double arrow

Логистическая концепция управления. Принципиальное ее отличие от традиционной

В настоящее время в логистике нет четкой границы между такими основными понятиями как логистическая концепция, стратегия и технология.

Логистическую технологию можно определить как стандартную (стандартизированную) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в логистической системе, поддерживаемую соответствующей информационной системой и воплощающую определенную логистическую концепцию.

В свою очередь, логистическая концепция1 – это платформа для поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как:

RP – Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);

JIT – Just-in-time (точно в срок);

LP – Lean Production («плоское производство»).

Среди прочих логистических концепций, появившихся в последние время, можно отметить:

DDT – Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);

SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);

Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени);

Value added logistics (логистика добавленной стоимости);

Virtual logistics (виртуальная логистика);

E-logistics (электронная логистика), а также другие.

Указанным концепциям и технологиям соответствуют базовые (стандартные) логистические подсистемы. Практика применения этих подсистем в логистике связана с автоматизацией звеньев логистических систем или внутренних технологических процессов, внедрением корпоративных информационных систем (КИС), в которых эти подсистемы зачастую являются информационно-программными модулями.
21. Закупочная логистика. Подходы к снижению совокупных затрат.

Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др.

Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.

Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

В более узком смысле снабжение – важная функция менеджмента на предприятии, так как:

1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;

2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (до 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.

Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.

Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.
22. Складская логистика. Подходы к снижению совокупных затрат

Складская логистика - раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям.

Задачи складской логистики:

Анализ эффективности использования существующих складов.

Определение количества складов.

Выбор места расположения склада.

Разработка логистического процесса на складе.

Выбор способа хранения.

Склад - это важное звено технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат фундаментом. Склады являются одним из элементов логистических систем. На всех стадиях движения материального потока существует необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов. Этим объясняется большое разнообразие видов складов.

Основное назначение склада: концентрация запасов, хранение запасов, обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Классификация складов:

По виду продукции: склады сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, тары, остатков и отходов, инструментов.

По отношению к звеньям логистической цепи: склады производителей, торговых организаций, посреднических организаций, транспортных организаций, экспедиторских организаций, посредников.

По виду складских зданий и сооружений: открытые площадки, площадки под навесом, закрытые сооружения, многоэтажные, высотные и т.п.

По форме собственности: склады подсортировочные, распределительные, сезонного или длительного хранения, снабжения производства.

По степени технической оснащенности: частично механизированные склады, механизированные, автоматические, автоматизированные.

По функциональной области логистики: склады снабжения, производства, сбыта.

На складах готовых изделий осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции. Склады сырья и исходных материалов предприятий потребителей принимают продукцию, выгружают и сортируют. Склады оптово-посреднических фирм обеспечивают концентрацию товаров, подбирают продукцию, организуют доставку товаров, осуществляют хранение резервных партий. Выходные оптовые базы принимают товары от производственных предприятий, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям. Торговые оптовые базы получая товары, формируют широкий ассортимент и снабжают ими розничные торговые предприятия.

23. Транспортная логистика. Подходы к снижению совокупных затрат

Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.

Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Выбор типа транспортного средства.

Выбор вида транспортного средства.

Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Определение рациональных маршрутов поставки.

Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.
24. Тянущие и толкающие технологии организации производства

Толкающая система (push system), т.е. предметы труда, поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются.

Этот вариант предполагает, что изготовление изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и заканчивается обработкой на другом конце производственной цепочки. Материальный поток выдается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий, независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать жесткий технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно, поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, которые играет роль буфера и увеличивает гибкость систем. Толкающие системы известны под названием «система MRP». Названные выше системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы.

Тянущая система (pull system), при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства.

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

25. Распределительная логистика. Подходы к снижению совокупных затрат

Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

управление товарными запасами;

получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;

комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;

организация рациональной отгрузки;

управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспартировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д.

Логистические затраты по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками, возникающие в процессе производства, но в большей мере связаны с транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами связанными с завозом товаров и их отправке потребителям, и другими составляющими издержками обращения.

Как правило, совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: