1. Главная особенность проведения социальной работы с осужденными БОМЖ заключается в том, что она должна быть направлена на их склонение, выработку устойчивой мотивации на отказ от ведения маргинального образа жизни и возвращения «к оседлости» (к семьям, родным и близким, обретения жилья, нормальной трудовой деятельности).
По данной категории осужденных в вопросах восстановления всех необходимых для ресоциализации документов социальную работу необходимо проводить практически с первого дня пребывания таких лиц в ИУ и до наступления срока освобождения, так как в основном предстоит работа по восстановлению всех утраченных документов, а не только паспорта.
3. Специалисты по социальной работе при организации социальной работы с указанной категорией осужденных могут столкнуться с фактами недоверия к себе (как к представителям любой власти, которая их ранее не защитила), а также нежелания восстанавливать отношения со своими родственниками.
4. Как правило, лица, которые вели до осуждения бродячий, маргинальный образ жизни, приобрели хронические заболевания и социальную работу с ними необходимо строить одновременно с оказанием медицинской помощи.
|
|
Социальная работа с осужденными, утратившими «на свободе» определенное место жительства, и специфика ее организации в ИУ
1. Организация фронтального медицинского обследования лиц, являющихся до поступления в ИУ, гражданами без определенного места жительства (БОМЖ).
2. Оказание незамедлительного содействия осужденному, являвшемуся до поступления в ИУ лицом без определенного места жительства, в получении всех необходимых предметов первой необходимости и обеспечение неотъемлемого контроля над соблюдением этой категорией правил личной гигиены и общественной санитарии.
3. Организация повседневного контроля над осужденным БОМЖ по соблюдению им правил поведения, личной гигиены и общественной санитарии; закрепление за ним наставника из числа осужденных для оказания практической помощи и поддержки к приобщению проживания в данном социуме.
4. На основании выявленных анамнезов заболеваний включение в комплексную систему оказания медико-социальной помощи осужденным, являвшимся лицами БОМЖ.
5. Организация проведения документирования осужденных, поступивших в ИУ, являвшихся лицами без определенного места жительства: восстановление утраченного паспорта, трудовой книжки; документов об образовании, профессиональном образовании, пенсионном обеспечении и государственном пенсионном страховании, об инвалидности (если имеется).
6. Выяснение всех обстоятельств, связанных с утратой жилья и восстановлением на него документов с целью уяснения правовой перспективы (в случаях нарушения законодательства) восстановления права на жилье осужденного, являющегося лицом без определенного места жительства.
|
|
7. Выявление существования возможных родственных связей осужденных БОМЖ, организация розыска родственников данных лиц, установление с ними контактов с целью содействия им в восстановлении родственных социально полезных связей.
8. Включение в ИУ осужденных, являвшихся лицами без определенного места жительства, в систему психологических, воспитательных и социальных воздействий в различных формах с целью переориентации психической деятельности и реальных внешних проявлений, свойственных данному маргинальному слою на позитивную, необходимую для успешной дальнейшей ресоциализации и реинтеграции в общество:
• психологические тренинги и ролевые игры;
• информационно-разъяснительные и дискуссионно-аналитические мероприятия;
• культурно-массовая работа, вовлечение в художественную самодеятельность;
• вовлечение в работу самодеятельных организаций (при наличии потенциальных возможностей личности);
• приобщение к организации самовоспитания (если способны);
• трудовая адаптация осужденных БОМЖ, включение их в производительный труд с его оплатой, а также к работам по благоустройству и улучшению коммунально-бытовых условий без оплаты;
• социальные беседы и консультирование в индивидуальных и коллективных формах специалистами по социальной работе и другими субъектами, привлеченными для ее проведения.
9. Установление долговременных отношений посредством подписания соответствующих соглашений о порядке взаимодействия по обустройству освобождающихся из ИУ, являвшихся до заключения под стражу лицами без определенного места жительства, со следующими структурами:
• управления социальной защиты населения;
• управления внутренних дел;
• управления здравоохранения;
• руководящие органы федеральной государственной службы занятости. Решение необходимых вопросов, связанных с реинтеграцией осужденного в общество после освобождения из ИУ, с вышеназванными структурами.
9. Решение вопросов, связанных с получением на региональном уровне после освобождения осужденного из ИУ социального жилья.