Крупные сельскохозяйственные предприятия и агропромышленные формирования производят и реализуют большие партии продукции, приобретают множество разнообразных средств производства, вступая при этом в тесные взаимоотношения со многими предприятиями и организациями других сфер АПК и отраслей народного хозяйства. Это делает необходимым наряду со службами, занятыми организацией производства и его обслуживанием, решением социальных вопросов, создание службы маркетинга. Для мелких сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств соответствующие услуги должны оказывать маркетинговые службы районных органов управления агропромышленным производством.
Маркетинговый подход предполагает изменение стратегии и тактики предприятия на рынке. Раньше руководители предприятия были озабочены в первую очередь производством определенного объема продукции и только потом проблемами ее реализации. В концепции маркетинга производство и сбыт рассматриваются как единое целое. Главной целью предприятия наряду с прибылью становится удовлетворение потребительского спроса.
|
|
Следовательно, важной составной частью маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий является организация сбыта произведенной продукции. Деятельность службы маркетинга должна быть направлена на удовлетворение требований потребителей, повышение конкурентоспособности, завоевание сегмента рынка для производимой на предприятии продукции, обеспечение постоянного роста продаж и максимизации прибыли.
Основные функции службы маркетинга в рамках крупных хозяйствующих субъектов АПК следующие:
ü изучение рынков сбыта с целью выявления сложившегося и потенциального спроса, выбора групп покупателей, на запросы которых предприятие намерено ориентировать производство и сбыт (например, производство экологически чистой продукции для выработки детского питания и др.);
ü целенаправленная ориентация сельскохозяйственного производства на получение продукции необходимого ассортимента и качества в нужные сроки;
ü проведение оптимальной ценовой политики, определение уровня продажной цены и возможных ее изменений с учетом условий реализации;
ü разработка системы мероприятий по формированию и стимулированию спроса на продукцию;
ü организация сбыта продукции.
Служба маркетинга осуществляет политику предприятия по производству того или иного вида продукции и несет полную ответственность за предложенные ею рекомендации и стратегию.
Указанные направления маркетинговой деятельности должны найти место в организационной структуре сельскохозяйственного предприятия (агропромышленного формирования) в качестве функциональных отделов (служб). В составе службы маркетинга на крупных предприятиях (в агропромышленных формированиях) могут быть организованы отделы: маркетинговых исследований, цен и ценовой политики, планирования новых товаров и сервиса, товародвижения, сбыта, формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), рекламы. По мере достижения конкретных промежуточных и конечных целей маркетинговой работы на предприятии могут создаваться новые отделы службы.
|
|
Контрольные вопросы
1.Какое место занимают хранение, товарная доработка, промышленная переработка и реализация продукции в предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств?
2.Расскажите об известном вам опыте организации товарной доработки и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для реализации непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях или в рамках кооперации предприятий.
3.Перечислите сложившиеся и возможные каналы реализации продукции крупными сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, дайте их организационную и экономическую оценку.
4.Дайте организационную и экономическую оценку способов реализации продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями. Расскажите об известном вам опыте эффективной организации приемки сельскохозяйственной продукции в местах производства с последующим центровывозом.
5.Как организуется маркетинговая деятельность на сельскохозяйственных предприятиях?
Учебное издание