Развитие корпоративных информационных систем проходило в несколько этапов. В целях оптимального управления производством APICS – Аmerican Production and Inventory Control Society (Американское общество по контрою за производством и запасами) были разработаны принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы лежат в основе концепции MRP (Material Requirements Planning – планирование потребности предприятия в материальных ресурсах).
На первом этапе в 1970-х гг. внедрялись системы, соответствующие стандарту управления предприятием MRP. Внедрение систем, реализующих эту методологию, позволило выстроить выпуск продукции, планирование и управление запасами в единый бизнес-процесс. Однако эти системы не учитывали производственные мощности, их загрузку, трудовые ресурсы и т.д., в связи с чем возникла концепция MRP II (MRP – Manufacturing Resources Planning) - системы планирования ресурсов производства. В дальнейшем и эта концепция получила развитие, и конец XX в. ознаменован появлением ERP-систем – систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning), в основе которого лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с управлением производством, управлением персоналом и любые другие сведения. Кроме того, любая часть информации, которой располагает организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.
|
|
Концепция MRP:
Минимизация издержек, связанные со складскими запасами и на различных участках в производстве. В основе этой концепции лежит понятие спецификации изделия (bill of material — BOM), которое показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и др. от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени). На основе плана выпуска продукции, спецификации изделия и учета особенностей технологической цепочки и осуществляется расчет потребностей производства в материалах (обязательно привязанный к конкретным срокам). Концепция MRP легла в основу построения так называемых MRP-систем.
Концепция MRPII:
Эффективное управление всеми ресурсами производственного предприятия, прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляются в течение всего жизненного цикла продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю. В концепции MRP есть серьезный недостаток. При расчете потребности в материалах не учитываются производственные мощности, их загрузка, стоимость рабочей силы и т.д. Поэтому в 80-х гг. MRP-система с замкнутым циклом была трансформирована в систему планирования производственных ресурcов (manufactory resource planning), которая получила название MRPII. Цель: обеспечить планирование деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовых показателей в денежном выражении, моделирование возможностей предприятия, отвечая на вопрос «Что будет, если?».
|
|
Стандарт APICS на системы класса MRPII содержит описание 16 групп функций системы:
Планирование продаж и производства.
Управление спросом.
Составление плана производства.
Планирование потребностей в материалах.
Спецификации продуктов.
Управление складом.
Плановые поставки.
Управление на уровне производственного цеха.
Планирование потребностей в мощностях.
Контроль входа/выхода.
Материально-техническое снабжение.
Планирование распределения ресурсов.
Планирование и управление инструментальными средствами.
Управление финансами.
Моделирование.
Оценка результатов деятельности.
Они обеспечивают интеграцию функций планирования, в том числе согласование различных процессов управления во времени и пространстве. Представленный набор модулей не является избыточным и именно поэтому он, в основном, сохраняется и в системах следующих поколений.
Система управления предприятием ERP:
В начале 90-х гг. аналитическая компания Gartner Group ввела новое понятие. Системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (finance requirements planning) получили название систем планирования ресуров предприятий ERP (enterprise resource planning). Иногда также встречается термин "планирование ресурсов в масштабах предприятия" (Enterprise-wide Resource Planning). ERP устраняет необходимость в передаче данных от одной системы к другой, а также обеспечивает одновременную доступность к информации любого числа сотрудников предприятия, обладающих соответствующими полномочиями.
Основные модули ERP-систем:
- Управление финансами;
- Управление материальными потоками;
- Управление производством;
- Управление проектами;
- Управление сервисным обслуживанием;
- Управление качеством;
- Управление персаналом.
Дополнительные модули ERP (стандарт APICS):
- Управление логистическими цепочками – SCM (Supply Chain Management);
- Усовершенствованное планирование и составление производственных графиков – APS (Advanced Planning and Scheduling);
- Управление взаимоотношениями с клиентами – CRM (Customer Relationship Management);
- Электронная коммерция – EC (Electronic Commerce);
- Управления данными об изделии – PDM (Product Data Management) или PLM (Product Lifecycle Management);
- Надстройка Business Intelligence, включающую инструменты в области интеллектуальной бизнес-аналитики (построение хранилищ данных, OLAP, data mining, визуализация и отчетность) и другие модули.
Основные направления развития ERP:
- Углубление функциональности ERP.
- Создание специализированных отраслевых решений.
- Совершенствование модулей управления межкорпоративными бизнес-процессами.
- Развитие архитектуры (SOA - Service-oriented architecture) и средств интеграции приложений.
Примеры ERP-систем:
• Oracle E-Business Suite
• Sap Business One
• 1С:Предприятие 8.0
• Microsoft Dynamics
и другие.
Система управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия ERP II (CSRP):
ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing – «Управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия», предложен Gartner Group) - это результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но и служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями. В упрощенном виде ERP II - это усовершенствованная ERP-система, с которой интегрированы продукты класса SCM (управление отношениями с поставщиками) и CRM (управление отношениями с клиентами) плюс корпоративный интернет-портал, с помощью которого сотрудники компании могут получать всю необходимую информацию и оперативно взаимодействовать друг с другом, с партнерами и клиентами.
|
|
Концепция ERP II направлена на автоматизацию внешних связей и на создание так называемого "виртуального предприятия", отражающего взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, состоящее из автономно работающих предприятий или временного объединения предприятий, работающих над одним проектом, программой и др. Система ERP II также обладает функциями управления финансами, бухгалтерский учет, управления продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.