Содержание родительских прав и обязанностей

1.

В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем де­тей, подростков, молодежи. В Конституции РФ говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает

Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принята в 1989 г. – это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция — это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, -наш сегодняшний мир, а уж затем - наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: "Все лучшее - детям", "Дети — единственный привилегированный класс". В практике же повсеместно и достаточно активно разрушаются эти принципы. Поэтому дети особенно нуждаются в социальной и родительской опеке и заботе. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также» необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых - знание ее основных положений; второй - понимание провозглашенных в ней прав; третий — поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Эти международные документы должны стать для родителей основополагающими, чтобы в суете каждодневности, когда захлестывает суровый быт, не утратить высоту родительских чувств и ответственности, чтобы в сегодняшнем дне родители могли ориентироваться не только на настоящее ребенка, но и на его будущее.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения. Особо подчеркнута роль семьи в Плане действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы: "В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста" (раздел "Роль семьи").

Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье.

В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями.

Семейное законодательство состоит, прежде всего, из Се­мейного кодекса РФ от 22.12.1995 № 223-ФЗ и других федераль­ных законов РФ и ее субъектов..

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками нормами морали и приняты­ми обществом. Нормы семейного права и нравственные тре­бования сближает то, что они являются регуляторами пове­дения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за вос­питание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиты их нрав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций и складывались веками.

Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали под­черкивает их важную особенность в жизни общества - они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитатель­ное воздействие они оказывают не только утверждением оп­ределенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества. Это особенно важно для современ­ного российского общества, где, как свидетельствуют соци­ологические исследования, складывается неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье. Она харак­теризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов с детьми; нехваткой со­ответствующих возрастным особенностям детей видов об­щения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью на­казаний (в том числе физических) по сравнению с различны­ми формами поощрения и поддержки детей.

29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Этот документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

1. - общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);

2. - заключение и прекращение брака (условия и поря­док заключения брака, прекращение и недействительность брака);

3. - права и обязанности супругов (личные права и обязан­ности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

4. - права и обязанности родителей и детей (права несовер­шеннолетних детей, права и обязанности роди гелей);

5. - алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

6. - формы воспитания детей, оставшихся без попечения ро­дителей(выявление и устройство детей, оставшихся без по­печения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе предусмотрено существенное уси­ление гарантий прав детей в семейных отношениях. В Ко­дексе выделена специальная глава «Права несовершенно­летних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении роди­телями обязанностей но воспитанию» образованию ребен­ка, либо при злоупотреблении родительскими правами ре­бенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнениепри решении в семье любого вопроса, затрагивающего его инте­ресы, а также право быть заслушанным в ходе любого судеб­ного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за ис­ключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Закон РФ «Об образовании» - об обязанностях родите­лей и правах детей в сфере семейного воспитания.Расши­рение прав и обязанностей родителей в области семейного воспитании отражено в Законе РФ «Об образовании». Так, в ст. 10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возможностей личности образова­тельные программы могут осваиваться в форме семейного об­разования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Ро­дители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллекту­ального развития ребенка в раннем детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуп­равления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспиты­вающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 40 «Государственныегарантии приоритетности об­разования» фиксирует, что государство выплачивает родите­лям(законным представителям) государственныепособия по уходу за ребенком до определенного законодательством РФ возраста, пособия па детей малообеспеченным семьям, мно­годетным и одиноким матерям (отцам), пособия на несовер­шеннолетних детей в период розыска их родителей. Родителям (законным представителям), осуществляющимвоспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачи­ваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальномобразо­вательном учреждении.

Закон РФ «Об образовании» значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспи­тании детей. Так, в ст. 52 фиксируются следующие права.

1. Родители (законные представители) несовершеннолет­них детей до получения последними основного общего обра­зования имеют право выбирать формы обучения, образова­тельные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образова­ние в семье, вправе на любом этапе обучения при его поло­жительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

В то же время данная статья предусматривает, что родите­ли обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответ­ственность за воспитание детей, получение последними ос­новного общего образования.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в -Российской Федерации». В этом законе государство подтверж­даетсвою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе. Закон устанавливает основные гарантии прав и за­конных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией РФ. Закон также гарантирует социально-экономические условия, для того чтобы ребенок мог реализовать свои закон­ные права и интересы, в том числе и в семье.

Следует подчеркнуть еще одно положение закона, направ­ленное на защиту прав ребенка в семье. Если суд установит вину родителей или лиц, их заменяющих, в нарушении прав и законных интересов детей, то с родителей будет взята сум­ма компенсации с учетом мер, необходимых по социальной реабилитации и адаптации ребенка.

Нарушения исполнения обязанностей но воспитанию не­совершеннолетних родителями, а также педагогами или ра­ботниками учреждений, осуществляющими надзор за несо­вершеннолетними, подлежат уголовной ответственности. В новый Уголовный кодекс РФ включена специальная глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних».В ней содержится регламентация ответственности взрослых за вов­лечение несовершеннолетних в совершение преступления, систематическое употребление спиртных напитков, одурма­нивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжниче­ство, попрошайничество. При этом при совершении перечис­ленных преступлений родителями или педагогами они подлежат более строгой ответственности. В эту главу вклю­чена новая для российского законодательства норма - неис­полнение родителями, педагогами,иными работниками обра­зовательного либо лечебного учреждения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением с ними.

Упомянутые выше и другие законодательные акты позво­ляют утверждать, что в последнее время происходят положи­тельные изменения на политическом, законодательном, про­граммно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации возможностей семьи в воспитании детей. Однако в силу ряда как объективных, так и субъективных причин требования законодательства о семье осуществляются крайне медленно, не всегда имеются четкие механизмы их реализации.

В целом в России семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: