Авторитаризм и тоталитаризм. Фашизм

Один из самых слабо изученных и хуже всего изложенных в учебной и научной литературе вопросов курсов «История отечественного государства и права» и «История государства и права зарубежных стран» — вопрос об авторитарных и тоталитарных государствах XX в. Если авторитарные государства древности, средневековья и нового времени рассматриваются в самых популярных современных учебниках для юридических вузов («История государства и права России» И. А. Исаева, «Всеобщая история государства и права» З. М. Черниловского и др.) достаточно подробно, то этого никак нельзя сказать об истории авторитарных и тоталитарных государств новейшего времени. Скажем, в учебнике И. А. Исаева «История государства и права России» термины «авторитаризм» и «тоталитаризм» вообще отсутствуют. Авторитарное советское государство эпохи НЭПа не характеризуется как авторитарное, а тоталитарные государства сталинского и постсталинского периодов рассматриваются, как «государство в период государственно-партийного социализма
(1930-х — начала 1960 гг.)» и «государство в условиях кризиса социализма (60 — 90-е гг.)». То же самое можно сказать и об учебниках по истории государства и права зарубежных стран. В учебнике
З. М. Черниловского «Всеобщая история государства и права» понятия «авторитарные государства» и «тоталитарные государства» вообще не применяются (если не считать пункта «Д» гл. 37 «Возникновение и крушение авторитарных режимов»), а самые известные тоталитарные государства XX в. (гитлеровская Германия, фашистская Италия, Япония середины XX в., Китай эпохи Мао, социалистические государства Восточной Европы и др.) либо именуются терминами эпохи «развитого социализма» («фашистские государства и военные диктатуры», «страны народной демократии» и т. п.), либо вообще не упоминаются (полпотовская Камбоджа, Северная Корея).

Мы попытаемся исправить этот недостаток.

Все политические режимы, кроме демократии, по мнению большинства современных ученых, являются авторитарными (от лат. autoritas — власть, влияние). Между демократией и авторитаризмом есть четыре основных различия, которые французский политолог Р. Арон определяет так:

1. В демократическом государстве существует конкуренция (социальных групп, элит, партий и т. д.), в авторитарном государстве установлена монополия на власть (монарха, диктатора, хунты, коммунистической или фашистской партии и т. д.).

2. В демократическом государстве огромную роль играет конституция, которая определяет правила конкуренции за право на реализацию власти, подчиняет определенным правилам решения правительства (важнейшие из них: для принятия закона правительству в демократическом государстве требуется вмешательство других органов власти, в первую очередь, парламента). В авторитарном государстве главную роль играет не конституция, а революция, когда решение правителей становится законом автоматически. При крайних формах авторитаризма (восточная деспотия, абсолютизм, тоталитаризм и т. п.) законом становится воля отдельной личности. Самый яркий пример — «ночь длинных ножей» в Германии
30 июня 1934 г., когда по приказу Гитлера было убито около 2 тыс. его конкурентов в борьбе за власть в партии и государстве, в том числе последний рейхсканцлер Веймарской республики генерал Шлейхер, начальник штаба гитлеровских штурмовых отрядов Рем и многие другие. Революция по самой своей сути — отрицание законности. Поэтому революционеры стоят у власти при установлении крайней формы авторитаризма — тоталитаризма, когда власть захватывает «партия нового типа» (коммунистическая или фашистская), а главным средством установления её диктатуры является насилие. При этом однопартийные режимы и после захвата власти довольно долго, нередко в течение нескольких десятилетий, остаются революционными, не соглашаясь ограничить свою власть конституцией или законами (даже в случае их принятия). Так, в Советском Союзе коммунистическая партия приняла три конституции, но никогда не чувствовала себя связанной конституционными правилами.

3. В демократическом государстве существует плюрализм социальных групп, у которых есть право на сплочение, на самосознание и на гласное противоборство между собой и с государством. В авторитарном государстве господствует бюрократический абсолютизм, когда социальные группы и отдельные личности подчинены единообразной бюрократической иерархии. Поэтому главная черта авторитарных режимов — огосударствление бюрократии, доведенной до крайности, когда все руководители включаются в единую администрацию (бюрократия есть и в любом демократическом государстве, но здесь она рассеяна по независимым предприятиям и государственным органам, обладающим собственными бюрократиями). В авторитарных государствах бюрократия — не одна из социальных групп, имеющих одинаковый социальный и юридический статус, а единственный привилегированный класс, когда карьеру можно сделать, только пройдя через государственную бюрократию.

4. В XX в. основное различие между демократическими и авторитарными режимами — в том, что для демократии характерна многопартийная система (государство партий), для авторитаризма и тоталитаризма — однопартийная (государство, выражающее интересы одной единственной партии). В результате в демократическом государстве существует множество конкурирующих партий, у каждой из которых — свое собственное представление об общем благе, в авторитарном — единственная партия, чьё представление об общем благе обязательно для всех. Впрочем, в ряде авторитарных и тоталитарных государств (Португалия в годы фашистской диктатуры Салазара, Япония в годы Второй мировой войны и др.) партий не было вообще.

Таким образом, различия между демократическими и авторитарными государствами весьма существенны и многообразны, хотя их вполне можно свести к главному. В демократических государствах конституция носит священный характер, так как все граждане соглашаются на улаживание своих конфликтов по конституционным правилам. В результате основной идеей демократии становится отказ от насилия. В авторитарных государствах всё решает не конституция, а насилие.

Авторитарные режимы существовали с глубокой древности (все монархии, кроме парламентской, военной диктатуры и т. п.). Для них характерна концентрация власти в руках одного человека или одного государственного органа, снижение роли представительных органов власти, сведение к минимуму оппозиции и роли политических подсистем (социальных групп, профсоюзов, партий и др.), ослабление связей государства и общества.

Три основных признака авторитаризма:

1. Централизация власти.

2. Диктаторские методы руководства.

3. Безусловное повиновение.

В результате демократические политические отношения полностью или частично отсутствуют. Оппозиция прямо запрещается или ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально действовать. Власть широко прибегает к средствам администрирования и подавления. Выборы и референдумы если и проводятся, то под жестким контролем властей. Разделение властей носит чисто формальный характер, даже если и оговорено конституцией. Реально все рычаги власти сосредотачиваются в руках единоличного правителя (монарха, диктатора и т. п.) или правящей олигархии (спартанские эфоры, советское Политбюро ЦК КПСС и т. д.). Разновидность авторитарного режима — военные диктатуры. Конституции в авторитарном государстве могут маскировать авторитарный режим, а могут и открыто оформлять его (Индонезия, Марокко, Иордания).

После Первой мировой войны появилась крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм (от лат. totalitas — цельность, полнота), режим, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни общества (экономика, социальные отношения, политическая система, духовная жизнь). Это — главный признак тоталитаризма.

Блестящий анализ этого признака тоталитаризма ещё полвека назад дал великий русский юрист И. А. Ильин, который в статье
«О тоталитарном режиме» писал: «Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования…Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самостоятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

Отсюда явствует, что сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства…, сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Такая организация управления позволяет придать… государственной форме любой вид… Важна не государственная форма, а организация управления, обеспечивающая всеохват; до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачьей лодки и церковной исповедальни.

…тоталитарный режим держится не основными законами, а партийными указами, распоряжениями и инструкциями. …Здесь правосознание заменено психическими механизмами — голода, страха, муки и унижения…

…Это не государство, в котором есть граждане, законы и правительство; это социально-гипнотическая машина; это жуткое и невиданное в истории биологическое явление — общество, спаянное страхом, инстинктом и злодейством, — но не правом, не свободой, не духом, не гражданством и не государством.

…Это есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата».

Другие признаки тоталитаризма:

1. Массовая социальная опора, источник которой — мобилизация общества (или значительной его части) на достижение единой общенациональной цели.

2. Разрушение традиционных социальных структур (семьи, церкви и т. д.).

3. Использование мощных современных средств воздействия на массы (средства пропаганды и связи, репрессивный аппарат, новейшая техника принуждения и подавления).

4. Вождизм.

5. Однопартийная система.

6. Постоянные политические репрессии.

Классический образец тоталитарного режима — сталинский режим. По подсчетам современного английского социолога С. Андрески, если взять его за 100%, в фашистской Италии уровень тоталитаризма будет 55%, в гитлеровской Германии — 95%. За полвека до британского ученого, который выпустил свою книгу к символической дате, определенной антиутопией его соотечественника Дж. Оруэлла «1984», тот же вывод сделал великий русский философ
Н. А. Бердяев. В своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма», вышедшей в 1937 г., он писал: «Коммунизм в той форме, в какой он вылился в России, есть крайний этатизм. Это есть явление чудовища Левиафана, который на все накладывает свои лапы. Советское государство… есть единое в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство». Сталинская диктатура, окончательно оформившаяся к концу 30-х гг., воплотила в жизнь мечту тираний всех эпох — абсолютного господства над человеком, над его телом и душей. Коммунистический режим, установленный в Советском Союзе, был более совершенным и прочным, чем фашистские режимы Муссолини и Гитлера. Он предъявил свое властное право не только на душу человека, но и на переделку её и даже на создание нового человека — Хомо Советикус. В годы Большого террора 1937—1938 гг. большевистская диктатура получила, наконец-то, чего она добивалась двадцать лет после октябрьского переворота, — массовую поддержку коммунистического режима со стороны либо горевших энтузиазмом, либо запуганных советских граждан. Эти граждане и стали материалом для создания «единственного в мире до конца доведенного тоталитарного государства».

Схожие со сталинским коммунистические режимы были созданы в ряде стран Восточной Европы, Восточной Азии и Латинской Америки (режимы Э. Ходжи в Албании, Н. Чаушеску в Румынии, Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в Северной Корее, Пол Пота в Камбодже, Ф. Кастро на Кубе и др.). Все они имели ряд общих черт:

1. Господство коммунистической партии и коммунистической идеологии.

2. Жестокие репрессии (в Китае при Мао было уничтожено
65 млн чел., в СССР при Сталине — 22 млн, в Северной Корее —
2 млн, во Вьетнаме — 1 млн, в странах Восточной Европы — 1 млн).

3. Дискриминация целых категорий населения по социальным мотивам (в фашистских государствах дискриминация осуществляется по расовым и национальным мотивам). Примером может служить Советский Союз, где Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1930 г. более 30 категорий населения (бывшие землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, полицейские, царские чиновники, владельцы частных предприятий, белые офицеры, духовенство и т.д.), общей численностью 7 млн чел., были лишены избирательных прав, продуктовых карточек, права на жилье и медицинское обслуживание. В 1933—1934 гг. они, как «социально чуждые элементы», были выселены из городов, а в 1937—1938 гг. почти все были уничтожены физически в ходе сталинского Большого террора. Другой пример подобной дискриминации — Китай эпохи Мао, где всех жителей разделили на «красных» (члены КПК, рабочие, крестьяне-бедняки, военнослужащие НОАК и «мученики-революционеры») и «черных» (землевладельцы, зажиточные крестьяне, «контрреволюционеры», правые уклонисты, «вредные элементы», интеллигенция, бывшие капиталисты, «партийные работники, идущие по капиталистическому пути» и т. п.), которые лишались права вступать в КПК (следовательно, возможности сделать карьеру), поступать в вузы и т. д., а самое главное — всегда были первыми жертвами любой репрессивной кампании.

Другая разновидность тоталитаризма — фашистский режим. Он может быть установлен при любой форме правления (в Италии — при парламентской монархии, в Германии и Португалии — при республике). Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение всех политических партий, кроме фашистских, а также свободных (нефашистских) профсоюзов и общественных организаций; слияние партийного и государственного аппарата; установление государственного контроля над частными предприятиями; милитаризация государства; ликвидация центральных и местных представительных учреждений; усиление исполнительной власти.

Фашизм как политический режим имеет несколько особенностей:

1. Он не только полностью уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость перехода от неё к тоталитаризму. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой всегда, везде и во всем превалируют над интересами отдельных личностей. Отсюда — главная черта фашизма, сформулированная в 1995 г. экспертами РАН: крайний национализм (шовинизм) и расизм, признание за господствующей расой (нацией) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка; насаждение нетерпимости к другим народам вплоть до их физического уничтожения (геноцид).

2. Фашизм в теории и на практике разрывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

3. Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике пороков капиталистического общества, фашизм выдвигает лозунги «национального социализма». Он теоретически «обосновывает» отсутствие антагонистских классов и классовой борьбы. Вместо классов вводится понятие корпораций. Фашистский корпоративизм («корпоративное государство» в Италии, «фюрер-принцип» в Германии и т. п.) провозглашает «сотрудничество труда и капитала», при котором предприниматель выступает как «капитан индустрии», руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию». Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. Так, в Хартии труда фашистской Италии (1927 г.) говорилось: «Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства действия которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве». На самом деле в условиях фашистского «морально-политического единства» возрождается кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а социальная борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.

2. Авторитарные и тоталитарные государства
первой половины XX в.

Первый в мире фашистский режим был установлен в 20-е гг. в Италии. В начале ХХ в. она была дуалистической монархией, государственный строй которой определялся «пьемонтским статутом» 1848 г., написанным по образцу французской Хартии 1830 г. Главой государства по этой конституции был король, обладавший широкими правами в сфере исполнительной и законодательной власти (формирование правительства, командование вооруженными силами, заключение договоров с другими государствами, объявление войны, право законодательной инициативы и бессрочного отлагательного вето, издание декретов и т. д.) Высшим органом законодательной власти был двухпалатный парламент (верхняя палата — Сенат, нижняя — Палата депутатов). Сенаторы (принцы крови, епископы, генералы и высшие чиновники) назначались королем. Депутаты избирались на пять лет, но в выборах участвовало только 7% населения Италии, т. к. действовали многочисленные цензы — имущественной, возрастной (голосовали с 30 лет), половой, образовательный (для получения права голоса требовался диплом об окончании среднего или высшего учебного заведения или сдача специального экзамена) и др. Таким образом, демократия в Италии была ограниченной, что создало условия для перехода к авторитаризму и тоталитаризму.

Переход от демократии к авторитаризму облегчался тяжелым социально-экономическим и политическим кризисом, охватившим Италию в результате ее участия в Первой мировой войне, где она, по словам современников, «потерпела победу» и оказалась «побежденной среди победителей». 700 тыс. итальянцев погибли, более
1 млн были искалечены, торговый флот лишился 60% судов. Начался захват рабочими фабрик и заводов и крестьянами — помещичьих земель. Заметно выросло влияние социалистов и коммунистов (численность итальянской социалистической партии выросла с 50 до 200 тыс. чел.; в итальянской коммунистической партии было около 60 тыс. чел.).

В этих условиях итальянская элита сделала ставку на новую политическую силу — фашистов. Первые их организации, «фаши революционного действия», были созданы в 1915 г. бывшим социалистом Бенито Муссолини, исключенным из ИСП осенью 1914 г. Главным лозунгом фашистов было вступление Италии в Первую мировую войну, но были и другие требования: восьмичасовой рабочий день, рабочий контроль над промышленными предприятиями, передача земли крестьянам, ликвидация монархии и т. п. Все они вошли в программу партии «Фаши ди комбаттименто» (Боевые союзы), созданной в марте 1919 г. Сначала фашистская партия была очень малочисленной (10 тыс. членов в марте 1919 г., 17 тыс. — в октябре), но уже в 1921 г. она стала массовой (в декабре 1921 г. в ней было 300 тыс. чел.), и у фашистов появилось мощное орудие борьбы за власть — скуадры (вооруженные отряды фашистских боевиков), которые в 1920 г. начали террор против антифашистов. Изменилась и программа фашистской партии. При ее организационном оформлении (ноябрь 1921 г.) главным пунктом партийной программы стала идея «величия нации». Нация объявлялась высшей формой организации общества, национальным интересам должны были подчиняться интересы ее членов и т. п. Фашисты отказались от антибуржуазной пропаганды, введя понятие «трудовая буржуазия», от атеизма и республиканских идей (монархия была объявлена «символом национальных традиций», а Ватикан — «воплощением мировой славы Италии»). Таким образом, социальная демагогия первых месяцев сменилась правонационалистическими идеями. Это создало базу для блокирования фашистов с итальянской элитой и установления фашистской диктатуры. В октябре 1922 г. фашисты организовали «поход на Рим». 40 тыс. чернорубашечников вступили в Рим, не встретив никакого сопротивления, и Муссолини был назначен главой правительства.

В 1922—1928 гг. итальянский фашистский режим был авторитарным, т. к. еще не было тоталитарного государственного контроля над обществом. Кроме фашистской партии, в Италии в 20-е гг. действовали и другие партии (они были запрещены только в 1926 г.). Итальянское правительство до конца 1924 г. было коалиционным.
В 1922—1923 гг. в него кроме фашистов входили министры от Народной партии, в 1923—1924 гг. – от Либеральной партии. Сохранялись и др. структуры, не контролируемые фашистским государством, — оппозиционная пресса, демократические профсоюзы и т. д.

В то же время уже в эти годы в Италии шли ликвидация демократии и строительство фашистского государства.

«Пьемонтский статут» де-юре не был отменен, но де-факто уже не действовал. В 1925 г. вся полнота исполнительной власти законом «Об обязанностях и прерогативы главы правительства» была передана Муссолини, а король превратился в его марионетку. В 1926 г. законом «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» Муссолини получил право издавать законы, регулирующие деятельность государственного аппарата.

В 1928 г. была проведена «реформа политического представительства», означавшая завершение процесса смены демократии авторитаризмом. Все кандидаты в депутаты парламента стали выдвигаться фашистскими организациями («вертикальными» фашистскими профсоюзами, пропагандистскими и культурными организациями и т. д.). Из этих 1 000 кандидатов Большой совет фашизма (высший орган фашистской партии) составлял окончательный список кандидатов из 400 чел. Если за него голосовали более 50% избирателей, участвовавших в выборах, все эти 400 кандидатов считались избранными. В противном случае назначались «альтернативные» выборы — 400 кандидатов от БСФ. Таким образом, в Италии было покончено с важнейшим элементом демократии — парламентаризмом.

Было ликвидировано местное самоуправление. Выборные органы власти в областях сменились назначенными префектами областей и подестами (старшинами). Шло ужесточение итальянского уголовного права. Была восстановлена отмененная в 1890 г. смертная казнь за политические преступления. Введены суровое наказание за попытки восстановления запрещающих партий (до 10 лет лишения свободы) и внесудебные репрессии (административная ссылка на острова).

Началось формирование фашистского репрессивного аппарата, в который входили полиция (она была подчинена Муссолини, занявшему пост министра внутренних дел), корпус карабинеров (внутренние войска), полиция безопасности (политическая полиция), «Добровольческая милиция общественной безопасности» (бывшая фашистская милиция, ставшая государственной и превышавшая по численности итальянскую армию), «Особая служба политических расследований» и «Организация охраны от антифашистским преступлений» (специальные органы борьбы с антифашистским движением).

На рубеже 20—30-х гг. авторитарный фашистский режим в Италии превратился в тоталитарный.

Завершилось формирование важнейшей черты тоталитарного режима — вождизма. Муссолини, получивший в 1925 г. официальный титул главы правительства (формально он отчитывался только перед королем, фактически же король мог подписывать декреты лишь с согласия Муссолини), к 1929 г. прибавил к нему ряд новых должностей: главы Большого совета фашизма и фашистской милиции, министра внутренних и иностранных дел, корпораций, аэронавтики, военного и военно-морского министра, «дуче (вождя) фашистской партии и итальянской нации», первого маршала империи и т. д. Его культ личности достиг апогея. С 1933 г. слова дуче» и «Муссолини» набирались в типографиях только крупным шрифтом.

Контроль фашистской партии над государством и обществом стал тотальным. С 1933 г. было введено новое официальное летоисчисление — «фашистская эра». Началась мелочная регламентация быта итальянцев (отменены рукопожатие и обращение на «вы», женщинам запретили носить брюки, чаепитие объявили «буржуазной привычкой» и т. п.). Власти заявили о создании «нового морального и физического типа итальянца» и утверждении «фашистского стиля» жизни. В 30-е гг. началось внедрение новых обрядов — «фашистских свадеб» (посаженным отцом на них считался Муссолини, а новобрачные обещали через год «подарить фашистской родине маленького солдата») и т. п. Для всех итальянцев были введены субботники (обязательная военно-спортивная и политическая подготовка по субботам).

Политическим выражением «фашистской эры» стало создание «корпоративного государства». Формально его целью было «примирение труда и капитала», фактически — полное подчинение рабочих буржуазии. Черты «корпоративного государства»: создание корпораций (по отраслям экономики), в которые вошли представители предпринимательских союзов, фашистских «вертикальных» профсоюзов и фашистской партии; жесткое регулирование социальной сферы (зарплаты, которая в 30-е гг. снизилась на 8—25%, рабочего времени, труда и т. д.) в сочетании с подкупом рабочих; замена парламента «палатой фашистской организаций и корпораций» (1938 г.), все
650 депутатов которой назначались Муссолини. Таким образом, дуалистическая монархия в Италии де-факто была ликвидирована, и установлена тоталитарная фашистская диктатура Муссолини.

Завершилось формирование фашистской репрессивной системы. Была создана ее юридическая база — закон «О защите государства» 1927 г., Кодекс полиции безопасности 1928 г., Уголовный кодекс 1930 г. и другие правовые акты. Они оформили ликвидацию демократии (запрещение всех партий, кроме фашистской, отмену политических прав и свобод граждан) и жестокие наказания для участников антифашистского движения (по уголовному кодексу 1930 г. смертная казнь предусматривалась в 26 статьях, в том числе в 25 — за преступления против государственной и общественной безопасности и в 1 — за преступления против личности; за другие политические преступления предусматривалась пожизненная каторга). Однако на практике эти меры наказания применялись очень редко, и в Италии в отличие от других тоталитарных государств не было массовых репрессий (в 1926—1943 гг. в Италии было казнено всего 26 чел.). Организационной базой репрессий были фашистские полиция и милиция, созданные в 20-е гг., и новая судебная система, оформленная в 30-е гг., — суд шеффенов (шеффены подбирались из благонадежных чиновников и утверждались Министерством юстиции), сменивший в 1931 г. суд присяжных, «Трибунал защиты государства» и т. д.

Завершилась милитаризация Италии. В 1934 г. был принят закон «О военизации итальянской нации», по которому граждане Италии считались призванными на военную службу с 18 до 55 лет. Началось ускоренное формирование вооруженных сил, способных завоевать весь бассейн Средиземного моря, и усилилась агрессивность фашистского государства. В 1935 г. итальянские войска захватили Эфиопию, в 1936 г. — Албанию, в 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну.

Однако Италия оказалась неподготовленной к долгой и тяжелой войне, что привело к серии поражений итальянских войск во Франции, в Греции, в Северной и Северо-Восточной Африке и под Сталинградом (в начале 1943 г. 220-тысячная итальянская армия на Среднем Дону потеряла всю военную технику и более половины личного состава). После высадки англо-американских войск в южной Италии (июль 1943 г.) в Риме произошел военный переворот. Муссолини был смещен со всех постов и арестован, а власть перешла к правительству маршала Бадольо, которое в сентябре 1943 г. заключило сепаратный мир с англо-американским командованием. При этом начался демонтаж фашистского государства: распущены все фашистские организации, убиты или арестованы лидеры фашистской партии и т. д. Но на оккупированной немецкими войсками территории северной Италии власть фашистов сохранялась до апреля 1945 г. Освобожденный немецким спецназом Муссолини создал здесь новое фашистское государство — «Республику Сало» (в г. Сало была резиденция фашистских властей), которая была марионеточным государством гитлеровского образца. Реальная власть в этой «республике» принадлежала немецкому командированию (представителю рейха в Италии Р. Фанну, командующему немецкими войсками в Италии маршалу А. Кессельрингу и генералу СС К. Вольфу, отвечавшему за внутренний порядок и безопасность в Италии), были введены законы, начались массовые репрессии (в немецкие концлагеря были отправлены 8 тыс. евреев, фашистские «черные бригады» вместе с зондеркомандами СС уничтожали население целых деревень и т. д.). В апреле 1945 г. в результате наступления англо-американских войск и народного восстания в Северной Италии «Республика Сало» пала. Муссолини был схвачен партизанами и расстрелян (28 апреля 1945 г.).

Процесс установления фашистской диктатуры в Германии был длительным и сложным. Она не была охвачена таким острым социально-политическим кризисом, как Италия, хотя и понесла тяжелые потери (потерпела поражение в войне, потеряла 2,5 млн чел. убитыми, 4,5 млн — ранеными и т. д.). Поэтому немецкая элита долгое время не нуждалась в авторитарной диктатуре фашистского типа.
В связи с этим все попытки ультралевых и ультраправых сил установить в Германии советскую республику российского образца или военную диктатуру (Баварская советская республика 1919 г., капповский путч 1920 г. и т. д.) провалились, и в результате Ноябрьской революции 1918—1919 гг. была создана демократическая Веймарская республика (1919—1933).

Первые десять лет своего существования Веймарская республика была прочной, легко подавив в 1923 г. и организованный Коминтерном и советскими спецслужбами коммунистический путч, и гитлеровский «пивной путч». Причинами провала первой попытки нацистов (немецких фашистов) захватить власть были незаинтересованность немецкой элиты в их поддержке и слабость самой гитлеровской партии. Ее ядром была Немецкая рабочая партия (ДАП), созданная в начале 1919 г. О. Штрассером и Й. Геббельсом. Вступивший в неё через несколько месяцев (сентябрь 1919 г.) А. Гитлер преобразовал эту партию в Национально-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), а в июле 1921 г. стал ее председателем. В связи с этим к первоначальным социалистическим идеям ДАП прибавились шовинистические расистские идеи Гитлера, но до середины 20-х гг. в нацистской пропаганде преобладали леворадикальные идеи (рабочих нацисты объявили «столпом общества», буржуазию — «обреченным классом», знаменем партии стал красный флаг, использовалось обращение «товарищ» и т. п.), что отпугивало немецкую буржуазию. В этих целях Гитлер, проанализировав опыт германских путчей 1920—1923 гг., сделал ставку на мирный парламентский приход к власти.

Это ему удалось в результате экономического кризиса
1929—1932 гг., в условиях которого началось массовое вступление в НСДАП немецких рабочих (в 1930 г. они составляли 28% членов партии) и мелкой буржуазии.

В результате нацисты стали одной из самых влиятельных политических сил Германии. Численность их партии в 1928—1933 гг. выросла в 15 раз (со 100 тыс. чел. до 1 435 тыс.). На президентских выборах 1931 г. они получили 11 млн голосов, заняв 2-е место (на 1-м был кандидат от правых буржуазных партий фельдмаршал
П. Гинденбург, получивший 19 млн голосов, на 3-м — вождь немецких коммунистов Э. Тельман, собравший 5 млн голосов). На выборах в рейхстаг в 1932 г. нацисты получили уже 14 млн голосов и заняли первое место. Это стало формальным поводом к назначению Гитлера рейхсканцлером (фактически президент Гинденбург пошел на это под нажимом крупной немецкой буржуазии). В правительство Гитлера, сформированное в январе 1933 г., вошли
4 нациста и 11 министров от других немецких партий. Таким образом, фашистская диктатура в Германии была установлена мирным парламентским путем (без государственного переворота), но переход от демократии к тоталитаризму в этой стране прошел гораздо быстрее, чем в Италии (не за 6 лет, а за 6 месяцев).

Уже через пять дней после формирования гитлеровского правительства был принят чрезвычайный декрет «В защиту германского народа» (4 февраля 1933 г.), предоставивший полиции право запрета любых собраний и демонстраций. 28 февраля чрезвычайным декретом «О защите народа и государства» были отменены практически все права граждан Германии. 21 марта были созданы чрезвычайные суды, ставшие орудием подавления антифашистского движения. 24 марта германское правительство получило право издавать законы без санкций рейхстага. 26 апреля была создана государственная тайная полиция (гестапо). 14 апреля была запрещена деятельность любых партий, кроме НСДАП. Таким образом, уже к середине 1933 г. в Германии сформировалась фашистская диктатура со всеми ее атрибутами (концентрацией власти в руках фашистского вождя и его правительства, однопартийной системой, свертыванием демократии, репрессиями и т. д.), но ее развитие продолжалось и после 1933 г.

Достиг расцвета немецкий вождизм. За месяц до смерти Гинденбурга, 1 августа 1934 г., было принято постановление правительства о ликвидации поста президента и передаче всех его полномочий рейхсканцлеру. Поэтому после кончины Гинденбурга (30 августа 1934 г.) должности президента и рейхсканцлера были объединены. Таким образом, Гитлер соединил в свои руках три важнейших государственных поста — главы государства, главы правительства и вождя правящей и единственной в Германии партии. Де-юре это было оформлено введением поста «фюрера германского народа». Позже должность фюрера была объявлена пожизненной, и он получил право назначать своего преемника. Гитлер использовал это право 29 апреля 1945 г., назначив рейхспрезидентом адмирала Деница, а рейхсканцлером — министра пропаганды Геббельса (после самоубийства последнего Денниц получил и пост главы правительства). При этом вождизм («фюрер-принцип») действовал в Германии не только на высшем уровне, но и во всех других звеньях государственного аппарата. Вся полнота власти на местах перешла к штатгальтерам (наместникам) областей, которыми стали гауляйтеры (руководители областных партийных организаций). Предприниматели стали фюрерами предприятий и получили очень широкие права (определение условий труда, увольнение рабочих и служащих, взыскание штрафов и т.д.). В жилых домах власть принадлежала блокляйтерам (управдомам), назначаемым из числа активистов НСДАП, которые управляли блоками (40—60 семей).

Окончательно сформировалась однопартийная система. НСДАП, став единственной германской партией, слилась с государством. Фюрер был вождем партии и главой государства, на всех уровнях административно-территориальной системы власть принадлежала партийным руководителям, вооруженные силы нацистской партии вошли в состав государственного репрессивного аппарата.
1 декабря 1933 г. был принят закон «О единстве партии и государства», объявивший НСДАП «носительницей немецкой государственной мысли», неразрывно связанной с государством. В результате она стала ядром немецкой политической системы. Чиновники и депутаты рейхстага приносили присягу на верность национал-социализму, более 60% руководителей государственных учреждений к 1937 г. стали членами партии. НСДАП подчинялись все общественные организации Германии — Немецкий трудовой фронт (фашистские профсоюзы), в который были принудительно объединены все рабочие и служащие (20 млн чел.), женская национал-социалистическая организация, «Гитлерюгенд» (молодежная организация НСДАП), Студенческий союз, Имперский союз немецких чиновников, Союз юристов—национал-социалистов, Союз учителей, Национал-социалистический союз немецких врачей и другие организации, объединявшие практически все население Германии с 10 лет (участие в гитлеровских молодежных организациях было обязательным).

Под партийный контроль была поставлена вся духовная жизнь общества. В марте 1933 г. было создано Министерство общественного просвещения и пропаганды, которое возглавил один из основателей НСДАП Й. Геббельс. Ему подчинялась Имперская палата культуры, контролировавшая развитие музыки, изобразительного искусства и театра, крупные издательства и все образовательные учреждения. Целью геббельсовского министерства было создание «идейно однородного общества» и превращение литературы и искусства в «боевое оружие партии».

При этом сама нацистская партия уже в первые месяцы гитлеровской диктатуры сильно изменилась. Старые партийные кадры («национал-большевики»), пытавшиеся сохранить «рабочую» и «социалистическую» идеологию НСДАП (ее основатель О. Штрассер, командир штурмовых отрядов Э. Рем и др.) были уничтожены в «ночь длинных ножей» 30 июня 1934 г., а партийная программа радикально пересмотрена. Гитлеровское руководство отказалось от уничтожения универмагов, помещичьего землевладения, «нетрудовых доходов», трестов, перераспределения прибыли предприятий в пользу рабочих и других программных требований 1920 г. В то же время это не означало, что НСДАП из «рабочей» партии превратилась в «буржуазную», а нацизм стал «главной политической опорой» крупной буржуазии, как считали советские историки. Гитлеровская диктатура выражала интересы нацистской партийной верхушки (социального слоя, аналогичного советской номенклатуре), а капиталисты были такими же рабами гитлеровского режима, как и рабочие.

Перерождение НСДАП оказало заметное влияние на репрессивный аппарат гитлеровской Германии. Сначала главной опорой нацистской партии были СА (штурмовые отряды), созданные
в 1921 г. После «пивного путча» они были распущены, но в начале 30-х гг. созданы вновь, а в первые месяцы гитлеровской диктатуры стали ее главной опорой. Летом 1933 г. в Германии было 4 млн штурмовиков. Однако попытки командира СА Э. Рема превратить их в «народную армию», противостоящую рейхсверу (армии), вызвали недовольство его командования и привели к разгрому штурмовых отрядов и ликвидации их верхушки. В результате СА в 1934 г. превратились в армейский резерв, главной задачей которого с 1940 г. стала военная подготовка населения рейха, а их численность сильно сократилась (с 4 млн чел. до 1 млн). Поэтому главной опорой нацистской партии стали СС (охранные отряды), созданные в 1925 г. для охраны руководства НСДАП. В 1933 г. эсэсовцев было 165 тыс., в 1939 г. — 260 тыс. В годы Второй мировой войны появились Войска СС («зеленые СС»), 35 дивизий и несколько десятков отдельных частей (полков, батальонов, зондеркоманд и т. д.), общей численностью 1 млн солдат и офицеров. Усложнилась и структура СС, разделенных на 12 отделов. Главным из них, «становым хребтом государства» (выражение рейхсфюрера СС Г. Гиммлера), было гестапо, штат которого был укомплектован сотрудниками полиции Веймарской республики. Она по закону 1935 г. не контролировалась органами юстиции. В 1936 г. гестапо было объединено с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Другим полицейским ведомством «третьего рейха» была полиция порядка
(ОРПО), в которую входили охранная полиция и жандармерия. Еще одним важным отделом СС была СД (служба безопасности), которая во многом дублировала гестапо (оба ведомства занимались ликвидацией врагов гитлеровского режима). В связи с этим в 1939 г. было создано Главное управление императорской безопасности (РСХА), которому подчинялись все полицейские службы рейха (гестапо, СД, разведывательная и диверсионная службы и т.д.). Другие отделы СС занимались охраной концлагерей, охраной Гитлера и других высших руководителей рейха, истреблением населения оккупированных территорий, ликвидацией партизанских отрядов и т. д. В то же время быстро росла численность германских вооруженных сил. По Версальскому договору 1919 г. Германия могла иметь только 100-тысячную добровольческую армию (рейхсвер), но в 1935 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности, и на базе рейхсвера был создан 800-тысячный вермахт. К 1938 г. его численность выросла до 1,5 млн солдат и офицеров, к 1941 г. — до 8,5 млн, к 1943 г., несмотря на огромные потери на фронтах Второй мировой войны (в 1939—1941 гг. вермахт потерял около 100 тыс. чел., на советско-германском фронте — 6 млн), — до 10 млн. При этом гитлеровская армия решала не только военные задачи, но и репрессивные. По указу Гитлера «О применении армией оружия» (1936 г.) германские вооруженные силы должны были вместе с отрядами СС и СА подавлять «внутренние беспорядки» (антифашистское движение). Поэтому в годы войны армейские части вместе с СС и СД проводили политику геноцида на оккупированной территории. Таким образом, в Германии был создан мощный репрессивный аппарат, с помощью которого нацисты организовали массовый террор.

В Германии и на оккупированной территории было создано
3 концлагеря и 2 тыс. их филиалов, через которые в 1936—1945 гг. прошли 18 млн чел., 11 млн из них погибли. Только в Освенциме в 1939—1944 гг. было уничтожено 4 млн чел. Массовое истребление «врагов рейха» началось еще до войны. Уже в апреле 1939 г. в концлагерях было 162 тыс. политических заключенных, 14 тыс. из них в 1933—1939 гг. были уничтожены.

Начался холокост (истребление евреев). В сентябре 1935 г. были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишившие евреев элементарных гражданских прав, в т. ч. права на жизнь. В результате уже к апрелю 1936 г. из Германии было выслано 93 тыс. евреев, и началась «ариизация» принадлежащих еврейской буржуазии предприятий и банков (передача их «арийцам» — немцам). После «хрустальной ночи» (ночь на 10 ноября 1938 г.) все евреи лишились своего имущества, а 20 тыс. чел. были брошены в концлагеря. На еврейское население Германии была наложена огромная контрибуция (1 млрд марок). После начала Второй мировой войны начались депортации и физическое уничтожение еврейского населения.
К 1945 г. жертвами холокоста стали 6 млн евреев (планировалась ликвидация 11 млн чел., всего еврейского населения Европы).

Одновременно были уничтожены некоторые другие категории населения Германии (275 тыс. «бесполезных для военных целей» инвалидов, душевнобольных, престарелых и т. п.).

В годы гитлеровской диктатуры изменился весь государственный строй Германии. Веймарская конституция де-юре не была отменена, но де-факто не действовала. Изменилась форма государственного устройства Германии. Законом «О слиянии областей с империей» (апрель 1933 г.) земельные правительства были заменены штатгальтерами, которых назначали в Берлине. Законами «О переустройстве империи» и «Об имперских наместниках» (январь 1934 г.) им была передана вся полнота власти на местах, ландтаги были ликвидированы, а земельные правительства подчинены имперскому правительству. В феврале 1934 г. был ликвидирован рейхсрат. Таким образом, Германия превратилась в унитарное государство. Такие же серьезные изменения произошли и в форме правления. Посты президента и рейхсканцлера были объединены, покончено с парламентаризмом (выборы в рейхстаг перестали быть альтернативными, т. к. в бюллетенях была одна-единственная фамилия — кандидата от нацистской организации, избирательные бюллетени нумеровались и т. д.) и правами граждан. В 1935 г. было ликвидировано местное самоуправление. Бургомистров стал назначать (на 12 лет) министр внутренних дел. Сильно изменился государственный аппарат. Число немецких чиновников в 1933—1939 гг. выросло в два раза, государственный аппарат заметно усложнился и стал чисто бюрократическим. Проводились его постоянные чистки — от лиц «неарийского происхождения», от тех, кто начал карьеру в Веймарской республике (чиновников, служивших еще в Германской империи, не трогали), и т. д.

В мае 1945 г. гитлеровский режим был уничтожен советскими и англо-американскими войсками, оккупировавшими Германию.

С помощью Муссолини и Гитлера в 1939 г. был установлен фашистский режим в Испании, но его формирование было более долгим и сложным, чем в Италии и Германии. В отличие от этих двух стран в Испании не было опыта демократии. В начале XX в. здесь господствовали авторитарные режимы: сначала полуабсолютистская монархия короля Альфонса XIII, затем — военная диктатура генерала Примо де Ривера (1923—1930). Диктатор разогнал кортесы (испанский парламент), распустил все партии и установил власть военной хунты, копируя фашистскую Италию. Испанская монархия стала такой же декоративной, как в Италии (не случайно Альфонс XIII называл Примо де Ривера «мой Муссолини»), были созданы корпорации итальянского образца и т. д.

В январе 1930 г. Примо де Ривера отказался от власти и эмигрировал. В апреле 1931 г. в результате революции пала испанская монархия (Альфонс XIII бежал во Францию и умер там в 1941 г.), и была провозглашена республика. Её конституция, принятая в декабре 1931 г., провозгласила Испанию «демократической республикой трудящихся всех классов», закрепила демократические свободы (равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, печати, собраний, союзов и т. д.), лишила католицизм статуса государственной религии и отделила церковь от государства, закрепила всеобщее избирательное право, в том числе для женщин. Каталония стала автономной областью. Таким образом, авторитаризм сменился в Испании демократией, но ее победа в 30-е гг. не была окончательной, т. к. началась затяжная борьба левых и правых сил.

В ноябре 1933 г. на парламентских выборах победил блок правых партий, и началось «черное двухлетие» (ноябрь 1933 г. — февраль 1936 г.), когда были ликвидированы практически все демократические завоевания начала 30-х гг., и наступил период реакции. Была свернута аграрная реформа, снижена зарплата сельскохозяйственных рабочих, жестоко подавлены рабочие восстания в октябре 1934 г. (только в г. Овьедо в Астурии были расстреляны 2 тыс. рабочих).

В феврале 1936 г. в наступление перешли левые. После победы на выборах в кортесы испанского Народного фронта (в него входили социалисты, коммунисты, троцкисты и ряд других левых организаций) было сформировано его правительство, которое провело ряд демократических реформ (освобождение политических заключенных, восстановление ликвидированной правыми каталонской автономии, аграрную реформу и др.). В ответ правые силы (реакционная военщина, ультраправые партии и организации и др.) начали мятеж против Испанской республики (июль 1936 г.), который привел к гражданской войне 1936—1939 гг. В результате с демократией было покончено по обе стороны фронта.

Демократическая Испанская республика переродилась в авторитарную коммунистическую диктатуру (типа «народных демократий» Восточной Европы второй половины 40-х гг.) и де-факто стала советской колонией. СССР, поставляя республиканцам оружие, требовал за это политических уступок: предоставления ключевых постов в государственном аппарате республики испанским коммунистам, которые полностью контролировались Москвой, и предоставления самых широких полномочий советским советникам.
В результате советские агенты полностью контролировали республиканские спецслужбы: Гражданскую и Штурмовую Гвардию (отряды полиции специального назначения), а также Министерство внутренних дел, Управление безопасности и военную контрразведку (СИМ), превратив их в копию НКВД. Эти карательные органы вместе с бойцами коммунистических отрядов начали массовый террор против всех противников КПИ и СССР. Были разгромлены все социалистические организации, не признававшие власти Коминтерна: Рабочая партия марксистского объединения, организации анархистов, троцкистов и др. Их активистов арестовывали, пытали и убивали без суда и следствия. В республиканских тюрьмах было 15 тыс. заключенных, многие из которых были казнены. При разгроме общин анархистов в деревне коммунистические отряды сотнями убивали крестьян и сжигали целые села. Республиканская юстиция, контролируемая коммунистами, полностью отказалась от принципа презумпции невиновности. Лидер КПИ Д. Ибаррури заявляла: «Лучше осудить сто невиновных, чем оправдать одного виновного». В Испании были созданы тайные тюрьмы советского образца, «секи» (искаженное русское ЧК), которые стали местами зверских расправ со всеми противниками республики.

На территории, контролируемой мятежниками, началось формирование фашистского режима, но он сильно отличался от режимов Гитлера и Муссолини. В Испании не было единой фашистской партии. Самая сильная из ультраправых партий этой страны, Испанская фаланга, было малочисленной (в 1935 г. в ней было всего
5 тыс. членов) и в начале гражданской войны лишилась своих лидеров (их убили республиканцы). Поэтому руководитель мятежа генерал Франсиско Франко (1892-1975 гг.) вынужден был опираться не только на фалангистов, но и на другие ультраправые силы: монархистские организации (в его армии было более 100 тыс. монархистов) и военщину. При этом он, лавируя между ними, сумел лишить все эти группировки реальной власти и установить свою личную диктатуру. С одной стороны, Франко подчеркивал свои симпатии по всем правым. В сентябре 1936 г. военная хунта провозгласила его каудильо (главой государства и главнокомандующим). В 1937 г. он стал хефе (вождем Испанской фаланги).
В 1939 г. Франко принимал парад в Мадриде в форме монархистов и вернул Альфонсу XIII испанское гражданство и собственность королевской семьи, конфискованную республиканцами. С другой стороны, он не отдавал предпочтения ни одной из ультраправых группировок и жестко подчинял их организации своей власти.
В первом франкистском правительстве из 50 министров только
20 были фалангистами, остальные посты заняли монархисты и генералы. Фашистская милиция была подчинена армейскому командованию, а не согласных с этим фалангистов расстреливали (так, по приказу Франко был расстрелян один из основателей Испанской фаланги М. Эдилья). Свое превосходство над другими испанскими генералами Франко обеспечил, получив звание генералиссимуса. Лидеры монархистов и принцы из дома Бурбонов были высланы из Испании. В результате установленный в Испании франкистский режим был режимом личной власти, а не фашистским режимом или военной диктатурой классического образца. Другая особенность этого режима — гораздо более сильное, чем в Италии, и особенно в Германии, влияние церкви. На территории, занятой франкистами, была запрещена атеистическая пропаганда и введено обязательное преподавание в школах Закона Божия, действовала церковная цензура. При этом роль католического духовенства и других правых сил на разных этапах франкистской диктатуры была различной, поэтому ее история делится на три этапа:

1. Военно-тоталитарная диктатура — союз военщины и фалангистов (1939—1945).

2. Фалангистско-католическое государство — власть блока католиков и фалангистов при некотором ослаблении позиций последних (1945—1955).

3. Господство бюрократии (1955—1975)

Особенностью первого этапа франкистской диктатуры, когда режим Франко был тесно связан с режимами Муссолини и Гитлера, было большее количество фашистских элементов.

Наивысшего размаха за все годы франкизма достигли репрессии. По подсчетам советских историков, в годы гражданской войны в Испании погибли 1 млн чел.; после войны было расстреляно около 200 тыс. чел. и около 2 млн прошли через тюрьмы и лагеря. По данным современных испанских ученых, в войне погибло 400—600 тыс. чел.; после войны — около 100 тыс. В то же время франкистский террор был менее жестоким, чем гитлеровский. Франко не допустил обычных для Испании стихийных расправ с побежденными. Казнили только тех республиканцев, которые были виновны в массовых расправах с националистами и мирным населением (комиссаров, членов «марксистских» комитетов, персонал «народных судов» и «сека» и т. п.). Солдаты и офицеры республиканской армии и милиции наказывались временным заключением, а франкистские суды особого назначения (главное орудие фашистского террора в послевоенной Испании) действовали не более жестко, чем аналогичные органы в других европейских странах после их освобождения от немецко-фашистских оккупаций.

В Испании создавалось государство фашистского типа. Были созданы «вертикальные» профсоюзы, производство и финансы были взяты под государственный контроль (осенью 1939 г. был принят десятилетний план экономического развития). Шло формирование однопартийной системы. Программа фаланги с апреля 1939 г. стала официально государственной, и испанское государство было объявлено «тоталитарным орудием единства нации». Губернаторы провинций одновременно были провинциальными лидерами фаланги. Ей подчинялись детские, юношеские, женские, студенческие и крестьянские организации. Действовала фалангистская милиция. Испанские университеты по закону 1943 г. должны были воспитывать студентов в духе фашистской идеологии. Кортесы, созданные в 1942 г., мало отличались от итальянской «палаты фашистских организаций и корпораций». Их депутаты не избирались, а назначались каудильо или получали свои мандаты по должности (министры и высшие чиновники и другие). При этом Франко сумел не допустить реализации радикальных требований старых фалангистов, программа которых практически не отличалась от первоначальной программы итальянских фашистов и немецких нацистов (аграрная реформа и раздел латифундий между крестьянами, национализация всей промышленности и оптовой торговли, введение жесткого государственного контроля над банками и т. п.), ограничившись созданием автаркии (закрытой экономической системы, контролируемой государством).

Был введен жесточайший контроль над нравственностью. Мужчинам и женщинам было запрещено купаться вместе на пляжах и в бассейнах (существовали отдельно мужские и женские пляжи). Американским киноактрисам на рекламных афишах испанские художники «ампутировали» пышные бюсты и дорисовывали ворот блузки, чтобы прикрыть декольте. Католическое духовенство гневно осуждало женскую моду 40-х гг., творцы которой, по их мнению, совсем потеряли чувство стыдливости», т. к. «ноги открыты до колен, руки обнажаются чуть ли не до плеча, одежда открывает шею и спину» и т. д. Кино, в том числе прошедшее самую жесткую церковную цензуру, объявлялось «зрелищем оглупляющим и бездуховным», ибо оно — «самое страшное бедствие, которое обрушивалось на мир со времен Адама до наших дней». Не удивительно, что в Испании того времени был объявлен «порнографическим» и запрещен знаменитый голливудский фильм «Унесенные ветром».

Ряд авторитарных и тоталитарных государств был создан в 20—30-е гг. в Восточной Европе.

Одно из них сформировалось в Греции. Она в начале XX в. была дуалистической монархией. Действовали конституция и двухпартийная система (у власти меняли друг друга Народная партия, выражавшая интересы помещиков и крупной буржуазии, и Либеральная партия, выражавшая интересы средней национальной буржуазии), а власть короля была ограничена парламентом. Однако греческая демократия была непрочной. Господствующим классом было полуфеодальное дворянство. В стране были широко распространены шовинистические настроения (после переселения в результате Греко-турецкой войны 1919—1922 гг. 1,5 млн греков из Малой Азии). Либеральная оппозиция королевской власти была слаба. В этих целях в 20—30 гг. в Греции шел процесс смены демократии авторитаризмом. Его началом стала временная победа республиканцев. После победы на парламентских выборах 1923 г. Либеральной партии в Греции в марте 1924 г. была провозглашена республика. Ответом греческой реакции стала диктатура генерала Пангалоса (1925—1926), а затем создание ультраправой партии генерала И. Метаксаса (1933), горячего поклонника Гитлера. В ноябре 1935 г. блок монархистов и метаксистов уничтожил республику, а в мае 1936 г. Метаксас стал главой греческого правительства. В мае 1936 г. он организовал военно-фашистский переворот. Парламент был распущен, все политические партии и организации запрещены, демократические права и свободы отменены. В Греции начались массовые репрессии. В 1936—1940 гг. было арестовано 97 тыс. противников диктатуры. После оккупации Греции немецкими и итальянскими войсками (апрель—июнь 1941 г.) метаксисты активно сотрудничали с оккупантами (сам греческий диктатор умер в начале 1941 г.).

Два других авторитарных режима на Балканах, румынский и болгарский, также стали сателлитами гитлеровской Германии.

Румыния по Конституции 1923 г. была дуалистической монархией. Король имел очень широкие права (формирование правительства, роспуск парламента и т. д.), а права и свободы граждан не были гарантированы. Это создало условия для усиления в государственном строе Румынии авторитарных институтов и установления в этой стране военно-фашистского режима. В 1924 г. была загнана в подполье румынская компартия, поставлены под государственный контроль профсоюзы и начались аресты активистов рабочего движения. Во время экономического кризиса 1929—1932 гг. в Румынии возникло мощное фашистское движение. После объединения в 1929 г. ультраправых организаций «Легион Михаила Архангела» и «Братья по кресту» была создана фашистская партия «Железная гвардия» во главе с М. Стелеску. Под ее влияние попали начальник Генерального штаба румынской армии Ион Антонеску и другие румынские генералы, но отношения военщины и фашистов были довольно сложными. Этим умело пользовался новый румынский король Кароль II (1930—1940), который в зависимости от обстановки опирался то на армию, то на железногвардейцев. В декабре 1937 г. он отказался от назначения Антонеску главой нового румынского правительства, т. к. опасался его близости к железногвардейцам (те предлагали генералу пост лидера их партии и главы правительства), и последний получил только пост военного министра. В феврале 1938 г. Кароль II фактически установил в Румынии абсолютную монархию. Конституция 1923 г. была отменена, а по новой конституции, принятой в феврале 1938 г., парламент стал законосовещательным, и вся власть сосредоточилась в руках короля. Вскоре румынский парламент был разогнан, все партии распущены (их в декабре 1938 г. заменил фашистский Фронт национального возрождения), а исполнительная власть перешла к «личному правительству» Кароля II во главе с румынским патриархом. «Железная гвардия» была загнана в подполье, а ее лидеры арестованы. В ответ железногвардейцы при поддержке Антонеску подняли мятеж (ноябрь 1938 г.), но король жестоко подавил его. Четырнадцать руководителей «Железной гвардии», в т. ч. ее вождь Кодряну, были убиты в тюрьме «при попытке к бегству», а Антонеску понижен в должности (он был назначен командующим одним из военных округов) Таким образом, в Румынии был установлен режим личной власти Кароля II, опиравшегося на англо-французский блок и генералов, не связанных с фашистами.

Такая политика румынского короля вызвала недовольство Германии, которая организовала в Румынии государственный переворот. 5 сентября 1940 г. по требованию германского посла
Кароль II назначил Антонеску главой правительства с диктаторскими полномочиями. При этом посол, по его словам, «посоветовал генералу взять себе диктаторские права, прогнать королевское окружение и до тех пор, пока будет решен вопрос об отречении короля, править единолично». Однако, несмотря на то, что «вопрос об отречении короля» был решен уже на следующий день (6 сентября 1940 г. Кароль II отрекся от престола в пользу своего сына Михая и эмигрировал), Антонеску и после этого не отказался от роли диктатора. Он объявил Румынию национальным легионерским государством (румынские фашисты, первой организацией которых был «Легион Михаила Архангела», называли себя не только железногвардейцами, но и «легионерами»), себя — «кондукатором» (вождем) и включил в состав нового правительства лидеров «Железной гвардии» (ее новый вождь Х. Сима стал заместителем главы правительства, три других легионера заняли посты префекта полиции, министра внутренних дел и министра иностранных дел). Конституция 1938 г. была отменена, новый король Михай I (1940—1947) лишился реальной власти, которая сосредоточилась в руках Антонеску. Таким образом, в Румынии была установлена военно-фашистская диктатура, но она несколько отличалась от фашистских режимов в Италии и Германии.

В Румынии не было однопартийной системы итальянского или немецкого образца. Попытки «Железной Гвардии» создать партийно-государственный аппарат, аналогичный гитлеровскому (назначение железногвардейцев префектами, произвол легионерской полиции, подмена главы правительства его заместителем Симой и т. п.) закончились путчем легионеров (январь 1941 г.), который был подавлен румынской армией с помощью немецких войск, введенных в страну в сентябре 1940 г. После этого «Железная гвардия» прекратила свое существование, и в Румынии не осталось ни одной легионерской партии (полулегально действовали «исторические» Национал-либеральная и Национал-царанистская партии).

Поэтому главной опорой Антонеску была не фашистская партия, а армия. Генералы составляли значительную часть его кабинета уже в сентябре 1940 г. (другие посты получили легионеры и министры от распущенных в 1938 г. «исторических» партий), а после январских событий 1941 г. румынское правительство стало чисто военным (9 министров из 12 были генералами). Сам Антонеску провозгласил себя маршалом.

Другая особенность фашистского режима в Румынии — его полное подчинение гитлеровской Германии. Румыния превратилась в сырьевой придаток «третьего рейха». В 1940—1944 гг. режим Антонеску по символическим ценам экспортировал в Германию 10 млн тонн нефти, 1 378 тыс. тонн зерна, 75 тыс. тонн мяса и 126 тыс. тонн овощей и фруктов. На долю Германии в годы Второй мировой войны приходилось 49% румынского экспорта и 54% импорта. В Румынии открыто действовали не подчинявшиеся ее властям организации румынских немцев «Эшелоны действия» (филиал СС), «Немецкая команда» (филиал СА) и «Немецкая молодежь» (филиал Гитлерюгенда) общей численностью 100 тыс. чел. Другой опорой германского влияния стали немецкие войска, фактически оккупировавшие Румынию
(в сентябре 1940 г. на ее территории было 500 тыс. солдат и офицеров вермахта, летом 1941 г. — 200 тыс.). Антонеску выполнял и перевыполнял все требования Гитлера по участию Румынии в войне.
В 1942 г. он направил на советско-германский фронт 26 румынских дивизий (Гитлер требовал 14 дивизий).

В результате режим Антонеску копировал худшие черты гитлеровского режима. Сразу же после государственного переворота 1940 г. в Румынии начались массовые репрессии. В стране было создано 35 концлагерей, введены законы немецкого образца и началась «румынизация» экономики (экспроприация собственности евреев и передача их имущества румынской буржуазии). В 1941—1944 гг. было казнено 270 румынских антифашистов и уничтожено около 300 тыс. советских граждан (на оккупированной румынскими войсками территории Молдавии и Украины).

Однако участие Румынии во Второй мировой войне закончилось национальной катастрофой. Румынская армия потеряла на советско-германском фронте 660 тыс. чел. (половину своего личного состава), экономика страны была разрушена, и на ее территорию вступили советские войска (март 1944 г.). В этих условиях румынская элита пошла на сговор с коммунистическим подпольем и государственный переворот. 23 августа 1944 г. королевская охрана арестовала во дворце Михая I Антонеску, его брата, министра иностранных дел, и других генералов, занимавших посты военного министра, министра внутренних дел, начальника полиции и начальника жандармерии. Все они были переданы коммунистам и расстреляны.

В Болгарии авторитарный режим фашистского типа был установлен в результате военного переворота 1934 г., организованного офицерским союзом «Военная лига» и тесно связанного с ней политической организации «Звено» (объединение болгарской интеллигенции правых взглядов). Под давлением мятежников болгарский царь Борис III (1918—1943) сформировал новое правительство из откровенных реакционеров, отменил Тырновскую конституцию 1879 г., распустил парламент и все партии. Однако организаторам переворота не удалось установить в Болгарии фашистс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: