Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц или граждан, направленная на получение прибыли.
Субъектами предпринимательской деятельности в России могут быть:
- граждане РФ;
- граждане иностранных государств;
- объединение граждан (коллективные предприниматели).
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством.
Законами Российской Федерации, например, гарантируются:
- право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;
- равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
- равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;
- защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
- свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;
- недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
- имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
- самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, обособленным имуществом;
- самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;
- организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.
Основной формой организации предпринимательства является организация (предприятие).
Организации (предприятия) – экономические субъекты, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли.
Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.
Организация (предприятие) представляет собой имущественно-обособленную хозяйственную единицу, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
- стремится к получению дохода и реализации других целей.
Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.
Внутренняя и внешняя среда организации
Внутренняя среда организации — это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги)
Основу организации составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, люди не могут трудиться на пустом месте. Им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция.
Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы предприятия имеет информация - коммерческая, техническая и оперативная.
Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства.
Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа.
На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций.
Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия, — это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия и конкуренты.
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, — главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения — банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию.
Контроль исполнения законов осуществляется правительством и местными органами власти. Вследствие того, что предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе, на его деятельности концентрируется внимание субъектов внешней среды — населения, правительственных органов, поставщиков и потребителей продукции. Во внешней среде активно действуют и конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.
Задачи организации:
1) возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
2) недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
3) обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
4) обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;
5) создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
6) охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
7) стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
Задачи организации определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.
Функции организации
К основным функциям производственного предприятия можно отнести:
1) изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;
2) продажу и поставку продукции потребителю;
3) послепродажное обслуживание продукции;
4) материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
5) управление и организацию труда персонала на предприятии;
6) повышение качества продукции;
7) снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
8) предпринимательство;
9) уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.;
10) соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции организации конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства:
- отраслевой принадлежностью;
- степенью специализации и кооперирования;
- наличием коммерческой и социальной инфраструктуры;
- формой собственности;
- взаимоотношениями с местными органами власти.