Особенности сертификации работ и услуг

Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности по удовлетворению запросов потребителя.

Услуги разделяют на материальные, нематериальные (или социально-культурные) и производственные услуги (работы).

Под материальной услугой понимают деятельность ее ис­полнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, пре­образованная продукция. Например, отремонтированный ав­томобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (ус­луги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т. п.

Нематериальная, или социально-культурная, услуга - это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицин­ские услуги); турист (туристские услуги); пассажир (услуги пас­сажирского транспорта); посетитель ресторана (услуги обще­ственного питания), бассейна (услуги физической культуры), бани (услуги бань) и др.

Производственная услуга - это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Понятие этой услуги вы­ражается через термин «работа». Например, научно-исследо­вательская, опытно-конструкторская и технологическая ра­боты; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. п. Соответствующие процессы называют «выполнением работ», «оказанием услуг». Они стали объектами сертификации, в част­ности вошли в документ «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»

Классификация услуг (ра­бот).

Населению

· Бытовые;

· Пассажирского транспорта;

· Связи;

· Жилищно-коммунальные;

· Учреждений культуры;

· Туристические и экскурсионные;

· Физической культуры и спорта;

· Медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные;

· Правового характера;

· Банков;

· В системе образования;

· Торговли и общественного питания, рынков и др.

·

Производству

· В сельском хозяйстве;

· На транспорте;

· В материально-техническом снабжении;

· В торговле;

· В промышленности, кроме машиностроения;

· В машиностроении;

· В строительстве;

· Аудиторские;

· Транспортные;

· Информационный;

· Финансовые и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие виды услуг:

1. ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлек­тронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых при­боров;

2. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

3. химическая чистка и крашение;

4. транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров
автомобильным транспортом);

5. жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и про­
чих мест проживания);

6. туристические и экскурсионные услуги;

7. услуги парикмахерских;

8. услуги торговли и общественного питания.

Однако в номенклатуру продукции и услуг, введенную с 1 октября 1998г., вошли лишь те виды услуг из числа перечис­ленных выше, по которым имеются утвержденные системы сер­тификации. В стадии разработки находятся системы сертифи­кации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских. Вне сферы обязательной сертификации из-за отсутствия норматив­ной базы остаются такие важнейшие услуги, как услуги рын­ков и медицинские услуги.

Сертификация работ и услуг осуществляется с той же последовательностью, что и сертификация продукции и предусматривает шесть этапов:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

4) принятие решения о возможности выдачи сертификата;

5) выдача сертификата и лицензии на применении знака соответствия;

6) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). Она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – пв протоколах испытаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: