Определение доходов, прибыли и рентабельности

Прибыль – денежное выражение прибавочного продукта, создаваемого трудом работников ж.д. транспорта. Она является одним из показателей эффективности работы предприятия и определяется, как разница между доходами и расходами ж.д. транспорта, включая все учреждения, организации и предприятия.

Доходы предприятия определить по формуле:

Д = Wобщ × Сэ (32)

Д =372,61*2,80=1043,30 млн.руб.

где: Wобщ – общая годовая переработка электроэнергии (определено п. 1.4)

Сэ – стоимость одного часа электроэнергии (задание п. 12).

Прибыль в % дана в задании п. 26

П = Д × % (33)

П =1043,30*18=187,79 млн.руб.

Определим расходы:

Р = Д – П (34)

Р =1043,30-187,79=855,6 млн.руб.

Рентабельность – это показатель характеризующий прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период времени (квартал, год).

Рентабельность – это отношение балансовой прибыли к эксплуатационным расходам.

Эр = (П бал / Рэ) × 100% (35)

Эр = (187,79/855,6)*100=21,9 %

где: Эр – эффективность работы, рентабельность

Рэ – эксплуатационные расходы

Исходя из расчетов, мы определили, что прибыль (П бал) равна -187,7млн. руб.

Рентабельность равна (Эр) равна – 21,9%


7 Принципы, методы и сроки планирования на предприятии

Планирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период времени, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.

Как справедливо отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито – автор плана удвоения национального дохода Японии – любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т.е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований. Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством – к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации.

Экономическое планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования – оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые, наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли, включают и другие, например:

– увеличение объема и улучшение структуры продаж;

– повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;

– повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;

– снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;

– улучшение структуры капитала;

– улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;

– повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.

Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: "Планирование – не самое главное, планирование – это все".

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

Принципы и методы планирования на предприятии

При разработке планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. В теории планирования выделяют следующие принципы планирования (по А. Файолю): единства, непрерывности, гибкости, точности. Р. Акофф позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. Однако в теории и практике планирования учитывают до 16–17 принципов (табл. 4).

Таблица 4 Основные принципы внутрифирменного планирования

№ п/п Принципы планирования Содержание
  Необходимость Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей 1. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может
  Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы
  Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов
  Единство и полнота (системность) Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием обшей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития 3. Включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений
  Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы
  Экономичность 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений
  Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях
  Связь уровней управления Достигается четырьмя способами: 1) детализацией планов "сверху-вниз"; 2) укрупнением планов "снизу-вверх"; 3) частичным делегированием полномочий; 4) корректировкой планов
  Участие 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения 2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других
  Холизм (сочетание координации и интеграции) 1. Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости 2. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях 3. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо
  Ранжирование объектов планирования Осуществляется путем рационального распределения ресурсов: 1. При одинаковой конкурентоспособности планов – в первую очередь на те из них, которые дают наибольший объем продаж 2. В наиболее доходные товары (отрасли)
  Адекватность Соответствие плановых показателей реальной обстановке достигается: 1. Увеличением числа учитываемых факторов 2. Повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования 3. Достаточно точным моделированием реальных процессов
  Согласованность с внешней средой Достигается с помощью: 1. Анализа динамики факторов внешней среды предприятия 2. Выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели
  Социальная ориентация Предусматривает: 1. Обеспечение требования экономичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции 2. Социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия
  Сбалансированность Объемы инвестиций должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами с учетом норм продолжительности строительства объектов
  Стабильность Утвержденные обоснованные планы капитального строительства в общем должны быть неизменными на весь период строительства, иначе возникают потери и дополнительные затраты
  Итеративность Предусматривает неоднократную проработку (итерацию) уже составленных разделов плана и творческий характер самого процесса планирования

Принцип единства предопределяет системность планирования, означающую существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.

Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления. Данный принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный – долгосрочного.

Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах:

• нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов);

• любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей.

На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой деятельности, и каждый план вышестоящего уровня управления является интегрированным и более расширенным (но менее детализированным), чем план нижестоящего уровня. План функционального подразделения на одном уровне управления является составной частью общего плана данного уровня.

Предпосылками непрерывности планирования являются:

• неопределенность и изменчивость внешних факторов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

• изменчивость внутренних факторов производства, стратегических целей, ценностей и возможностей предприятия.

Принцип гибкости планирования связан, прежде всего, с возможностью внесения изменений. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, соответствующей неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности предприятия.

Принцип точности планирования связан как с определением общего и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требованиями к детализации планов и качеству исполнителей – разработчиков плана. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, атак называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде.

Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в определенной мере становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

Методология планирования представляет собой совокупность методов и методик планирования.

Метод планирования – совокупность приемов и способов планирования.

Методы планирования:

– балансовый;

– экономического анализа;

– нормативный;

– экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;

– технико-экономического обоснования;

– деловое планирование (бизнес-планирование).

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов.

Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью получения равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т.д. В планировании часто применяются следующие балансы: а) натуральный (материальный); б) стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода.

Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе – "узких мест" и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.

Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т.п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.

Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методы линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; модели сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.

Метод технико-экономического обоснования применяется для разработки обоснований мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана.

Применение каждого из методов осуществляется на основе специально разработанных методик.

Методика планирования – рекомендации по конкретному применению и процедурам реализации метода планирования.

В экономической теории и практике постоянно ведутся исследования и совершенствуется инструментарий планирования по следующим направлениям:

– совершенствование методологии планирования;

– улучшение организации планирования;

– повышение качества методик планирования;

– повышение достоверности информации и планов;

– повышение точности плановых расчетов;

– улучшение выявления и учета влияния и тенденций развития факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: