.

Рефрижераторные вагоны и контей­неры имеют теплоизоляцию. Вагоны-рефрижераторы оборудованы машинными охлаждающими устройствами. Они служат для перевозки как охлажденных, так и замо­роженных продуктов.

Вагоны-ледники оборудованы специальными устройствами, заполненными льдом.

Вагоны-термосы предназначены для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов со сроками хранения более 10 суток. В зависимости от тем­пературы грузов они сохраняют тепло или холод. В них нельзя перевозить плодоовощные товары, выделяющие биологическое тепло.

Для перевозки вина, виноматериалов используются изотермические вагоны-цистерны, цис­терны-термосы, для молока — специальные мо­лочные цистерны.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ при­меняют специальный подвижной состав (автокраны и др.).





Различают транспортный подвижной состав общего назначения и специализированный. Под­вижной состав общего назначения наиболее распростра­нен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами. Ко второй группе относятся автомобили, прицепы и полупри­цепы с кузовами, приспособленными для перевозки спе­циальных грузов.

По грузоподъемности все виды автотранс­портных средств подразделяются на следующие пять клас­сов, т:

...... До 1 ........ 1-3 ........ 3-5 ........ 5-8 Свыше 8

Особо малой грузоподъемности....

Малой грузоподъемности..............

Средней грузоподъемности...........

Большой грузоподъемности..........

Особо большой грузоподъемности

Для доставки товаров чаще всего используют автомоби­ли первых четырех классов.

По типу кузова автомобили подразделяют на ав­томобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижерато­ры, цистерны и самосвалы.

Перевозка товаров осуществляется также речным и морским, транспортом, которые играют особенно важную роль для снабжения северных, восточных и других отда­ленных районов.

Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транс­портировки срочных грузов, а также для доставки товаров в труднодоступные районы.

Для перевозки товаров на небольшие расстояния при­меняют гужевой транспорт.


17.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Основным документом, регламентирующим порядок пе­ревозки грузов на железнодорожном транспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органами транспорта, грузоотправителями и грузополуча­телями, является Транспортный устав железных дорог Рос­сийской Федерации. Он регламентирует важнейшие поло­жения по организации перевозок грузов, а также ответ­ственность железной дороги, грузоотправителей и грузопо­лучателей. Этим лее целям служат правила и инструкции, издаваемые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

На железнодорожном транспорте перевозки осуществ­ляются повагонными, контейнерными, мелкими, группо­выми и маршрутными отправками.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу (накладной).

Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.

Контейнеры бывают универсальные и специализиро­ванные. Универсальные контейнеры пред­назначены для перевозки тарных и штучных грузов, а специализированные служат для многократной перевозки определенных грузов (жидких, насыпных, опас­ных, скоропортящихся и др.).

Контейнеры подразделяются на среднетоннажные (с мас­сой брутто более 2,5т, но менее Ют) и крупнотоннажные (с массой брутто Юти более).

Мелкой отправкой на железнодорожном транспорте счи­тается груз, для перевозки которого не требуется отдельного





вагона или контейнера. При этом объем перевозимого гру­за не должен быть больше одной трети вместимости вагона и одной четверти контейнера. Общая масса груза, предъ­являемого к перевозке мелкой отправкой, не должна пре­вышать 20 т. В зависимости от вида подвижного состава устанавливается минимальный и максимальный вес одно­го места груза, а также его предельная длина.

Грузы мелкими отправками перевозятся в сборных ва­гонах, контейнерах.

При групповой отправке по одной накладной предъяв­ляется груз, для перевозки которого требуется более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Отправка грузов группами вагонов производится одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции в адрес одного грузополучателя. При этом масса груза и ко­личество вагонов в пути следования не изменяется.

Маршрутной отправкой считается груз, предъявляе­мый по одной накладной, для перевозки которого требует­ся предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или дли­не. Маршрутные отправки, как правило, формируются грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути своей организации. По договору с железной дорогой они могут формироваться и на железнодорожной станции.

Маршруты могут быть прямыми и в распыление.

Прямыми маршрутами грузы отправляются на одну станцию назначения в адрес одного или несколь­ких грузополучателей. При этом грузы для каждого получа­теля должны находиться в составе отдельной группой.

Маршруты в распыление отправляют пред­варительно на специальные станции расформирования, где вагоны отправляют на станции выгрузки с указанием конкретных грузополучателей.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоро­стью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а


также железнодорожные направления, по которым осуще­ствляются перевозки грузов большой скоростью, устанавли­ваются федеральным органом исполнительной власти в об­ласти железнодорожного транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправи­тель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подго­товлен к транспортированию. Тара и упаковка должны со­ответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусмат­ривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза.

На грузы, требующие особого обращения, наносят спе­циальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. Органы железнодорожного транспорта имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает установленным требованиям.

Все грузы, которые могут быть сформированы в транс­портные пакеты, должны предъявляться к перевозке в паке­тированном виде. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из отдель­ных мест груза в таре или без нее.

Пакетирование грузов осуществляется силами и средст­вами грузоотправителей до предъявления их к перевозке и в соответствии с требованиями стандартов и технических





условий на конкретные перевозимые грузы. Пакетирован­ные грузы перевозятся без переформирования пакета в пути следования.

Некоторые грузы перевозят насыпью или навалом.

Насыпью перевозят грузы, имеющие однородную массу и обладающие взаимной подвижностью (сыпучестью). Для насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и распыления, используют специализированные вагоны (муковозы) и вагоны-хопперы (зерновозы, цементо­возы, минераловозы и др.). Если грузы не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, песок, торф и др.), они перевозятся насыпью в открытом железнодорож­ном подвижном составе и в специализированных вагонах. Перечень грузов, допускаемых к перевозке по железным дорогам в открытом подвижном составе, устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам (бахчевые культуры, овощи, черные металлы и др.). Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощи) перевозятся в крытых вагонах.

Под погрузку должны подаваться только технически ис­правные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, и годные для перевозки данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и потребовать замены.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителем, работники железно­дорожных станций должны уведомить его не позднее чем за 2 ч до их подачи.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная,


которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузо­вых мест. Масса некоторых грузов может определяться рас­четным путем по обмеру или условно. В накладной указыва­ется время приемки груза к перевозке.

В соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации погрузка грузов в вагоны и на авто­мобили, а также выдача из них должны осуществляться:

• железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с со­гласия грузоотправителей, грузополучателей, за ис­ключением опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 т и который перево­зится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специа­лизированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взима­ет с грузоотправителей, грузополучателей сбор в раз­мере, указанном в тарифном руководстве;

• грузоотправителями, грузополучателями — в местах необщего пользования, а также в местах общего поль­зования, если погрузка, выгрузка не обязательны для железной дороги.

Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контей­неров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.

Вагоны, погруженные средствами железной дороги, от­правляются за ее пломбами. Если груз отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует вагоны.





Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утвер­ждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоотправители и железные дороги в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 ч дня приема груза для перевозки.

Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока доставки груза указывает железнодорожная станция от­правления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

За просрочку доставки груза железная дорога уплачива­ет пени.

Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федераль­ным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Цен­трального банка Российской Федерации.

Согласно правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте станция назначения обязана сообщить грузо­получателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня. Представитель грузополуча­теля должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх указан­ного срока взимается сбор, указанный в тарифном руко­водстве.

Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспече­на ли его сохранность при перевозке. При этом он прове-


ряет целостность пломб, оттиски на них, исправность ва­гона или другого перевозочного средства, соответствие на­именования груза и количества мест данным, указанным в железнодорожной накладной.

Железная дорога должна проверить на станции назна­чения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

• прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами;

• прибытие груза с признаками недостачи либо повре­ждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

• прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режи­ма при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

• прибытие груза, погруженного железной дорогой;

• выдача груза, выгруженного железной дорогой в мес­тах общего пользования.

Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их мас­сы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения отсутствуют вагонные весы.

Если на железнодорожной станции назначения при про­верке состояния груза, его массы, количества мест обна­ружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следова­ния коммерческим актом, железнодорожная станция на­значения обязана определить размер фактической недос­тачи, повреждения или порчи груза и выдать грузополу­чателю коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется в трех экзем­плярах.на бланках установленной формы. В нем указыва­ют номер и дату составления акта, точное описание со­стояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых


обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погруз­ки. При составлении коммерческого акта на порчу скоро­портящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдо-снабжении или выписка из журнала температур. Акт дол­жен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем железной дороги и грузопо­лучателем. По требованию получателя станция обязана в трехдневный срок выдать ему коммерческий акт.

В случае необоснованной задержки составления ком­мерческого акта свыше предусмотренного Транспортным уставом железных дорог срока или отказа от его составле­ния железная дорога несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, необходимо предъ­явление претензии к железной дороге назначения. К ней должны быть приложены подлинные документы, подтвер­ждающие предъявленные заявителем требования, или над­лежаще заверенные копии документов. Однако к претензии в отношении просрочки доставки грузов, грузобагажа долж­ны быть приложены подлинные документы.

Транспортным уставом железных дорог Российской Фе­дерации установлены сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также порядок предъявления исков к желез­ной дороге, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов. Специальная глава Устава посвящена ответственно­сти железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей в связи с осуществлением перевозки грузов.

На железнодорожной накладной при помощи специаль­ного штемпеля делается отметка о дате фактической вы­дачи груза.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении по­средством взаимодействия железнодорожного транспорта


с морским, речным, воздушным, автомобильным транс­портом осуществляются на основании единого транспорт­ного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сооб­щении разрабатываются и утверждаются совместно феде­ральным органом исполнительной власти в области желез­нодорожного транспорта и соответствующим федераль­ным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе ис­полнительной власти в области юстиции.

17.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые организации и предпри­ятия используют как собственный автомобильный транс­порт, так и транспорт общего пользования либо принадле­жащий другим организациям и предприятиям.

Торговые организации и предприятия заключают с ав­тохозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок со­ставления, представления и выполнения заявок на пере­возку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузоч-ных работ и экспедирования товаров, материальная ответ­ственность, определяются рациональные формы, маршру­ты и схемы грузоперевозок.

Транспортные организации общего пользования при осуществлении перевозок не вправе оказывать предпочте­ние одному лицу перед другим в отношении заключения договора перевозок и его условий (провозной платы, оче­редности отправки и т. д.), кроме случаев, предусмотрен­ных законодательными актами.


В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры.

Разовые договоры заключаются при единовременных перевозках. Долгосрочные договоры заключаются при осуществлении между сторонами постоянных отношений, выражающихся в необходимости систематических перево- I зок. Чаще всего это могут быть годовые договоры.

Кроме транспортных договоров торговые организации и предприятия могут заключать договоры транспортной экс­педиции. По договору транспортной экспедиции одна сто- \ рона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) вы­полнить или организовать выполнение определенных дого- | вором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть преду­смотрены обязанности экспедитора организовать перевоз­ку груза транспортом и по маршруту, избранными экспе­дитором или клиентом; обязанность экспедитора заклю­чить от имени клиента или от своего имени договор (до­говоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получе-ние груза, а также другие обязанности, связанные с пе­ревозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть оговорено осуществление таких операций, как выполнение таможен­ных формальностей, погрузка и выгрузка груза, уплата пошлин и других операций, предусмотренных договором.

При заключении транспортного договора клиент (грузо­отправитель или грузополучатель) должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение тех или иных работ по перевозке груза.

Лицензированию подлежит деятельность автотранс­портных организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Транспортный договор может иметь следующую струк-


• преамбула;

• предмет договора;

• условия перевозок;

• расчеты за перевозку;

• ответственность сторон;

• срок действия договора;

• юридические адреса и реквизиты сторон.

Перед началом каждого месяца утверждаются декадные задания на перевозку грузов. В соответствии с ними гру­зоотправители должны заблаговременно представлять авто­хозяйствам заявки на требуемое количество автомобилей.

С учетом объема и характера предстоящих перевозок авто­хозяйства выделяют транспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Они должны быть исправ­ными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время.

Товары, представленные к перевозке, должны быть соот­ветствующим образом подготовлены к транспортированию. Они должны быть заранее упакованы в инвентарную тару, взвешены, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть также подготовлены товарно-транспортные документы и счета-фактуры.

Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, у водителя проверяют наличие путевого листа и документа, удостоверяющего личность.

Прием груза к перевозке с ответственностью автохозяй­ства за его сохранность осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиля или сче­та мест. Товары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количеству мест согласно счету-фактуре. Прием товаров к перевозке удостоверяется подписью води­теля на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождавший груз, сдает его получателю на основании товарно-транспортной на-





кладной по массе, количеству или объему. Грузы, прибыв­шие в исправных крытых автомобилях, прицепах, контей­нерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя, выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и сче­те-фактуре.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сбо­ров за выполнение автотранспортным предприятием свя­занных с перевозкой операций и услуг определяются по согласованию сторон.

Причитающиеся автотранспортному предприятию сум­мы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются •клиентом при приеме заявок на перевозку чеками или платежными поручениями.

Сторонами могут предусматриваться в установленном порядке расчеты плановыми платежами.

Окончательный расчет по платежам за перевозку гру­зов, а также за транспортно-экспедиционные операции и другие услуги производится клиентом на основании счета автотранспортного предприятия. Основанием для выпис­ки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транЪпортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, опла­чиваемыми по повременному тарифу, — данные путевых листов, заверенные клиентом.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомо­бильным транспортом, в том числе принадлежащим торго­вым организациям и предприятиям, вызывает необходи­мость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использова­ние автомобильного транспорта, относятся:


улучшение использования грузоподъемности транспорт­ных средств;

повышение коэффициента сменности работы транспорта;

сокращение простоев;

улучшение использования пробега;

ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические пока­затели.

Так, использование парка подвижного состава молено оценить при помощи коэффициентов технической готов­ности и выпуска.

АДГ

Коэффициент технической готовности подвижного со­става к работе г) определяется по формуле

К„ =

АД,

где АД г — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации со­стоянии;

АДС — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава в) можно определить по формуле

ка =

АД,

где АДЭ — число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повы­шения уровня технической готовности автомобилей, по­стоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.


Для определения степени использования грузоподъем­ности транспортных средств можно применить статиче­ский и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Я"с) определяется отноше­нием

к -°*

Лг —,

Он

где @ф — количество фактически перевезенного груза;

QH — номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отноше­нием

к - Ртф

г н

где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм;

Р н — количество тонно-километров, которое можно бы­ло выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности авто­транспортных средств в значительной степени способству­ет применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспе­диционных складов и диспетчерских служб, а также соз­данием условий для ночного завоза товаров на торговые предприятия.


17.4. Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом

Водный и воздушный транспорт играют важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны.

Морской транспорт обладает большой универсально­стью, высокой пропускной способностью и низкой себе­стоимостью.

Хотя сфера применения речного транспорта ограниче­на, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.

Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транспортом ограничивает его использование для пе­ревозки товаров народного потребления.

Организация перевозки грузов морским транспортом регламентируется Кодексом торгового мореплавания Рос­сийской Федерации и правилами перевозок, разработан­ными для морского транспорта.

На морском транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на: межпортовые (между двумя морскими портами), прямые водные (между мор­скими и речными портами) и прямые смешанные (желез-нодорожно-водные или автомобильные).

Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отправления и назначения.

При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформля­ет погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — ко­носамент. Если перевозка груза осуществляется в прямом





смешанном сообщении, то она оформляется выпиской на­кладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента гру­зоотправителю выдается квитанция, по предъявлении ко­торой отпускается груз в пункте назначения.

На каждое принятое к отправке грузовое место в порту наносят транспортную маркировку.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.

В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хранение груза свыше 24 ч взимается плата по тарифу.

В момент получения груза грузополучатель должен предъ­явить оригинал коносамента и доверенность. В случае обна­ружения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерче­ского акта.

Порядок перевозки грузов речным транспортом определя­ется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также соответствующими правилами перевозок.

По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются:

во внутреннем водном сообщении — перевозки в преде­лах одного речного пароходства;

в прямом внутреннем водном сообщении — в границах нескольких пароходств;

в npsiMOM смешанном сообщении — посредством взаи­модействия внутреннего водного транспорта с железно­дорожным, морским, воздушным, автомобильным транс­портом.

В зависимости от объема груза, доставляемого по од­ному перевозочному документу, отправки речным транс­портом подразделяются на мелкопартионные (массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.

Перевозки грузов речным транспортом могут осуществ­ляться большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплоходах) и грузовой скоростью.


Перевозки грузов водным транспортом осуществляются на основании договора перевозки грузов, в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также на основании договора перевоз­ки грузов по мере предъявления их к перевозке.

При предъявлении груза к отправке грузоотправитель заполняет накладную. В комплект транспортной наклад­ной входит дорожная ведомость и квитанция, выдаваемая грузоотправителю в подтверждение приемки груза к пере­возке.

Для получения груза в речном порту грузополучатель дол­жен предъявить накладную и доверенность. Подтверждени­ем выдачи груза является подпись грузополучателя в дорож­ной ведомости. Порядок выдачи груза определен Правилами перевозок груза на внутреннем водном транспорте.

На срок доставки груза речным транспортом оказывают влияние вид груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.

На воздушном транспорте основным до­кументом, регламентирующим перевозки, является Воз­душный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов.

На воздушном транспорте перевозка грузов осуществ­ляется на основе договоров. По договору воздушной пере­возки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

При чартерных воздушных перевозках заключается до­говор фрахтования воздушного судна, по которому фрах­товщик предоставляет фрахтователю за плату для выпол­нения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для пере­возки груза.


Договор воздушной перевозки груза удостоверяется гру­зовой накладной, форма которой устанавливается специ­ально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Срок доставки груза определяется федеральными авиа­ционными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмот­рено договором воздушной перевозки грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются в основ­ном силами и средствами аэропортов. На воздушном транс­порте действует такой лее порядок хранения и выдачи гру­зов, как и на других видах транспорта.


ГЛАВА №

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ

РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


18.1. Сущность и основные требования,

предъявляемые к организации

товароснабжения

Под товароснабжением розничной торговой сети пони­мается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических опе­раций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Благодаря рационально организованному товаро-снабжению на розничных торговых предприятиях обес­печивается полнота и устойчивость ассортимента това­ров, необходимый уровень товарных запасов, удовлет­ворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организа­ций и предприятий.

При организации товароснабжения предприятий роз­ничной торговли должны учитываться следующие основ­ные требования:

• источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпус-


каемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной уда­ленности от снабжаемых предприятий торговли;

• завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;

• количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуе­мой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность тор­говых предприятий соответствующим торгово-техно-логическим оборудованием (холодильным оборудова­нием, различными емкостями и т. п.);

• величина единовременно доставляемой партии долж­на исчисляться с учетом имеющихся товарных запа­сов, объема среднедневной реализации и установлен­ной периодичности завоза;

• четко разработанная система товароснабжения долж­на обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.

Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных прин­ципах:

• планомерность;

• ритмичность;

• оперативность;

• экономичность;

• централизация;

• технологичность.

Планомерность означает, что процесс товароснабжения предприятий розничной торговли должен носить плано­мерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи должен осуществляться на основе плано­вых графиков с учетом их ассортиментного профиля.


Ритмичность снабжения предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Рит­мичность доставки товаров в магазины способствует уско­рению оборачиваемости товаров, созданию товарных за­пасов, необходимых для обеспечения бесперебойной рабо­ты на случай нарушения сроков завоза, исключает образо­вание излишних товарных запасов. Кроме того, ритмич­ность товароснабжения предприятий розничной торговли обеспечивает оптимальные условия для работы складов, опто­вых баз и транспортных предприятий. Она позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмич­ном товароснабжении рациональнее используются складские площади.

Для того чтобы определить, насколько ритмично осуще­ствляется товароснабжение розничного торгового пред­приятия, можно использовать такой показатель, как ко­эффициент ритмичности снабжения р), который рас­считывается следующим образом:

к £Пф

где П ф — фактическая поставка за исследуемый период (месяц, декаду и т. д.) в пределах графика (плана);

П п — поставка по графику за каждый период времени.

Важным условием рациональной организации товаро­снабжения является его оперативность. Она предусмат­ривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или со­кращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний.

Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны опе­ративно учитывать эти изменения и вносить соответст­вующие коррективы, для чего им необходимо своевремен-


но получать от розничных торговых предприятий инфор­мацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных

запасов.

Экономичность товароснабжения означает минималь­ные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использова­нием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: