Маркировка товаров

Большинство из своих функций упаковка выполняет с помо­щью маркировки товаров.

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нане­сенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдель­ных его свойств, доведения до потребителя информации об изгото­вителях (исполнителях), количественных и качественных характе­ристиках товара.

Маркировка содержит основополагающую, коммерческую и по­требительскую товарную информацию.

Основополагающая товарная информация (вид и наименование товара, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата вы­пуска, срок хранения или годности) предназначена для идентифи­кации товара.

Коммерческая товарная информация (данные о предприятиях-посредниках, нормативные документы о качестве товаров, ассор­тиментные номера, штриховые коды и т.п.) представляет собой сведения о товаре, дополняющие основополагающую информацию и предназначенные в основном для изготовителей, посредников и продавцов.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, по­казывающие выгоды его применения и предназначенные для созда­ния потребительского предпочтения. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, надежности, безопасности и т.п. Красочные изображения на товаре и (или) упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потре­бителями и оказывают серьезное влияние на принятие решения о покупке.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфические требования.

Общие требования к товарной информации:

♦ достоверность — правдивость и объективность сведений о това­ре, отсутствие в них дезинформации и субъективизма, вводящих пользователей информации в заблуждение;

♦ доступность — открытость сведений о товаре для всех пользова­телей. Это требование предполагает необходимость обеспечения язы­ковой доступности (информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых товар предназначен) и понятности (должны использоваться только общепринятые понятия и термины); обязанность изготовителя и про­давца предоставлять информацию по первому запросу потребителя;

♦ достаточность — рациональная информационная насыщенность, т.е. предоставление исчерпывающих сведений и отсутствие излиш­ней информации.

Специфические требования к маркировке: четкость текста и иллю­страций, наглядность, однозначность текста, использование несмы­ваемых красителей, разрешенных для применения органами сани­тарии и гигиены.

Различают производственную и торговую маркировку.

Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку, и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, яр­лыки, контрольные ленты, таблички, клейма, штампы и т.д.

Этикетка — любая красочная или описательная характеристика товара и его изготовителя, напечатанная в виде штампа, рельефа на единице упаковки, а также на листе-вкладыше или ярлыке, прикре­пленном (прилагаемом) к каждой единице товара. Например, боль­шинство упакованных в производственных условиях продовольст­венных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, ри­сунки и другая информация нанесены типографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды). Этикетки отличаются значитель­ной информационной емкостью.

Разновидностью этикеток являются кольеретки, имеющие осо­бую форму и наклеиваемые на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Кольеретки применяются вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют и предназначены в основном для эстетического оформления я

Вкладыши — разновидность этикеток, отличающиеся от послед­них направленностью товарной информации. Предназначены для сообщения кратких сведений о товаре и изготовителе. Иногда вкла­дыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь функционального назначения. Тогда они выполняют функцию рекламного листка. Вкладыши наиболее часто применяются для парфюмерно-косметических товаров, лекарствен­ных средств, кондитерских изделий, товаров бытовой химии.

Вкладыши могут содержать:

♦ указания о необходимости соблюдения определенных мер пре­досторожности при использовании товара (инструкции по эксплуатации электротоваров);

♦ подробные инструкции о том, как потреблять данный товар (лекарственные препараты) или обеспечивать уход за ним (памятки по уходу за одеждой);

♦ рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (микроволновая печь, электротостер);

♦ купоны на предоставление скидок при совершении повторных покупок.

Ярлыки — носители маркировки, прикрепляемые к упаковке или товару. Обычно содержат наименование товара, предприятия-изготовителя, его адрес, цену, дату выпуска, а также ряд других идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешива­ются к одежде, указываются номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать также товарный знак предприятия-изгото­вителя. Разновидностью ярлыков являются бирки, отличающиеся меньшей информативностью (содержат, как правило, наименование товара и товарный знак либо только наименование предприятия-изготовителя).

Контрольные ленты — носители краткой дублирующей товарной информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, ярлыка или бирки. Особенностью контрольных лент, наиболее часто применяемых для одежды и обуви, является преобладание цифровой и символической информации.

Табличка — пластина или диск с нанесенной на нее текстовой или графической информацией. Прикрепляется обычно к электро­бытовым товарам, содержит товарный знак предприятия-изготови­теля, наименование изделия, номер и другую идентифицирующую информацию.

Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары и упаковку с помощью специальных приспособлений установ­ленной формы. Клеймение и штампование как способ маркировки применяются для отдельных продовольственных (яйца, мясо и мя­сопродукты, консервы и т.д.) и непродовольственных (меха, ткани, ювелирные изделия) товаров.

Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рису­нок, наносимые на ценники, товарные или кассовые чеки. Данная информация в основном характеризует продавца, а не товар. Благо­даря идентифицирующей функции торговая маркировка служит ос­нованием для предъявления претензий продавцу в случае нанесения ущерба покупателю и выявления дефицитов товаров в процессе их эксплуатации.

Маркировка обычно включает три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти состав­ные элементы различаются удельным весом (текст — 50—100 %, ри­сунок — 0—50 %, информационные знаки — 0—30 %) в общей струк­туре маркировки, степенью доступности товарной информации, широтой распространения и выполняемыми функциями.

Текст как форма информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки. Для него харак­терна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст выполняет в основном ин­формационную и идентифицирующую функции. При осуществле­нии экспортно-импортных операций необходимо учитывать, что текст маркировки должен быть на языке страны покупателя. Поэто­му во многих странах текст маркировки пишется как минимум на четырех, а иногда — на шести языках. Это облегчает производителю решение ряда проблем, поскольку один и тот же товар может быть рассчитан на экспорт в разные страны.

Рисунок — в наибольшей степени присущ производственной маркировке. В качестве элемента маркировки он отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции. Следует отметить, что рисунок не всегда присутствует на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характер­ны в основном для производственной маркировки, в торговой они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной насыщенности, выразительности, узнаваемости и наглядности.

Знаки наименования мест происхождения товара включают на­звания страны, населенного пункта, местности или другого геогра­фического объекта, используемые для обозначения товара, особые свойства которого определяются исключительно (или главным образом) характерными для данного географического объекта природ­ными условиями или людскими факторами либо и тем и другим од­новременно.

Знаки страны происхождения товара подразделяются на между­народные и национальные. Международные применяются во внеш­неторговой практике, содержат одну или несколько букв и цифро­вой код. Наряду с ними или взамен их могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, «Made in Belarus» («Сделано в Беларуси»), «Made in Rusland» («Сделано в Рос­сии») и т.д. Национальный знак может иметь символику с изобра­жением национального флага. Другие знаки мест происхождения товара (населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта) общепринятой символики не имеют, но достаточно часто служат одновременно и товарным знаком (напри­мер, вино «Букет Кубани»).

Знаки соответствия в зависимости от сферы применения под­разделяются на национальные и транснациональные.

Национальный знак соответствия подтверждает соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, ут­верждается и регистрируется национальным органом по стандарти­зации и сертификации. Используется при маркировке только тех товаров, которые сертифицированы в установленном порядке. При­меры национальных знаков соответствия представлены на рис.11.

Транснациональные знаки соответствия подтверждают соответ­ствие товаров требованиям регионального стандарта. Они применя­ются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

DIN
DIN

DIN

а) б) в)

г)

Рис. 11. Национальные знаки соответствия:

а — Российская Федерация; в — Германия; г — Франция; д — Великобритания

В отличие от знаков соответствия знаки качества (рис. 12) могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертифика­ции (например, союзами предпринимателей и т.д.).

