Типы права: различные подходы

Типология права — это его специфическая классификация, про­изводимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступа­ют социально-экономические признаки (общественно-экономичес­кая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государство и право.


В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство:

- — продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество.

Слабая сторона:

— формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на ос­нове конкретно-географических, национально-исторических, рели­гиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответст­вии с названными критериями выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историчес­
кая совокупность права, юридической практики и господствующей
правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделен­
ная на основе общности источников, структуры права и историчес­
кого пути его формирования). Различают следующие правовые
семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульман­
ская, индусская и др.

Достоинство данной типологии заключается в том, что выделе­ны национально-исторические, конкретно-географические и техни­ко-юридические признаки, которые весьма определенно характери­зуют право.

Слабой стороной является то, что ее представители недооцени­вают роль социально-экономических факторов в природе права.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд.М., 1995. С. 276—291. • Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Г^-20.

Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. ЧЛ. ЯрославльД995.

, -Марченко ММ. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. ' Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 23. С. 341—374.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. Тема 19. С. 256—273.

Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализа-ции. Саратов, 1995. Гл. 1. С. 6—39.

, 97


Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 9.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 17.


Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А..В- Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 17.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.



55. Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества — это конкретно-историческая со­вокупность права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явле­ние, отражающее собой всю правовую организацию общества, це­лостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воз­действие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее свя­зующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного об­щества.

Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, пра­вовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карпшшов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995—1996. Ч. 1,2.

Матузое Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

Правовая система социализма: В 2 кн. М., 1986—1987.

Правовые системы мира / Отв. ред. А.Ф. Черданцев. Екатеринбург, 1995.

Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализа-ции. Саратов, 1995.


56. Романе-германская правовая семья

Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо сначала определить понятие «правовая семья» (см. ответ на вопрос 54).

К романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых сис­тем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Совре­менная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно вы­делить следующие:

— единая иерархически построенная система источников писа­
ного права, доминирующее место в которой занимают нормативные
акты (законодательство);

— главная роль в формировании права отводится законодателю,
который создает общие юридические правила поведения; правопри­
менитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь
точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­
тельных актах;

— имеются писаные конституции, обладающие высшей юриди­
ческой силой;.

— высокий уровень нормативных обобщений достигается при
помощи кодифицированных нормативных актов;

— весомое положение занимают подзаконные нормативные
акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

— деление системы права на публичное и частное, а также на
отрасли;

— правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­
честве вспомогательных, дополнительных источников;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека
и гражданина;

— особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­
шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (тео­
рию) построения данной правовой семьи.

> ' 99


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дарий Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 148—161.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 19.

Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995. Гл. 3.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.,, 1996. С. 112—120.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 199—201.


— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 19.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.

Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 9.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.



57. Англо-саксонская правовая семья

Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой семье (семье общего права), необходимо сначала определить поня­тие «правовая семья» (см. ответ на вопрос 54).

К англо-саксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

— основным источником права выступает судебный прецедент
(правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по
конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуисти­
ческий) характер;

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве)
отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в
системе государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека
и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­
ное, доказательственное) право, которое во многом определяет
право материальное;

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствует классическое деление права на частное и пуб­
личное;

— статутное право (законодательство) и юридические обычаи
выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источ­
ников; '


58. Семья религиозного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья (см. ответ на вопрос 54).

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэто­
му юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно
верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные
нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне,
Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах,
законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с рели­
гиозными, философскими и моральными постулатами, а также с
местными обычаями образует в своей совокупности единые правила
поведения;

— особое место в системе источников права Занимают труды
ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие пер­
воисточники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;





— нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­
ричное значение; |

— судебная практика в собственном смысле слова не является j
источником права;!

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека '
(как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской пра­
вовых семьях).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Мусульманское право. М., 1984.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.

Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

Сюкияйнен Л.Р. Щариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. №8.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 9.

59. Семья традиционного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие «правовая семья» (см. ответ на вопрос 54).

К семье традиционного права относятся правовые системы Ма­дагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— доминирующее место в системе источников права занимают
обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и
передаваемые из поколения в поколение;

— обычаи и традиции представляют собой синтез юридических,
моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным
путем и признанных государствами;

— обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь
групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

— нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значе­
ние, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

102 -


— судебная практика (юридический прецедент) не выступает в
качестве основного источника права;

— судебная власть руководствуется идеей примирения, восста­
навливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

— юридическая доктрина не играет существенной роли в юри­
дической жизни данных обществ;

— архаичность многих ее обычаев и традиций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география

мира. М, 1993.

Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

Лекция 17.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. Гл. 5.

60. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фак­тический (социальный) статус лица, его реальное положение в об­ществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законода­тельством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помо­щью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре пос­леднего выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы, и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.


Специальный статус фиксирует особенности положения опре­деленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и пред­ставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязан­ностей личности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВитрукН.В. Основы теории правового положения личности в социалис­тическом обществе. М., 1979.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

Общая теория прав человека/ Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 8. С. 132—144.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 11.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 11.

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. Гл. 9. С. 233—239.

61. Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «граж­данин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу раз­личных объективных и субъективных причин не обладает качества­ми личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.


Права человека — это охраняемая законом мера воможного по­ведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности поль­зоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со­временный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требо­вания и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

1) они возникают и развиваются на основе природной и социаль­
ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий

жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государственного

признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются
как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой
выражения его главного содержания;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений
между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возмож­
ность действовать по своему усмотрению или иолучать определен­
ные блага;

9) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью

государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

*• 105

я*


Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражаю­щее сабой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в, чем-то. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Гл. 2.

Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М, 1991.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

ВитрукН.В. Права человека: состояние и перспективы развития //Право и власть. М., 1990. С. 154—180.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 4.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Раздел П. Гл. 4.

Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав че­ловека и гражданина. Саратов, 1996. С. 13—34.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. Гл. 1.

Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 1997. Гл. 3.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 11.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.;Черкесск, 1992.

52. Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от сле­дующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на
три поколения —,

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуаз­ными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти го­сударства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновен­ность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);


второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от­личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по­зитивного вмешательства» в их осуществление, создание необхо­димых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества

и т.п.);

третье поколение — права коллективные или солидарные, вы­званные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружаю­щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи­ческое развитие и проч.). Данные права стали возникать после Вто­рой мировой войны на фоне освобождения многих стран от колони­альной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в каче­стве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­
ства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

— политические (право избирать и быть избранным во властные
структуры, на равный доступ к государственной службе, на объеди­
нение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

— экономические (право частной собственности, на предприни­
мательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и
детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприят­
ную окружающую среду и др.);

— культурные (право на образование, на участие в культурной
жизни, на пользование результатами научного и культурного про­
гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни­
ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать
в управлении обществом и государством) и дополнительные (изби­
рательное право);


4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу- ]
дарству на: права.российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (прису­
щие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального,!
служебного положения, пола, возраста лица, а также других факто-1
ров, например, права потребителей, служащих, несовершенноле
них, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальны
(право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку
митинги и проч.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении т.
негативные (государство должно воздерживаться от конкретны <
действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в
реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в
различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

— права в сфере личной безопасности и частной жизни;

— права в области государственной и общественно-политичес­
кой жизни;

— права в области экономической, социальной и культурной
деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Гл. 2.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

ВитрукН.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. Гл. 5.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 5.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. Гл. 1.

Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 1997. Гл. 3.

Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 50—59.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 11.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.


I


63. Общая характеристика личных прав и свобод российских граждан

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занима­ют первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав оп­ределяется в качестве «гражданских»).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоин­ство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему ус­ловия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возмож­ность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отноше­ний, где индивид выступает как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человек независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит следую­щие:

— право на жизнь (ст. 20) — первое фундаментальное право
человека, без которого все остальные права теряют ценность;

— право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что
государство создает для человека такие условия жизни, которые бы
не умаляли его достоинство;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

— право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под
которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, теле­
графные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного ха­
рактера и другую информацию, касающуюся исключительно данно­
го человека и могущую в случае разглашения нанести ему мораль­
ный ущерб;

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

— право свободно определять и указывать свою национальную
принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и
жительства (ст. 27);

' — право на свободу совести (ст. 28).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Ст. 20—28.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.


Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 5. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идея, нормы, реальность. М., 1991.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. Гл. 1.

Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 1997. Гл. 3.

Придворов НА. Достоинство человека как основа права и демократичес­кой государственности //Общая теория государства и права. Академический, курс/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 13.

Ростовщиков ИВ. Права личности' в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В.
Малько. М: Юристь, 1997. Гл. 11. ;

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

64. Общая характеристика политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит по­литическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому пер­вому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и по­лучили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неот­чуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

— они тесно связаны с личными правами, которые наполняют их
конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невоз­
можна без права каждого индивида на свободу и личную неприкос­
новенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами поли­
тические права выступают гарантией и условием реализации отдель­
ных личных прав и свобод граждан);

— в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому
человеку как биосоциальному существу и члену гражданского обще­
ства, политические права, как правило, принадлежат только гражда­
нам данного конкретного государства и могут быть реализованы в
обществе, в объединении граждан друг с другом;

— самым непосредственным образом связаны с организацией и
осуществлением политической власти в государстве, характеризуют


положение личности в политических отношениях и обладают поли­тическим содержанием;

— являются способом привлечения каждого гражданина к поли­тическому народовластию (на уровне участия в реализации как го­сударственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
(ст. 31);

5) право граждан РФ на участие в управлении делами государст­
ва (ст. 32);

6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частич­ном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической рос­сийской государственности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Ст. 24,29,30—33.

Аяистратов ЮМ. Право фаждан на обращение в условиях становления демократического правового государства в России. М., 1995.

Аяцков Д.Ф., Комкова ГЛ., Фомин ОН., Шудра ОЗ., Южаков В.Н. Кон­ституция и политические права российских фаждан. Реализация в Саратов­ской области. Саратов, 1997.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 5.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 5.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл.5.

Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, приро­да, гарантии реализации // Правоведение. 1995. №3.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Теория государства и права: Курс лекций / Дод ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 11.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

1U


65. Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав российских граждан

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящих­ся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены, в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

— для них характерно такое общее свойство, как единство
териального (экономического и социально-культурного) содер-j
жания;

— они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают ]
реализацию других прав и свобод;

— имеют общесоциальную направленность, ибо выступают ин-|
струментами утверждения гуманизма и справедливости;

— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в!
текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодатель­
стве;

— одни права претерпели существенное изменение (право на
труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новы­
ми для российской правовой системы (это прежде всего такие фун­
даментальные для развития рыночной экономики права, как право
на свободу предпринимательской деятельности и право частной соб­
ственности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании эко­номических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, полу­чающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет пред- -ставить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудо­вой деятельности:

— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования
(ч. 4 ст. 35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения зем­
лей и другими природными ресурсами (ст. 36);

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещен­
ной законом экономической деятельности (ст. 34);

— право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).


2. Социально-культурные права и свободы, способствующие ду­
ховному развитию граждан:

— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего професси­
онального образования (ч. 2 ст. 43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высше-
го образования (ч. 3 ст. 43);

— свобода литературного, художественного, научного, техничес­
кого и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в куль­
турной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную
жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда
I ч. 2 ст. 7);

-— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

— право на государственную защиту материнства, детства и
семьи (ч. 1 ст. 38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и
пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае бо-
лезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
ют. 39);

— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоиму­
щими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41),
включая бесплатную медицинскую помощью в государственных уч­
реждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное
физиологическое развитие личности:

— право на отдых (ч. 5 ст. 37);

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального
партнерства в обществе:

— право создавать профессиональные союзы, иные обществен­
ные объединения для защиты социальных и экономических интере-

ов (ст. 13, 30);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
(ключая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).





РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Ст. 34—44.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здорст граждан от 19 августа 1993 г. в ред. 2 марта 1998 г. //ВВС. 1993. №33. Ст. 13 Российская газета. 1998.5 марта.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессионалы! образовании» от 19 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный пуп свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. Гл. 5.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл.:.

Институт прав человека в России /Под ред. Г.Н. Комковой. Сарат у 1998. Разд. И. Гл. 4.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Новгородцев П. Право на достойное человеческое существование // < щественные науки и современность. 1993. № 5. С. 127—132.

Скрипка В.Р. Право граждан Российской Федерации на жилище // Го дарство и право* 1996. № 2.

66. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвяэ государства и права, необходимо сначала определить данные not тия (см. соответственно ответы на вопросы 17 и 41).

Единство состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще
ственные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-эконс
мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической влас
ти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государ
венный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотвор^ чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);


— с другой стороны, право воздействует на государство, упоря-ючивая деятельность государственного аппарата, устанавливая |компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим
| фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите-
1см (характерно для правовых государств).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 8.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1')96.Тема7.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 3. i. 66—69.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 8. С. 108.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.

Теория государства и права / Отв. ред.-В.М. Корельский и В.Д. Перева-1ов. Екатеринбург, 1996. Гл. 9. С. 125—128.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. i'. 76—77,

67. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это такая организация политической

i; пасти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав

и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова-

тельного связывания с помощью права государственной власти в

целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности)
правового государства: л

1) наиболее полное обеспечение нрав и свобод человека и граж­
данина, создание для личности режима правового стимулирования
социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­
сударственной власти, формирование для государственных структур
правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).





ажд;ч.1|:о такой и грая» как нот

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установ-' лено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граждани- ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как воз- можность осуществления функций государственной власти высту­пает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система: гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла- рации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани-
ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных
принципов:

- разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение
власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом
власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не
может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполни­
тельной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той

или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них
обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и право-
вой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу-'
щёствления контроля с его стороны за выполнением законов всеми
субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение мо- нополии государства на власть с одновременным изменением соот- ношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необ­ходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения на­званных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наибо-


лее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого

необходимо ограничивать государственную власть посредством

права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так огра­ничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих

функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выигра-

ет, а, наоборот, только проиграет.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Козлцхин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. | СПб., 1993.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ-I ства в России // Государство и право. 1996. № 5. [ Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10. | Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10. I Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 26.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, при-1 чины. М., 1994. i Право и власть. М., 1990.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и! Д.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.

68. Разделение власти как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и уст­ранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социаль­ной группы, учреждения или отдельного лица необходимо раздедить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем при­нятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступаю­щей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого на-казания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осу­ществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничь ний в отношении конкретной государственной власти: законода тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до вольно жесткая юридическая процедура законодательного процес­са, которая регламентирует основные его стадии. В системе проти­вовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях за­конодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет прапо блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничь ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отно шения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум не доверия Правительству, запрет ответственным работникам испол нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть Свои правоограничивающие сред ства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель стве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону дру гому органу. Деятельность государственных структур должна огра ничиваться их компетенцией, которая основывается на принцип| «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, при менение. Томск, 1988.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. С. 380—389.

Осавелюк A.M. Современный механизм системы сдержек и противовесов зарубежных государств // Государство и право. 1993. № 12.

Право и власть. М., 1990.

Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.


Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство. М., J93.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994., I 'i.l.

ЭнтинЛ.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: