Обязательные элементы учетной политики

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 57-З учетная политика организации включает:

- план счетов бухгалтерского учета организации;

- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

- порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации;

- применяемые организацией виды учетной оценки;

- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета организации представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Его называют также рабочим планом счетов. В него включаются абсолютно все счета бухгалтерского учета, а также субсчета и аналитические счета, забалансовые счета, используемые в конкретной организации. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом отраслевых и других особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности на основе типового плана счетов бухгалтерского учета. При этом организация вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Введение же дополнительных счетов (с использованием свободных номеров счетов) должно быть предварительно согласовано с Министерством финансов Республики Беларусь (п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее - Инструкция N 50)).

Учетной политикой может быть предусмотрено ведение аналитического учета по счетам в порядке, отличном от установленного Инструкцией N 50. Главное условие: аналитический учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации о наличии и движении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности. Например, помимо наименования признака, в соответствии с которым осуществляется аналитический учет (по видам затрат, по местам возникновения, по местам хранения, по договорам и т.д.), организация может предусмотреть и конкретный перечень статей, в соответствии с которым будет осуществляться аналитический учет. Так, производственные организации с учетом специфики своей деятельности могут установить перечни статей затрат, по которым будут учитываться затраты на счетах 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 44 "Расходы на реализацию" (в части расходов по реализации продукции). Торговые организации могут предусмотреть для счета 44 "Расходы на реализацию" перечни статей затрат, связанных с управлением организацией, и затрат, связанных с реализацией товаров (п. 23, 24, 26 - 30, 35 Инструкции N 50, п. 10 - 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее - Инструкция N 102)).

Разработанные для применения формы первичных учетных документов. Под первичным учетным документом понимается документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, составленный в момент ее совершения, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения (абз. 13 ст. 1, п. 5 ст. 10 Закона N 57-З). Первичным учетным документом оформляется каждая хозяйственная операция (п. 1 ст. 10 Закона N 57-З).

Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 (далее - Постановление N 360). Это товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный и расходный кассовые ордера, акты о приеме-передаче основных средств, нематериальных активов, сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, о передаче не завершенного строительством объекта, о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры. Поскольку данные формы документов являются обязательными к применению, то отражать их в учетной политике нет необходимости.

Формы прочих первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Если формы первичных учетных документов, утвержденные республиканскими органами государственного управления, используются организацией в неизменном виде, их формы в учетной политике можно не указывать. Достаточно указать на сам факт их использования.

Если же организация добавляет в установленные республиканскими органами государственного управления формы документов дополнительные реквизиты либо применяет документы, форма которых законодательно не определена (например, акт на списание материалов, бухгалтерская справка-расчет, акт о выполненных работах (оказанных услугах)), то она должна закрепить в учетной политике такие применяемые документы с приложением разработанных форм.

Самостоятельно разработанные первичные учетные документы должны содержать все обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З. В зависимости от характера хозяйственных операций и особенностей деятельности организации в первичные учетные документы могут включаться иные сведения, наличие которых не является обязательным.

Примечание. При разработке форм первичных учетных документов можно

воспользоваться формами документов, размещенными в системах семейства

"КонсультантПлюс" / Справочная информация / Формы бухгалтерской учетной

документации / Список форм бухгалтерской учетной документации.

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 9 ст. 10 Закона N 57-З).

Примечание. О необходимости внесения изменений в учетную политику при

изменении форм самостоятельно разработанных первичных учетных документов

см. консультации.

Применяемая форма бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров, в которых такие записи производятся. При этом сами регистры представляют собой документы, в которых производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или стоимостных показателях (абз. 18, 23 ст. 1 Закона N 57-З). По сути, это таблицы определенных формы и вида, используемые организацией для отражения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Основные требования, предъявляемые к регистрам бухгалтерского учета, содержатся в ст. 11 Закона N 57-З.

Совокупность всех применяемых организацией регистров определяет используемую ею форму бухгалтерского учета.

Наиболее часто применяемыми являются журнально-ордерная, мемориально-ордерная, а также автоматизированная формы учета. В зависимости от специфики деятельности (размера и структуры организации, объема учетной работы, степени автоматизации) организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая будет ею использоваться, и закрепляет свое решение в учетной политике.

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультации.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации, при проведении которой сопоставляется их фактическое наличие с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона N 57-З).

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее - Инструкция N 180).

Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, перечислены в п. 2 ст. 13 Закона N 57-З. Такие случаи в учетной политике можно не перечислять. Важно закрепить порядок проведения инвентаризации для ситуаций, когда она проводится по решению руководства организации.

В учетной политике целесообразно привести график проведения инвентаризации активов и обязательств организации с указанием сроков и условий проведения, перечня проверяемых активов и обязательств и т.д. (ч. 2, 3 п. 8 Инструкции N 180). График проведения инвентаризации может быть оформлен как приложение к положению об учетной политике.

Применяемые виды учетной оценки. Под учетной оценкой понимается стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Она производится в белорусских рублях.

Порядок пересчета стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли, а также порядок учета разниц, образующихся при таком пересчете, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Для учетной оценки применяются первоначальная, приведенная (дисконтированная), переоцененная стоимости, а также другие виды учетной оценки. Порядок их применения устанавливается законодательством Республики Беларусь (абз. 21 ст. 1, ст. 12 Закона N 57-З).

Примечание. Об указании в учетной политике видов учетной оценки

дополнительно см. интервью "Online-конференция "Новый закон о бухгалтерском

учете и отчетности".

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

К иным способам организации и ведения бухгалтерского учета можно отнести способы:

- группировки фактов хозяйственной деятельности;

- применения счетов бухгалтерского учета;

- организации документооборота. Движение первичных учетных документов регламентируется графиком (схемой документооборота), составляемым исходя из оптимальности числа подразделений и исполнителей, которые должны проходить первичные учетные документы, и определяющим минимальный срок нахождения первичных учетных документов в подразделениях;

- обработки информации;

- другие.

При определении видов учетной оценки, а также разработке способов учета (в том числе способов применения счетов бухгалтерского учета) организации следует исходить из нескольких основных правил:

1) по вопросам, в отношении которых законодательство допускает применение нескольких способов учета, организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З);

2) по вопросам, в отношении которых способы ведения бухгалтерского учета законодательно не определены, организация самостоятельно разрабатывает соответствующие способы (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З);

3) в отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения учета следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь. В таком случае в учетной политике нормы законодательных актов можно не дублировать.

Закрепленный в учетной политике порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности является профессиональным суждением лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З).

Примечание. О профессиональном суждении дополнительно см. интервью

"Online-конференция "Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности".

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, отражаются в пояснительной записке (п. 108 Инструкции N 111).

Ниже приведем примерные формы оформления приказов по учетной политике.

Приказ "Об утверждении изменений и дополнений в Положение об учетной политике"

__________________________

(наименование организации)

Приказ

"__" ____________ 2014 г. N ___

Место составления (издания)

Об утверждении изменений и дополнений

в Положение об учетной политике

Во исполнение ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З "О

бухгалтерском учете и отчетности" и на основании нормативных правовых

актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, отчетности и

налогообложения,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить изменения и дополнения, вносимые в Положение об учетной

политике.

2. Изложить Положение об учетной политике в новой редакции.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2015.

Руководитель организации Подпись Расшифровка подписи

Приказ "Об утверждении Положения об учетной политике" (для организаций, формирующих в 2015 году учетную политику впервые)

Приказ

"__" ____________ 2015 г. N ___

Место составления (издания)

Об утверждении Положения

об учетной политике

Во исполнение ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З "О

бухгалтерском учете и отчетности" и на основании нормативных правовых

актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, отчетности и

налогообложения,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об учетной политике.

2. Настоящий приказ вступает в силу с __.__.2015.

Руководитель организации Подпись Расшифровка подписи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: