Прибыль – денежное выражение прибавочного продукта, создаваемого трудом работников ж.д. транспорта. Она является одним из показателей эффективности работы предприятия и определяется, как разница между доходами и расходами ж.д. транспорта, включая все учреждения, организации и предприятия.
Доходы предприятия определить по формуле:
Д = Wобщ × Сэ (32)
Д =372,61*2,80=1043,30 млн.руб.
где: Wобщ – общая годовая переработка электроэнергии (определено п. 1.4)
Сэ – стоимость одного часа электроэнергии (задание п. 12).
Прибыль в % дана в задании п. 26
П = Д × % (33)
П =1043,30*18=187,79 млн.руб.
Определим расходы:
Р = Д – П (34)
Р =1043,30-187,79=855,6 млн.руб.
Рентабельность – это показатель характеризующий прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период времени (квартал, год).
Рентабельность – это отношение балансовой прибыли к эксплуатационным расходам.
Эр = (П бал / Рэ) × 100% (35)
Эр = (187,79/855,6)*100=21,9 %
где: Эр – эффективность работы, рентабельность
Рэ – эксплуатационные расходы
|
|
Исходя из расчетов, мы определили, что прибыль (П бал) равна -187,7млн. руб.
Рентабельность равна (Эр) равна – 21,9%
7 Принципы, методы и сроки планирования на предприятии
Планирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период времени, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
Как справедливо отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито – автор плана удвоения национального дохода Японии – любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т.е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований. Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством – к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации.
Экономическое планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.
Результат планирования – оформленный и утвержденный руководством предприятия план.
План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.
Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые, наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли, включают и другие, например:
|
|
– увеличение объема и улучшение структуры продаж;
– повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;
– повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;
– снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;
– улучшение структуры капитала;
– улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;
– повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.
Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: "Планирование – не самое главное, планирование – это все".
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.
Принципы и методы планирования на предприятии
При разработке планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. В теории планирования выделяют следующие принципы планирования (по А. Файолю): единства, непрерывности, гибкости, точности. Р. Акофф позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. Однако в теории и практике планирования учитывают до 16–17 принципов (табл. 4).
Таблица 4 Основные принципы внутрифирменного планирования
№ п/п | Принципы планирования | Содержание |
Необходимость | Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей 1. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может | |
Непрерывность | Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы | |
Эластичность и гибкость | Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов | |
Единство и полнота (системность) | Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием обшей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития 3. Включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений | |
Точность и детализация | 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы | |
Экономичность | 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений | |
Оптимальность | 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях | |
Связь уровней управления | Достигается четырьмя способами: 1) детализацией планов "сверху-вниз"; 2) укрупнением планов "снизу-вверх"; 3) частичным делегированием полномочий; 4) корректировкой планов | |
Участие | 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения 2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других | |
Холизм (сочетание координации и интеграции) | 1. Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости 2. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях 3. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо | |
Ранжирование объектов планирования | Осуществляется путем рационального распределения ресурсов: 1. При одинаковой конкурентоспособности планов – в первую очередь на те из них, которые дают наибольший объем продаж 2. В наиболее доходные товары (отрасли) | |
Адекватность | Соответствие плановых показателей реальной обстановке достигается: 1. Увеличением числа учитываемых факторов 2. Повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования 3. Достаточно точным моделированием реальных процессов | |
Согласованность с внешней средой | Достигается с помощью: 1. Анализа динамики факторов внешней среды предприятия 2. Выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели | |
Социальная ориентация | Предусматривает: 1. Обеспечение требования экономичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции 2. Социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия | |
Сбалансированность | Объемы инвестиций должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами с учетом норм продолжительности строительства объектов | |
Стабильность | Утвержденные обоснованные планы капитального строительства в общем должны быть неизменными на весь период строительства, иначе возникают потери и дополнительные затраты | |
Итеративность | Предусматривает неоднократную проработку (итерацию) уже составленных разделов плана и творческий характер самого процесса планирования |
Принцип единства предопределяет системность планирования, означающую существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.
|
|
|
|
Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления. Данный принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный – долгосрочного.
Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах:
• нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов);
• любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей.
На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой деятельности, и каждый план вышестоящего уровня управления является интегрированным и более расширенным (но менее детализированным), чем план нижестоящего уровня. План функционального подразделения на одном уровне управления является составной частью общего плана данного уровня.
Предпосылками непрерывности планирования являются:
• неопределенность и изменчивость внешних факторов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
• изменчивость внутренних факторов производства, стратегических целей, ценностей и возможностей предприятия.
Принцип гибкости планирования связан, прежде всего, с возможностью внесения изменений. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, соответствующей неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности предприятия.
Принцип точности планирования связан как с определением общего и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требованиями к детализации планов и качеству исполнителей – разработчиков плана. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, атак называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде.
Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в определенной мере становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Методология планирования представляет собой совокупность методов и методик планирования.
Метод планирования – совокупность приемов и способов планирования.
Методы планирования:
– балансовый;
– экономического анализа;
– нормативный;
– экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;
– технико-экономического обоснования;
– деловое планирование (бизнес-планирование).
Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов.
Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью получения равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т.д. В планировании часто применяются следующие балансы: а) натуральный (материальный); б) стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода.
Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе – "узких мест" и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.
Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т.п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.
Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методы линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; модели сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.
Метод технико-экономического обоснования применяется для разработки обоснований мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана.
Применение каждого из методов осуществляется на основе специально разработанных методик.
Методика планирования – рекомендации по конкретному применению и процедурам реализации метода планирования.
В экономической теории и практике постоянно ведутся исследования и совершенствуется инструментарий планирования по следующим направлениям:
– совершенствование методологии планирования;
– улучшение организации планирования;
– повышение качества методик планирования;
– повышение достоверности информации и планов;
– повышение точности плановых расчетов;
– улучшение выявления и учета влияния и тенденций развития факторов.