double arrow

КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 г

Конституция РФ 1993 г., как особый нормативно-правовой акт, за­нимающий самостоятельное место в национальной правовой системе стра­ны, обладает следующими специфическими признаками, отличающими её от иных видов законодательных актов:

1) имеет особый субъект - многонациональный народ РФ, от имени которого она была принята и введена в действие;

2) характеризуется учредительным первичным характером своих правовых установлений;

3) объектом регламентации предписаний конституционных норм служат наиболее важные виды общественных отношений;

4) присущими конституционными положениям особыми юриди­ческими свойствами.

По сравнению с предыдущими Конституциями советского периода Конституция 1993 г. была действительно принята самим народом (а не провозглашена от имени народа) путем всенародного голосования (рефе­рендума), что зафиксировано в преамбуле новой Конституции.

Учредительный характер природы Конституции проявляется в при­знании учредительной власти народа: только народ вправе принимать Кон­ституцию и посредством её устанавливать такие основы общественного и государственного устройства, какие он самостоятельно выбрал для себя.

Кроме того, учредительный характер норм Конституции выражает­ся в особом порядке её принятия, месте и роли её в правовой системе государства, непререкаемости её положений для всех государственных органов.

Объектом конституционного регулирования выступают фундамен­тальные основы общественных отношений жизни государства и общества - экономика, социальная и духовная сфера, политика. К совокупности осо­бых юридических свойств Конституции РФ относятся: верховенство; высшая юридическая сила; особая роль в качестве ядра национальной правовой системы; особый порядок принятия и пересмотра, внесения в неё поправок; особый механизм правовой охраны.

Верховенство Конституции означает, что содержащимся в ней принципам, отдельным нормам должны соответствовать действия и акты всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах жизни. Свойство верховенства Конституции РФ, учитывая федеральный характер государственного устройства России, выражается также в обеспечении соответствия Конституций республик в составе РФ, Уставов других субъектов РФ положениям федеральной Конституции. Эти акты не должны противоречить Конституции РФ.

Высшая юридическая сила Конституции РФ предполагает, что законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение Конституции, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Роль Конституции РФ как ядра правовой системы государства состоит в том, её принципы и нормы определяют развитие всего процесса правотворчества, так как она устанавливает круг субъектов законодатель­ной инициативы, порядок и процедуру принятия законов, виды законода­тельных актов, юридическую силу актов.

В самом тексте Конституции РФ указаны федеральные конституци­онные и основные федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

В круг субъектов, которые могут выступить с инициативой пере­смотра Конституции РФ или внесения в неё поправок, входят Президент РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Гл.1,2,9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре статей этих глав должно быть под­держано 3/5 от общего числа в каждой из палат. Созываемое в этом случае Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституци­онным законом либо подтверждает незыблемость положений Конститу­ции, либо разрабатывает новый проект Конституции, который принимает­ся Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на референдум.

Поправки к Конституции РФ допускаются только к гл. 3-8, они при­нимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требует одобрения не менее 3/4 от общего чис­ла членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, но обязательно вступают в силу после их одобрения органами зако­нодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Изменения наименования субъектов РФ, определяющие субъект­ный состав федерации, вносятся в Конституцию РФ на основании приня­тия соответствующего федерального конституционного закона Федераль­ным Собранием.

Гарантом соблюдения Конституции РФ является Президент РФ, а также Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о консти­туционности законов и иных нормативно-правовых актов органов госу­дарственной власти РФ и её' субъектов.

Структура Конституции представляет собой порядок расположе­ния в ней определенной системы группировок однородных конституци­онных норм в соответствующие разделы, главы и последовательность их изложения. В целом по своей структуре Конституция РФ 1993 г. является логически стройным, достаточно научно обоснованным политическим и юридическим документом. Первый раздел содержит собственно положе­ния Конституции и состоит из преамбулы и 9 гл., а второй включает "Зак­лючительные и переходные положения".

Сохраняя историческую преемственность в развитии актов консти­туционного законодательства советского периода 1918 г., 1925г., 1978 г., которым в значительной степени был присущ фиктивный характер, Кон­ституция РФ 1993 г., в отличие от них, является реальной и способствует формированию и утверждению новых общепризнанных ценностей граж­данского общества и правового государства.

Таким образом, сущность Конституции РФ состоит в том, что она является юридическим выражением воли всего многонационального на­рода России, выраженного путем референдума и направленной на уч­реждение коренных основ жизнедеятельности общества и государства, воп­лощающих общедемократические государственно-правовые принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: