Административно-правовой статус субъектов административных отношений

Особенностью АП является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще 1 особенность АП - обычно обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам АПО.

Субъект АП — это участник общественных отношений, носитель конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах АП. Это граждане, гос органы, общественные объединения. Права и обязанности субъекта АП образуют в совокупности его правовой статус.

Полномочия субъектов АП могутвыражать право гражданина на получение высшего образованияили занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства и т.д.

По своему административно-правовому статусу субъекты АП делятся на 2 группы: физ лица и организации. Физ лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Организации как субъекты АП делятся на гос. и негос.

Гос. организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством,

2) базируются на гос собственности,

3) управляются гос-вом.

Это органы гос аппарата — представит, исполнит, судеб, органы прокуратуры и др., гос предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д. Организации негос – не выполняют задач и функций государства, не финансируются государством. Это: профсоюзы, спортивные общества, партии, религиозные организации, коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Структура административно-правового статуса гражданина включает:

1) правовой статус личности;

2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере АП регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Конституция РФ устанавливает в исключит случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, право на неприкосновенность жилища м.б. ограничено сотрудниками полиции при наличии оснований, в частности при розыске преступника, если в кв. или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и т.д.

Вторая составная часть административно-правового статуса – статус гражданина РФ. Как субъект АП каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие АП статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в гос и обществ деят-ти. Это нормы об участии в управлении делами гос-ва (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), обязанность нести воинскую службу (ст. 59), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности и др. А также нормы, определяющие АП статус гражд в личной или семейной сфере, нап-р, право на изменение Ф.И.О.

Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и др. субъекты АП, должен располагать административной правоспособностью. Это фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юр. обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, соц, культурной и административно-политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, могут быть зачислены на действительную срочную военную службу.

В качестве социального элемента АП статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д. Четвертый элемент АП статуса гражданина называют особым статусом – это права и обязанности, кот граждане приобретают по желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Например, любители-охотники, туристы, коллекционеры и т.д.

Есть особенности АП статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, кроме:

1) они не могут избирать и быть избранными в гос органы власти и ОМСУ;

2) не несут обязанностей по военной службе;

3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответ. правовым актом;

4) им не м.б. проданы земельные участки;

5) они не могут заниматься предпринимательской или любой др. деят-тью, связь с обороной страны и гос. безопасностью, пользованием информацией, составляющей гос. тайну;

6) исключительно к ним м.б. применена и такая мера адм ответственности, как административное выдворение за пределы РФ.

Правовой статус органов исполнительной власти.

ОИВ - это орг-ция, которая, являясь частью гос аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с зак-вом, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Из определения следует, что этот орган:

- является частью гос. аппарата (Министерство является часть Правительства);

- имеет свою структуру;

- имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);

- образован в соответствии с законодательством; выступает от имени государства (например, когда Прав-во осуществляет свою деятельность за пределами РФ);

- осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

АП статус ОИВ определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, фед. и иными законами, положениями об органах (например, Положение «Министерстве внутренних дел Российской Федерации»). Все ОИВ обладают административной правосубъектностью. Административная правоспособность и дееспособность ОИВ возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. АП статус ОИВ определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Характерные черты органов исполнительной власти:

- осущ-ляют исполнительно-распорядительную деят-ть;

- наделены оперативной сам-тью;

- имеют, как правило, постоянные штаты;

- образуются вышестоящими органами;

- наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юр. акты, в т.ч. акты норматив характера);

- подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления.

Виды органов исполнительной власти:

1. В соответствии с федеральным государственным устройством:

- ФОИВ, распространяющие свою деятельность на всей территории России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, гос комитеты и др.);

- региональные ФОИВ, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

- ОИВ субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий субъектов. В масштабе республик действуют главы республик, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости от объема и характера компетенции:

- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительства, администрация краев, областей);

- органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

- органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

3. По порядку разрешения вопросов:

- коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

- единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью.

4. По основаниям образования:

- образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: