Методы прогнозирования

Методы(методика)прогнозирования – определенное сочетание приемов (способов) выполнения прогностических операций, получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза.

Множество методов прогнозирования чаще всего делится на две большие группы методов фактографические и экспертные.

К фактографическим методам относят те методы прогнозирования, которые основаны на обработке объективных данных о прогнозируемом объекте. К экспертным относят методы, базирующиеся на интуитивной информации специалистов.

Применение фактографических методов более эффективно, чем применение экспертных методов. Поэтому экспертные методы применяют лишь в том случае, когда фактографические методы использовать невозможно.

Сами фактографические методы также неоднородны. Их можно представить в виде следующих групп методов:

- экстраполяционные методы,

- системно-структурные,

- методы опережающей информации.

К экстраполяционным методам прогнозирования относят те из них, которые основаны на принципе переноса в будущее тенденций, действовавших в прошлом и настоящем.

В группу системно-структурных методов относят методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, матричный метод, принципы сетевого моделирования и другие методы.

Методы опережающей информации включают в себя методы анализа потоков публикаций, патентной информации, изобретений.

При осуществлении экономических прогнозов довольно часто используются методы экспертных оценок (например, метод Дельфи). Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное обоснование своей точки зрения о состоянии и развитии того или иного рынка или проблемы.

Классификация методов, используемых при прогнозировании в системах маркетинга:

Рис. 16. Основные методы прогнозирования

Общая характеристика методов прогнозирования

Качественные методы С помощью знаний и интуиции формулируются будущие состояния исследуемой проблемы (увеличение, уменьшение, останется на том же уровне)
Методы Характеристика методов
Опрос потребителей Очный или заочный, индивидуальный или коллективный опрос. Проводится анонимно через интервьюирование и анкетирование, как одного человека (эксперта), так и коллектива (экспертов, населения).
Опрос экспертов Сложный коллективный опрос. Проходит в несколько туров (для усовершенствования интуитивного мышления). Экспертные модели описывают (творчески, неформально, но в рамках определенных правил) процедуры функционирования в виде процесса, специальных формул и алгоритмов. Это может быть коллективная генерация идей ученых-экспертов, которую можно отнести к субъективным методам.
Метод Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы
Метод «мозговой атаки» Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений имеется несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимые предприятием
Метод сценариев Подготовка и согласование представления о проблеме (например, о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов). Сценарии пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем согласовываются
Системный анализ  
Количественные методы Количественная оценка будущего состояния объекта исследования на основе данных прошедших периодов и действующих факторов с помощью математических методов
Методы Характеристика методов
Экстраполяция трендов Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период
Регрессионный анализ Определение направления и силы связи между независимыми переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели.
Экспоненциальное сглаживание Один из самых простых способов прогнозирования. Прогноз может быть получен только на один период вперед. Если прогнозирование ведется в разрезе дней, то только на один день вперед, если недель, то на одну неделю.
Экономико-математическое моделирование Построение экономико-математической модели в виде некоторой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов
Модель «затраты-выпуск» Метод систематического количественного отражения экономических связей между секторами хозяйственной системы. Ее используют для анализа как мировой, так и национальной экономики, а также для анализа хозяйства столицы или отдельного предприятия. Затраты — это то, что потребляется в процессе производства. Выпуск — результат производственного процесса.
Компонентный анализ Многомерный статистический метод снижения размерности, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями количественных переменных. Задача компонентного анализа состоит в преобразовании исходной системы взаимосвязанных переменных в новую систему некоррелированных обобщенных показателей или ортогональных показателей.
Метод скользящей средней Обычно применяется при краткосрочном прогнозировании (прогноз на период до 1 года), в случае когда имеющиеся данные не позволяют выявить тенденцию развития спроса. При прогнозировании исходят из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.
Метод функции роста  
Цепи Маркова При определении тенденции развития объекта учитываются два последних периода, а третий год переносится на перспективу. Следует отметить, что в период динамично развивающихся экономических процессов использование в прогнозировании учета тенденций за продолжительный период времени не всегда отвечает современным требованиям.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: