Все более широкое распространение получают такие организационные формы материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые рынки, машинно-технологические станции, пункты проката техники и др.
Лизинг рассматривается, прежде всего, как аренда техники и других средств производства инвестиционного назначения и более широко как форма экономических отношений, представляющая собой совокупность финансово-кредитных, торговых, арендных и других операций.
Экономическая сущность его заключается в следующем. Лизинговая компания, покупая товары у заводов-изготовителей, предоставляет их в аренду потребителям. Имущество сдается на определенный срок, указанный в договоре, с выплатой потребителями установленных платежей, включающих потребленную стоимость, оплату услуг и часть прибавочной стоимости компании. При этом имущество остается в собственности компании, но по окончании срока договора возможно приобретение его по остаточной стоимости в собственность потребителя.
|
|
Таким образом, в основе лизинга лежат купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками лизинговой операции являются: предприятие — изготовитель техники, лизинговая компания —лизингодатель и сельскохозяйственные предприятия — лизингополучатели. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются средствами из специально созданного лизингового фонда за счет госбюджета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении необходимой техники и других средств производства.
Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с лизинговыми компаниями строятся на основе договоров, заключаемых на срок до 5 лет. При стоимости техники как предмета лизинга до 50 тыс. руб. срок договора составляет 3-4 года, свыше 50 тыс. - 5 лет. Для машинно-технологических станций (МТС), получивших технику в лизинг в первые два года со дня создания, срок лизинга увеличивается на 1 год.
В договоре указывают права и обязанности сторон, все необходимые лизинговые платежи, порядок и сроки их уплаты лизингополучателем. Приведем методику установления платежей на примере зерноуборочного комбайна СК-5М «Нива», полученного хозяйством в лизинг, руб.
1.Стоимость предмета лизинга; в том числе: | |
1.1.оптовая цена | |
1.2.НДС | |
1.3.транспортные расходы | |
2.Срок договора | 5 лет |
3.Первоначальный взнос (10% от п. 1) | |
4.Страховой взнос (2,5 % от п. I) | |
Итого первичных платежей (п. 3 + п. 4) | |
5.Остаточная (невозмещенная) стоимость предмета лизинга на 1-й год (п. 1—п. 3); В том числе: | |
5.1.оптовая цена | |
6.Возмещение остаточной стоимости в среднем за год (п. 5: 5 лет) | |
7.Арендная плата в 1-й год (3 % от п. 5.1) | |
Итого платежей в 1-й год (п. 6 +п. 7) | |
8.Остаточная стоимость на 2-й год (п. 5—п. 6); В том числе: | |
8.1.оптовая цена | |
9.Возмещение остаточной стоимости во 2-м году (п. 6) | |
10.Арендная плата во 2-м году (3 % от п. 8.1) | |
Итого платежей во 2-м году (п. 9 +п. 10) | |
11.Остаточная стоимость на 3-й год (п. 8—п. 9); В том числе: | |
11.1.оптовая цена | |
12.Возмещение остаточной стоимости в 3-м году (п. 6) | |
13.Арендная плата в 3-м году (3 % от п. 11.1) | |
Итого платежи в 3-м году (п. 12 + п. 13) | |
14.Остаточная стоимость на 4-й год (п. 11—п. 12); В том числе: | |
14.1.оптовая цена | |
15.Возмещение остаточной стоимости в 4-м году (п. 6) | |
16.Арендная плата в 4-м году (3 % от п. 14.1) | |
Итого платежей в 4-м году (п. 15 +п. 16) | |
17.Остаточная стоимость на 5-й год (п. 14—п. 15) | |
Итого платежей за весь срок договора; В том числе: | |
возмещение стоимости предмета лизинга | |
страховой взнос | |
арендная плата |
Кроме того, по договоренности сторон лизингополучатель единовременно оплачивает дополнительные услуги лизингодателя, которые калькулируются отдельно по фактическим затратам. К ним относятся: затраты на погрузочно-разгрузочные работы, дополнительные транспортные расходы, кроме железнодорожного тарифа, охрану, досборку, сборку, сервисное обслуживание предмета лизинга, накладные расходы, рентабельность и др. Общая сумма затрат на дополнительные услуги не должна превышать 12 % стоимости предмета лизинга.
|
|
Первоначальный взнос устанавливается в размере 20 % при стоимости предмета до 50 тыс. руб. и 10% при стоимости свыше 50 тыс. руб. Первоначальный и страховой взносы составляют первичные платежи, которые производятся до вступления предмета лизинга в эксплуатацию.
Последующие платежи включают ежегодное возмещение стоимости предмета лизинга и арендную плату. По согласованию сторон возмещение стоимости может производиться и поквартально равными долями. Арендная плата устанавливается в размере 3 % остаточной стоимости предмета лизинга по оптовой цене (без учета НДС и транспортных расходов) на каждый год, кроме последнего, когда она не взимается.
В случае использования лизингодателем банковских кредитов для приобретения техники и передачи ее в лизинг лизингополучатель должен оплачивать также проценты по ним.
Лизинг как организационная форма материально-технического обеспечения имеет положительные стороны и недостатки. К первым относятся: возможность получения необходимой техники без значительных единовременных затрат, рассрочка лизинговых платежей, отсутствие опасности индексации стоимости предмета лизинга, а стало быть, и лизинговых платежей, в течение срока действия договора; возможность оплаты лизинговых услуг не только в денежной, но и в натуральной форме; льготы, предоставляемые сельскохозяйственным предприятиям при лизинге; возможность отнесения лизинговых платежей к текущим затратам; действенные стимулы к высокопроизводительному использованию арендной техники и др. Основные недостатки лизинга: возможность монополизма лизинговой деятельности с присущими ему ростом цен, низким качеством сервиса и др.; условия лизинга нередко слишком обременительны для сельскохозяйственных предприятий, особенно в части первичных платежей, которые могут достигать 25—35 % стоимости техники; приходится оплачивать не только услуги, но и часть прибавочной стоимости лизинговых компаний; механизм лизинга недостаточно полно учитывает трудности сельскохозяйственных предприятий. По мере устранения этих недостатков лизинг может получить более широкое применение на практике.
|
|
Приобретение техники на лизинговой основе выгоднее, чем приобретение ее за счет заемных средств, но дороже, чем покупка за наличный расчет.
Немаловажное положительное значение имеют также следующие факторы: использование фьючерсных сделок в отношении сельскохозяйственной продукции, ускоренная амортизация техники, снижение простоев, сокращение потерь при выполнении сельскохозяйственных работ, повышение машиновооруженности предприятий с соответствующим увеличением объема производства, повышение оборачиваемости машин и механизмов, общий рост эффективности использования техники за счет предоставления потребителям комплекса услуг со стороны компании.
В приобретении техники и других средств производства сельскохозяйственные предприятия могут пользоваться услугами дилеров — представителей заводов-изготовителей на местах. Зоной деятельности дилеров могут быть группы хозяйств, все хозяйства административного района, хозяйства ряда административных районов.
Главные задачи дилерских фирм: продажа средств производства потребителям, послепродажное обслуживание техники и оборудования, снабжение запасными частями, изучение конъюнктуры рынка, реклама, обучение владельцев машин, необходимые консультации, подготовка информации машиностроителям о качестве машин и др. Наряду с продажей они могут также предоставлять машины и оборудование на лизинговой основе.
Приобретение средств производства у дилеров заводов-изготовителей — один из наиболее выгодных вариантов материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий. При этом важное значение имеет тот факт, что послепродажное обслуживание техники и оборудования, снабжение запасными частями способствуют повышению их эксплуатационной надежности, выполнению работ в растениеводстве и животноводстве в установленные сроки и на этой основе росту эффективности сельскохозяйственного производства.
|
|
В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет создание системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, а также рынков разнообразных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи на базе инфраструктуры Росагроснаба при соответствующем регулировании со стороны государства.
Российская система оптовых рынков средств производства для АПК представляет собой структуру, включающую федеральные, региональные и районные оптовые рынки.
Оптовый рынок — это организационная форма взаимодействия всех участников рынка: потребителей и изготовителей средств производства, агроснаба, других сервисных служб, органов управления АПК, банков, страховых компаний и др. Они формируют взаимовыгодные производственно-экономические отношения в процессе товарного обращения.
Основные задачи оптовых рынков: достижение паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и обеспечение эквивалентного обмена между АПК и промышленностью; повышение уровня обеспечения сельскохозяйственных и других товаропроизводителей АПК материально-техническими ресурсами; поддержка отечественных хозяйств и предприятий, выпускающих сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в период адаптации к рыночным условиям; совершенствование организации товарообменных операций (сельхозпродукции на материально-технические ресурсы) в условиях дефицита денежных средств у потребителей; расширение информационного поля спроса и предложения на средства производства для АПК и принятие мер по стимулированию их роста; задействование рыночного механизма в повышении качественных характеристик и снижении цен на материально-технические ресурсы за счет расширения конкурентной среды и создания региональных машиностроительных производств; совершенствование возмещения издержек по доставке ресурсов путем перехода к торговым скидкам с цен реализации, возможность государственной поддержки становления эффективной рыночной инфраструктуры АПК, увеличения спроса на материально-технические ресурсы путем использования таких финансово-кредитных мер, как снижение налога на добавленную стоимость, на наиболее сложные и дорогостоящие машины и оборудование, увеличение объемов финансирования лизинговых поставок техники.
Для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение может иметь развитие сети машинно-технологических станций различных форм собственности. Такие станции своими силами и средствами на договорных началах принимают непосредственное участие в выполнении производственных работ, в которых нуждаются хозяйства.
Машинно-технологическая станция (МТС) — это самостоятельное в оперативно-хозяйственном и юридическом отношении специализированное предприятие, цель которого — выполнение механизированных сельскохозяйственных работ, требующих применения сложной и дорогостоящей техники, высокой квалификации и специальных знаний работников. Для этого в МТС концентрируются необходимые техника, оборудование, кадры механизаторов.
Услугами МТС пользуются сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и другие потребители, которые имеют слабую материально-техническую базу и не могут выполнять необходимые работы собственными силами и средствами. МТС можно рассматривать как инструмент компенсации дефицита материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства, одну из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
К началу 1998 г. в стране действовали 287 МТС, в стадии организации были 200. Широкое развитие они получили, например, в Орловской области, где функционируют 15 станций разных организационно-правовых форм: 4 — обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ОСХПК), 4 — ООО, 5 — ОАО, 2 — муниципальные унитарные предприятия, одно из которых — дочернее предприятие районного ремонтно-технического предприятия.
Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с МТС строятся на основе ежегодно заключаемого договора на обслуживание. В договоре указывают: виды, объемы и сроки выполнения работ; условия их оплаты; обязательства и ответственность сторон, материальные санкции за невыполнение принятых обязательств. Кроме того, МТС могут выполнять работы, не предусмотренные договором, по разовым заявкам потребителей.
Выполненные станцией работы заказчики оплачивают по согласованным тарифам, которые рассчитывают по установленным нормам и нормативам затрат на выполнение операций, предусмотренных в технологических картах возделывания сельскохозяйственных культур. Кроме денежной может применяться и натуральная оплата сельхозпродукцией в установленном порядке.
Наряду с выполнением механизированных сельскохозяйственных работ МТС могут оказывать хозяйствам и другие виды услуг: аренда и прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов, дорожное строительство, телефонизация и др.
Предоставление техники потребителям в аренду и прокат могут производиться в форме лизинга или в обычной форме. При этом арендная плата на условиях лизинга определяется в соответствии с действующими нормативными документами. Плата при обычной форме аренды может быть установлена по согласованию сторон, исходя из следующих предпосылок. За срок найма арендодатель (МТС) должен получить средства на компенсацию износа машин, выплату установленных налогов и возмещение убытков от роста цен на технику в связи с инфляцией, возмещение расходов по оформлению договора аренды и других сопутствующих затрат.
В аналогичном порядке действуют самостоятельные пункты проката техники.
Таким образом, организационные формы и каналы материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных сторон и недостатков. Например, приобретая товары непосредственно у заводов-изготовителей по более низким ценам, чем у посредников, необходимо учитывать дополнительные расходы на их доставку в хозяйства. В результате может получиться так, что выгоднее это сделать через дилеров заводов-изготовителей, райагроснабы и других посредников.
Получая технику по лизингу, необходимо учитывать оплату услуг и части прибавочной стоимости лизинговых компаний. Приобретая средства производства по бартеру, нельзя забывать, что налоги по товарообмену оплачиваются «живыми» деньгами, сельхозпродукцию можно реализовать по более высоким ценам по сравнению с принятыми в договоре и т. д.
Следует учитывать не только экономическую целесообразность, но и практическую необходимость выбора соответствующих организационных форм и каналов приобретения средств производства в зависимости от конкретных условий сельскохозяйственных предприятий.
При сравнительной оценке аренды техники и выполнения работ силами и средствами МТС требуется установить минимально необходимую годовую загрузку арендуемых машин и возможность хозяйства обеспечить такую загрузку, чтобы оправдать аренду. В то же время при пользовании услугами МТС можно столкнуться с низким качеством выполнения работ и их дороговизной.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные мероприятия по организации материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий, их содержание и порядок осуществления.
2.Каковы организационные формы и каналы материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий?
3.Какие существуют пути совершенствования организации материально-технического обеспечения в современных условиях хозяйствования?