Для выявления резервов снижения расходов торговой организации проводится анализ в разрезе статей учётной номенклатуры.
Анализ проводится по сумме и по уровню.
При проведении анализа особое внимание уделяется тем статьям учётной номенклатуры, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов.
- Расходы на оплату труда. Анализ начинается с оценки выполнения плана и динамики труда и заработной платы. Составляются специальные таблицы, в который приводятся следующие показатели:
- товарооборот в действующих и сопоставимых ценах;
- среднее число торговых работников;
- производительность труда торговых работников в действующих и сопоставимых ценах;
- расходы на оплату труда по сумме и уровню;
- среднегодовая заработная плата одного торгового работника.
По данным таблицы приводится анализ темпов роста товарооборота и суммы расходов на оплату труда.
Если товарооборот растёт быстрее суммы расходов на оплату труда, то уровень расходов на оплату труда будет снижаться и наоборот.
При анализе рассчитывают отклонение по сумме и по уровню приведенных показателей в таблице и определяют сумму относительной экономии или перерасхода по статье «расходы на оплату труда» (7.11):
(7.11)
Для оценки эффективности использования средств на оплату труда, изучаются темпы рост (снижения) производительности труда на каждый процент изменения средней заработной платы, а также определяют размер товарооборота, прибыли на 1 рубль израсходованных средств на содержание трудовых ресурсов.
Влияние соотношения темпов роста производительности труда торговых работников и их средней заработной платы на уровень расходов по данной статье определяется по формуле (7.12):
, (7.12)
где ∆УРРОТ – снижение (повышение) уровня расходов на оплату труда (в процентах к обороту);
∆ТПТ – темп прироста производительности труда, %;
∆ТЗП – темп прироста средней заработной платы одного работника, %.
На расходы по оплате труда оказывают влияние следующие факторы, которые представлены в следующих моделях (7.13, 7.14):
, (7.13)
, (7.14)
где РОТ– расходы на оплату труда;
− среднегодовая заработная плата одного работника.
ПТ – производительность труда.
При проведении анализа расходов по данной статье, особое внимание уделяют резервам снижения данного вида расходов.
Этими резервами могут быть:
- оптимизация численности работников. В результате этого резерв снижения расходов по данной статье (↓РОТ) будет рассчитан (7.15):
, (7.15)
где ЧВ – число высвобожденных работников;
− среднегодовая заработная плата одного работника в отчетном периоде.
- за счёт резерва роста производительности труда, при этом предварительно определяется относительное высвобождение численности работников:
а) за счёт увеличения производительности труда в будущем периоде относительное (в процентах) высвобождение работников составит (7.16):
, (7.16)
б) определить относительное высвобождение численности работников (7.17):
, (7.17)
где Ч1 – численность работников в отчетном периоде.
в) резерв снижения расходов на оплату труда в предстоящем периоде может быть рассчитан по формуле (7.15):
,
Кроме анализа расходов на оплату труда, проводится анализ фонда оплаты труда и обоснованности его использования.
В состав фонда оплаты труда входят:
- расходы на оплату труда;
- расходы на учёбу, приезд, питание;
- проведение режима экономии расходов на оплату труда: сокращение доплат за сверхурочную работу.
Методика анализа фонда оплаты труда аналогична анализу расходов на оплату труда.
2) Анализ транспортных расходов. На изменение расходов по этой статье оказывают влияние:
- объём товарооборота
- структура товарооборота
- среднее расстояние перевозок
- изменение тарифов на транспортные услуги
- организация доставки товаров
Влияние изменения товарооборота на сумму транспортных расходов (7.18):
, (7.18)
где Р0ТР – уровень транспортных расходов в абазином периоде.
Характерным для этой статьи является расчёт влияния транспортных тарифов (т.е. стоимости перевозки данного класса груза за 1 тонно-километр) (7.19):
, (7.19)
где Vпер – объем перевозимых грузов;
S – расстояние;
- стоимость (тариф) за 1 тонно-киллометр.
При анализе расходов по этой статье обращается внимание на способы доставки товара, что способствует улучшению процесса товародвижения и сокращению транспортных расходов.
По подсчётам экономистов в торговой организации можно наполовину сократить самостоятельный завоз товара за счет развития централизованной доставки товаров.
При централизованной доставке расходы примерно в 4 раза меньше, чем при самостоятельном завозе товаров.
При использовании собственного автотранспорта необходимо сопоставить стоимость оказанных услуг по действующим тарифам с фактическими затратами на его содержание.