Важным направлением совершенствования организации материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий является реорганизация деятельности снабженческих предприятий применительно к современным условиям.
К примеру, открытое акционерное общество «Аннаагропромснаб» Воронежской области было образовано в конце 1992г. на базе приватизированного районного агроснаба агропромышленного комбината «Аннинский». К этому времени предприятие оказалось в тяжелом экономическом положении. С 1992 по 1997г. были последовательно проведены организационно-экономические преобразования в деятельности общества, результатом которых явились расширение и развитие предприятия, создание его филиалов, увеличение и улучшение числа и качества услуг, оказываемых потребителям, многократное увеличение объема товарооборота.
В структуре предприятия были образованы новые отделы: маркетинга (8 человек), коммерческий (7 человек), реализации сельскохозяйственной продукции (6 человек), снабжения розничной торговой сети (6 человек). Возросла численность прежних отделов. Открыто 16 магазинов в районном центре Анна, Аннинском и Эртильском районах. Положительных результатов в деятельности общества удалось добиться во многом за счет применения маркетинговой стратегии развития предприятия.
|
|
Маркетинг в сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий рассматривается как комплексная система выявления платежеспособного спроса на средства производства и продвижения их от производителей к потребителям с целью возможно более полного удовлетворения их потребностей и получения на этой основе прибыли. Основополагающие принципы маркетинга: тщательный учет потребностей, состояния, динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений; создание условий для максимального приспособления производства и реализации товаров к требованиям рынка, структуре спроса покупателей; воздействие на рынок и покупателей с помощью всех доступных средств.
Одна из главных задач внедрения маркетинга состоит в том, чтобы остановить падение спроса на сельскохозяйственную технику и другие материально-технические ресурсы за счет нового подхода к стимулированию приобретения товаров.
Маркетинговая деятельность в системе агроснабжения включает следующие элементы: исследование рынка материально-технических ресурсов, определение каналов их реализации, создание гибкой системы ценообразования, внедрение прогрессивных методов и приемов реализации товаров, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов.
|
|
Задачи отдела маркетинга первоначально ограничивались рекламированием деятельности объединения, изучением рынка, увязыванием спроса и предложения. По мере развития предприятия круг задач расширялся, специалисты отдела стали заниматься самостоятельной коммерческой работой. Они осуществляют поиск поставщиков и потребителей продукции и услуг, проводят сделки по бартерному обмену продукцией, составляют проект договора, в котором оговаривают условия сделки. Проект прорабатывают юридический и финансовый отделы, подписывает руководство агроснаба. После этого он вступает в законную силу. На основе аналитических данных сельскохозяйственных органов и предприятий готовится прогноз рыночной конъюнктуры на ближайший год и перспективу и представляется руководству объединения для оперативных и стратегических решений.
Таким образом, маркетинг становится важным методом рациональной организации хозяйственно-финансовой деятельности снабженческих предприятий. Он способствует управлению движением товаров от производителей к потребителям на основе тщательного изучения и прогнозирования платежеспособного спроса и финансовых возможностей потребителей и воздействия на спрос посредством рекламы и проката товаров, оказания финансовой поддержки и сервисных услуг.
В конечном итоге маркетинг обеспечивает интересы не только снабженческих организаций, но и предприятий-поставщиков, потребителей средств производства.
Маркетинговые исследования выявили наиболее перспективные направления развития предприятия: розничная торговля, бартерные операции, кредитование сельскохозяйственных предприятий ресурсами под будущий урожай, оказание сервисных услуг предприятиям и населению, рекламно-издательская деятельность, совместная производственно-сбытовая деятельность с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями АПК, строительство жилья и производственных объектов.
В результате сложилась организационная структура ОАО «Аннаагропромснаб», состоящая из самостоятельных подразделений и головной организации. Каждое подразделение имеет статус юридического лица и отвечает по своим обязательствам перед другими предприятиями и организациями. Деятельность обособленных подразделений общества охватывает различные сегменты рынка и преследует цель удовлетворения потребностей в разнообразных товарах и услугах как предприятий, так и населения региона. Ведущее положение в обществе занимают подразделения, осуществляющие поставку техники, запасных частей, стройматериалов предприятиям АПК. Они проводят также бартерные операции и оказывают потребителям транспортные и складские услуги.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ника» осуществляет розничную торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией; в него входят 16 магазинов и автолавок. Наряду с торговой деятельностью это общество занимается техобслуживанием контрольно-кассовых операций, содержит гостиницу, бар-ресторан и парикмахерскую.
ООО «Восход» оказывает услуги по сбору, ремонту и обслуживанию техники. Для этого имеются необходимая ремонтная база, квалифицированные кадры механиков и слесарей.
ООО «Мастер» осуществляет строительство производственных объектов и жилья. Издательский дом «Дарвик» выпускает газету, проспекты, брошюры, визитки и другую печатную продукцию, необходимую для рекламирования деятельности общества. Планируется расширить состав общества за счет создания предприятия по выпечке хлебобулочных изделий, а также совместного производства сельскохозяйственной продукции с одним из хозяйств района. Следует отметить, что выбранные организационные формы и направления деятельности позволяют минимизировать налоговые платежи объединения и уменьшить налогооблагаемую базу, так как отдельные структурные подразделения имеют налоговые льготы или занимаются соответствующими видами деятельности.
|
|
В ООО «Мастер» 52 % акций находятся в руках предприятий и хозяйств района, что обеспечивает их влияние на управление. Сочетание демократических принципов управления обществом с единоличной ответственностью за оперативное руководство, которую несет генеральный директор, дает существенный эффект, который выражается в постоянном соблюдении экономических интересов общества и обслуживаемых хозяйств.
Для общества наряду с развитием новых видов деятельности по-прежнему основополагающим является обеспечение сельскохозяйственных предприятий необходимыми материально-техническими ресурсами. В условиях отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных предприятий и трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции приоритетными в деятельности предприятия являются бартерные операции, при которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование, запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию. Такие операции в деятельности агроснаба составляют 94—96 % всего товарооборота. При этом бартерные сделки представляют собой не только простой обмен сельскохозяйственное предприятие — агроснаб, но и более сложные операции, в которые включаются разные предприятия.
Общество «Мастер» применяет индивидуальный подход к сельскохозяйственным предприятиям с учетом их возможностей по оплате предоставляемых товаров и услуг. Для предприятий района была успешно внедрена система предоставления средств производства в кредит под будущий урожай зерновых и технических культур.
В основных положениях договора поставок под будущий урожай предусмотрено производить авансовую поставку сельскохозяйственной техники, запасных частей в объеме от 50 до 100 % стоимости будущих поставок сельскохозяйственной продукции. Например, хозяйство обязуется поставить зерно по определенной цене в указанный срок на соответствующую общую сумму; агроснаб на эту сумму отпускает ему материально-технические ресурсы; при этом номенклатура, количество, цена сельскохозяйственной техники, запчастей согласовываются сторонами дополнительно.
|
|
Такой системой получения необходимых средств производства пользуются все хозяйства Аннинского района и ряд других хозяйств Воронежской области.
Применение новых форм материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий района положительно сказывается на результатах деятельности.
Реорганизация деятельности ОАО «Аннаагропромснаб» дает большой экономический эффект. За период с 1992 по 1996 г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился в 21,8 раза и составил в 1996г. 121,2 млн руб., численность персонала возросла со 143 до 354 человек; производительность труда повысилась в 9,5 раза; средняя заработная плата на одного работника поднялась с 263 до 776руб.; прибыль от реализации товаров и услуг возросла с 24,4 тыс. до 2750 тыс. руб. Все виды деятельности самостоятельных подразделений ОАО, за исключением обеспечения энергоресурсами, являются прибыльными.