Основным документом, определяющим организационно-правовые формы хозяйствования в РФ, является Гражданский Кодекс РФ (по сути это конституция предпринимательской деятельности).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности называются коммерческими.
Организации, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, называются некоммерческими.
Гражданский Кодекс определяет виды хозяйствующих субъектов:
1) хозяйствующие товарищи, в том числе:
n коммандитное товарищество (на вере);
2) хозяйствующие общества.
Сохранены по действующему законодательству производственные кооперативы (артели). Имущество их подразделяется на делимое и неделимое.
Государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными:
n унитарные предприятия с правом хозяйствования;
n унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Законодательно определены виды и порядок образования различных фондов (благотворительных, инвестиционных).
Организационно - правовая форма определяет порядок формирования стартового капитала, ответственность по обязательствам, распределение полученного дохода:
Товарищества - складочный капитал.
Общества - уставный капитал.
АО - уставный капитал образуется как номинальная стоимость акций (обычных и привилегированных). В качестве взноса в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, интеллектуальная собственность, право пользования природными ресурсами, ноу-хау (новые технологии), ценные бумаги. АО для привлечения средств могут проводить дополнительные эмиссии акций. Эти средства образуют добавочный капитал. Если УК АО становится меньше определенного законом, то АО подлежит ликвидации
ООО - уставный капитал образуется за счет вкладов его участников. Они не имеют права выпускать акции. Несут ответственность в пределах уставного капитала.
Государственные и муниципальные предприятия формируют свое имущество на базе государственного или муниципального имущества.
Инвестиционные паевые фонды формируют свои ресурсы за счет привлеченных средств: юридических или физических, рассматриваемых как паи. Полученная прибыль распределяется между пайщиками пропорционально величине пая.
Принципами организации финансов являются:
n принцип хозяйственной самостоятельности в определении расходов, источников финансирования, направлений деятельности и инвестиций с целью получения прибыли;
n принцип самофинансирования, означающий полную окупаемость затрат;
n принцип материальной заинтересованности, в основе которого достойная оплата труда, оптимальная налоговая политика и пропорции в распределении прибыли;
n принцип материальной ответственности, реализуемый через пени, неустойки, штрафы, объявление банкротом, увольнение с работы;
n принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
50. Характеристика основных функций менеджмента и их взаимосвязь. Методы менеджмента: общенаучные, конкретные, организационно-административные, экономические, социально-социально-психологические.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Дадим определение основным функциям менеджмента.
Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
· организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
· распорядительное воздействие;
· организационно-распорядительное воздействие.
Социально-психологические методы - эти методы основаны на использовании моральных стимулов, особенных способов коммуникаций, образов, метафор и других способов влияния на эмоции людей.
К этим методам относят:
моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; создание и поддержка морального климата в коллективе.
В основе использования социально-психологическихметодов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.
Организационно-административные методы менеджмента. Эти методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм менеджмента;
• разработка и осуществление рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
• контроль и надзор за деятельностью организации или отдельных работников. Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления являются распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:
· методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);
· методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);
· методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).
51. Виды управленческих решений. Этапы принятия рационального управленческого решения.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.
Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.
Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.
Процесс и процедура принятия решений. Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике: · методологию управленческого решения; · методы разработки управленческих решений; · организацию разработки управленческого решения; · оценку качества управленческих решений. Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
- возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым будет принято решение;
- разработка и формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
- утверждение (принятие) решения;
- организация работ по реализации решения - обратная связь
Вот основные шаги в процессе принятия решений:
1. постановка цели задач; 2. установление цели решения; 3.разделение критериев (ограничения, желательные характеристики); 4. выработка альтернатив; 5. сравнение альтернатив; 6. определение риска; 7. оценка риска (вероятность/серьезность); 8. принятие решения.
52. Содержательные теории мотивации (теория потребности А. Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга).
Содержательные теории мотивации. Одним из первых теоретиков содержательных теорий был Абрахам Маслоу. Его теория иерархии потребностей (1943 г.) предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей, причем потребности конкретного человека можно представить в виде строгой иерархии. Система потребностей характеризуется постоянным динамизмом – по мере удовлетворения одних становятся актуальными другие. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей и считал, что потребности нижних уровней влияют на человека прежде, чем потребности верхних уровней.
1. Физиологические потребности включают потребности в еде, одежде, жилище, сексе, здоровье. В организационной среде к ним относятся потребности в чистом воздухе и рабочем помещении, надлежащем отоплении, организации питания, хорошем бытовом и медицинском обслуживании, базовой ставке зарплаты, гарантирующей возмещение стоимости жизни в стране.
2. Потребности в безопасности – это потребности в общественном порядке, отсутствии угроз со стороны экологии, преступности. Применительно к организации – это потребности в безопасных условиях труда, дополнительных льготах, увеличивающих уверенность в будущем, гарантия сохранения рабочего места.
3. Социальные потребности, потребности причастности, принадлежности отражают желание человека быть членом группы, иметь друзей, быть любимым. В организациях данные потребности удовлетворяются по мере формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе, поддержания хороших отношений с руководством, участия в рабочих группах, взаимодействия с клиентами компании.
4. Потребности в уважении и самоуважении связаны с одобрением, уважением и признанием со стороны семьи, друзей, общества. В рамках организации они реализуются через признание заслуг, повышение статуса работника, увеличение его ответственности на рабочем месте, получение кредита доверия для работы на пользу компании.
5. Потребности в самореализации, самоактуализации проявляются в раскрытии потенциала людей, повышении уровня компетентности и личного роста. В организациях они удовлетворяются в процессе обучения, должностного роста, выполнения сложной, творческой работы, участия в принятии решений.
Согласно теории А. Маслоу первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней. По мере их удовлетворения происходит переход на следующую ступень потребностей, которая будет в большей степени влиять на поведение человека, так как удовлетворенная потребность перестает быть стимулом. Потребность в самореализации никогда не может быть удовлетворена полностью, поскольку с развитием человека его потенциальные возможности расширяются. Поэтому процесс мотивации через потребности бесконечен.