Компонентные знаки информируют потребителей о применяе­мых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не свойственных) товару. Наиболее часто применяются знаки, обо­значаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом. Подобные знаки, используемые как альтернативное обозначение сложных химических названий пищевых продуктов, рекомендова­ны к применению Международной цифровой системой кодифика­ции пищевых добавок — INS (International Numbering System). В со­ответствии с указанной системой все пищевые добавки в зависимо­сти от технологических функций разделены на функциональные классы (например, Е100 — Е182 — красители, применяемые для ок­раски некоторых пищевых продуктов; Е200 и далее — консерванты, используемые для продления сроков хранения пищевых продуктов).

а) б) в) г)

Рис. 12. Знаки качества:

а — знак качества сельскохозяйственной продукции (Германия); б — знак президентской награды (США); в — знак премии короля Фредери­ка IX (Дания); г — -знак королевской награды (Великобритания)

Кроме идентификации пищевых добавок компонентные знаки применяются для маркировки и других товаров, в частности лако­красочных и моющих средств. Например, маркировка краски М-11 означает: М — масляная; 1 — для наружных работ; 1 — на натураль­ной олифе. Слово «Бйо» или буква F либо Р в сочетании с названи­ем моющего средства указывают на то, что в его составе присутству­ют энзимы, способствующие удалению белковых загрязнений.

Размерные знаки предназначены для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характери­стики товара. В основном используются единицы измерения Меж­дународной системы единиц физических величин (СИ), однако встречается использование и национальных единиц (фут, дюйм, ун­ция и др.). Наиболее часто для обозначения массы нетто применя­ется размерный знак е (от англ. exactly, нем. exart — точно, ровно, одинаково), объема — знак V. К данным условным обозначениям добавляется фактическая величина массы или объема в принятых единицах измерения. Например, надпись 400 ge обозначает, что масса нетто равна 400 г.

Эксплуатационные знаки предоставляют потребителю информа­цию о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольную ленту или непосредственно на товар. Наиболее распространеннымиявляются международные символы ухода (стирки, отбеливания, хи­мической чистки и сушки) за текстильными изделиями. Разновид­ность эксплуатационных знаков — знаки управления на технически сложных электробытовых товарах (утюгах, стиральных машинах, холодильниках, телевизорах, аудио- и видеоаппаратуре).

Манипуляционные знаки информируют о способах обращения с товарами (рис. 13). Наносятся в основном на транспортную тару. Однако отдельные из них используются и на потребительской упа­ковке. Так, знак «открывать здесь»» (рис. 13, г) наносят на коробки с соками, молочными продуктами, стиральными порошками и т.п.

а) б) в)г)

Рис. 13. Манипуляционные знаки:

а — верх, не кантовать; б — герметичная упаковка; в — крюками не брать;

г —не штабелировать

Предупредительные знаки предназначены для обеспечения безо­пасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации по­тенциально опасных товаров: они предупреждают об опасности или предписывают меры по ее предотвращению. К опасным товарам от­носятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вред­ные вещества, оказывающие воздействие (канцерогенное, мутагенное и т.п.) на организм человека. Среди потребительских товаров наиболь­шее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии. Для них предупредительная маркировка является обязательной.

Предупредительные знаки сигнализируют о следующих призна­ках опасности: Е — взрывоопасно, О — окисляющая способность F — огнеопасно, Т — токсично, С — едко, X — раздражающее дей­ствие. Они дополняются символами изображения опасности (рис. 14) и сигнальными словами, выполненными черным цветом на оранже­вом или желтом фоне: ОПАСНОСТЬ (DANGER) — для привлечения внимания к большой степени риска при обращении с товаром; ОСТОРОЖНО (WARNING) — для привлечения внимания к средней степени риска при обращении с товаром; БЕРЕГИСЬ (CAUTION) — для привлечения внимания к потенциальной угрозе риска при обра­щении с товаром; ВНИМАНИЕ (NOTICE) — для предупреждения.

в)

а) б)

г) д) е)

Рис. 14. Предупредительные знаки:

а —токсично; б - взрывоопасно: беречь от ударов, трения, искр, тепла в — раздражитель; г — едкое вещество: возможность раздражения дыхательных путей, кожного по­крова, слизистых оболочек глаз д - огнеопасно; е - окисли­тель: избегать контакта с огнеопасными веществами, способствует горе­нию

Экологические знаки предназначены для обеспечения потребите­лей достоверной информацией об экологической чистоте приобре­таемых товаров или экологически безопасных способах их эксплуа­тации, использования или утилизации.

Экологические знаки подразделяются на следующие подгруппы: 1. Знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки (рис. 15), к которым относятся, например, «Голубой ангел» (Германия), «Белый лебедь» (Скандинавские стра­ны), «Экознак» (Япония).

а)

б)

Рис. 15. Знаки экологического благополучия товара или упаковки:

а — «Голубой ангел»; б — «Белый лебедь»

К этой подгруппе можно также отнести знаки рисайклинга, олицетворяющие замкнутый цикл «создание — применение — утилизация» для бумажной, стеклянной, полимерной упаковки и това­ров, изготовленных из вторичного сырья, а также поддающихся по­вторному использованию (рис.16). Наиболее узнаваемым и рас­пространенным из этой серии знаков является немецкий знак «Зеленая точка» (рис. 16, а).

! а 6 в г

Рис. 16. Экологические знаки рисайклинга:

а — знак «Зеленая точка»; б — знак ЕС: повторное или многократное использование; в — знак ЕС: подлежит вторичной переработке («петля Мебиуса»); г — знак ЕС: упаковка частично или полностью произведе­на из вторичных ресурсов с указанием их процентного содержания.

2. Знаки, призывающие к сбережению окружающей среды (рис.17), чаще всего встречаются на упаковке потребительских товаров. Их смысл сводится к призыву не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку.

Рис. 17. Экологические знаки, призывающие к сбережению окружающей среды

3. Знаки, информирующие об опасности для окружающей сре­ды (рис. 18).

Штриховые коды — знаки, содержащие закодированную в виде цифр и штрихов информацию о товаре и предназначенные для ав­томатизированной ее идентификации и учета. Они наносятся на товар или его упаковку полиграфическим способом или в виде самоклея­щихся этикеток, ярлыков и т.д. Принцип штрихового кодирования состоит в замене букв и цифр последовательностью черных и свет­лых полос различной толщины (штрихов и пробелов). Коды считываются с помощью сканирующего устройства, которое расшифро­вывает их и передает информацию в компьютерную базу данных.

Несмотря на разнообразие систем штрихового кодирования (в мире их существует около 50), наибольшее распространение по­лучила разработанная Европейской ассоциацией товарной нумера­ции система EAN (англ. European Article Numbering). Ее достоинст­во заключается в универсальности и возможности применения для маркировки практически любого товара.

а) б)

Рис. 18. Знаки, информирующие об опасности для окружающей среды:

а — специальный знак для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при перевозке по воде; б — знак «Опасно для окружающей среды»

Для потребительской упаковки используются коды EAN-13 и EAN-8. Каждый из них имеет свою структуру и позволяет кодиро­вать информацию в определенном объеме (табл. 5).

Код страны (префикс) устанавливается централизованно Евро­пейской ассоциацией товарной нумерации (EAN International). Они в основном двузначные (например, Великобритания — 50, Да­ния — 57, Финляндия — 64, Норвегия — 70, Швейцария — 76, Ис­пания — 84), но могут быть и трехзначные (Германия — 400—440, Россия — 460—469, Беларусь — 481, Польша — 590, Китай — 690) — в этом случае уменьшается на один знак код изготовителя.

Код предприятия-изготовителя присваивает национальный орган, представляющий интересы страны в EAN (Ассоциация ЮНИСКАН — в России, Торгово-промышленная палата — в Беларуси).

Таблица6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: