Контроль качества пищевых продуктов должен осуществляться на различных уровнях: производственном, ведомственном, государственном и общественном.
Производственный контроль - за соблюдением стандартов, санитарных норм на всех этапах производства: использование сырья, технологическая обработка, хранение и реализация готовой продукции. Важное место в производственном контроле отводится испытательной лаборатории, которая должна быть аттестована, отвечать современным требованиям аналитического и бактериологического контроля качества пищевых продуктов.
Ведомственный и государственный контроль складывается, с одной стороны, из ведомственных традиций, с другой, - обусловлен развитием системы контроля качества пищевой продукции в РФ и за рубежом. Основное место в этой системе занимают:
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
· Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии;
· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
· Федеральная таможенная служба;
· Министерство внутренних дел РФ;
· Торгово-промышленная палата.
Каждая из этих организаций имеет свои ведомственные документы, определяющие правила и порядок контроля качества продовольственных товаров. Важно отметить, что такая работа должна осуществляться в пределах конкретных полномочий и компетенции данных организаций. В большинстве случаев между контролирующими организациями заключены соглашения по взаимодействию. Координирующая роль отводится Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Общественный контроль является действенным инструментом влияния потребителя на качество продукции, помогает осуществлять схему взаимоотношений потребителя, изготовителя, продавца и исполнителя.
Принятие Закона РФ «О защите прав потребителей» (1993 г.) обеспечило возможность создания широкой сети общественных организаций по защите прав потребителей. Такие организации успешно функционируют на уровне краевых, областных и местных администраций, образуются отделы по защите прав потребителей при территориальных управлениях ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В этом Россия приближается к мировому опыту участия общественных организаций в контроле качества продукции, обеспечивается возможность борьбы потребителя за свои права.
На рис. 1 представлена организация контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
| Рис. 1. Организация контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов | |
| Выборочный контроль по ветеринарным и фитосанитарным показателям | |
| Выборочный контроль показателей, включенных в ГОСТы и НД | |
| Выборочный контроль показателей безопасности и пищевой ценности | |
| Сплошной контроль продовольственного сырья, контроль по технологической цепи и конечного продукта | |
| Разработка нормативной документации | |
| Разработка ветеринарных требований и фитосанитарных норм | |
| Разработка показателей безопасности, физиологических норм потребности, согласование ГОСТов, НД | |
| Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей | |
| Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии | |
| Министерство сельскохозяйственной продукции Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору | |
| Министерство экономического развития и торговли | |
| Государственная алкогольная инспекция | |