Необходимые профессиональные и личностные качества педагога

Социально-реабилитационная и профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении, осуществляется по отношению к ребенку сквозь призму понятия «направление развития личности». Для осуществления реабилитационной деятельности учителю важно научиться диагностировать направление развития личности, которое может быть трояким и включать в себя:

1) правильное развитие личности;

2) развитие личности по нисходящей линии;

3) выпрямление личности.

Соответственно, в профессионально-педагогическую и реабилитационную деятельность учителя (воспитателя) входят три основных вида действия: анализирующее, корректирующее и реабилитирующее. В практической деятельности педагога эти три действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений ребенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков. Основные принципы педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и умственно отсталыми детьми, следующие:

1) трудные дети требуют любовного внимания и подхода, но прежде всего должен быть выявлен источник трудностей воспитания;

2) нужно добиваться гармоничности воздействий на ребенка со стороны родителей, коллектива;

3) для детей с аномалиями интеллекта особое значение имеет умственное воспитание в процессе овладения знаниями;

4) важны единство воспитания и самовоспитания, недопущение стихийности в развитии личности ребенка; формирование чувства коллективизма;

5) недопустимы «сильнодействующие» средства – наказания в детстве и отрочестве. Способы воспитания должны быть тонкими, точными, не разрушающими нервную систему ребенка и воспитывающими благородные чувства. В процессе занятий с детьми необходимо развивать и корректировать их речь, формировать планирующую и регулирующую функции речи. Коррекционная и реабилитационная работа должна быть направлена на реабилитацию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:

· развитие интеллекта с опорой на зону ближайшего развития;

· развитие в адекватном темпе;

· развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

· развитие по откорректированной программе;

· вовлечение в интересную деятельность (игры);

· устранение некомфортности среди сверстников;

· воздействие через эмоциональную сферу (например, музыку);

· объяснение материала в интересной форме;

· нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады);

· гибкая система контроля знаний и их оценки.

Педагог, работающий с детьми с отклонением в развитии и поведении или с умственно отсталыми детьми должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления интеллектуальной либо физической недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. Педагог должен уметь распознавать физические и психические дисфункции, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с расстройствами как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у педагога глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с коррекционной педагогикой (дефектологией) наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность такого педагога включает знание программ, школьных учебников, пособий по коррекции. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений в развитии детей имеет личность педагога, которая характеризуется такими качествами, как гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость, выдержка и самокритичность, педагогическое творческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и т.д.

Педагог должен вести поиск наилучших средств воспитания и коррекции детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны:

· учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и другое);

· учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т.д.);

· учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т.п.). Кроме того, работа педагога должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (системы взаимодействий с лицом, имеющим расстройство определенного рода, с его родственниками и товарищами).

Набор личностных и профессиональных качеств и умений педагога определяется его квалификацией:

1. Учитель-дефектолог обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с отклонениями в развитии. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

2. Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной). Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

3. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников) и своевременно оказывает им социальную поддержку. Выступает посредником между личностью детей и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и прочим обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, для педагога особенно важно обладать профессиональной компетентностью, помогающей осуществлять воспитательный процесс с детьми, имеющими отклонения в развитии. В свою очередь она включает в себя: психолого-педагогическую грамотность, технологическую культуру и методическую компетентность в отношении объекта их деятельности.


Тесты для самоконтроля

1. Термин «задержка психического развития» применяется для определения:

а) детей с максимальными органическими повреждениями;

б) детей с недостаточной деятельностью периферической нервной системы.

в) детей с недостаточной деятельностью центральной нервной системы.

г) детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы.

2. Что является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте?

а) учеба;

б) профессиональная деятельность;

в) игра;

г) ритуальное общение.

3. Легкой степенью олигофрении является:

а) дебильность;

б) имбецильность;

в) идиотия;

г) деменция.

3. Тяжелой степенью олигофрении является:

а) дебильность;

б) имбецильность;

в) идиотия;

г) деменция.

5. В каком возрасте как правило провялятся деменция?

а) до 2-х лет;

б) после 2-х лет;

в) после 4-х лет

г) после 6-ти лет.

6. Что в натальный период может стать причиной умственной отсталости?

а) родовые травмы;

б) инфицирование плода;

в) асфиксия (удушье) плода;

г) любая из перечисленных причин.

7. Чем характеризуется развитие речи умственно отсталых детей?

а) значительной задержкой становления речи;

б) недоразвитием всех компонентов речи;

в) опозданием и отклонениями в развитии речевого (фонематического) слуха;

г) всеми перечисленными особенностями.

8. Чем характеризуется мышление умственно отсталых детей?

а) активностью, самостоятельностью, критичностью;

б) пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью;

в) гибкостью, широтой, самостоятельностью;

г) быстротой, поспешностью, активностью.

9. Какое из образовательных учреждений создано для умственно отсталых детей?

а) детские сады с круглосуточным пребыванием;

б) специальные детские дома;

в) дошкольные отделения при специальных школах-интернатах;

г) все вышеперечисленные.

10. Кто занимается воспитанием, образованием, развитие и соц. защитой?

а) учитель-дефектолог;

б) педагог-психолог;

в) социальный педагог;

г) социальный психолог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: