Конституция РФ 1993 г., как особый нормативно-правовой акт, занимающий самостоятельное место в национальной правовой системе страны, обладает следующими специфическими признаками, отличающими её от иных видов законодательных актов:
1) имеет особый субъект - многонациональный народ РФ, от имени которого она была принята и введена в действие;
2) характеризуется учредительным первичным характером своих правовых установлений;
3) объектом регламентации предписаний конституционных норм служат наиболее важные виды общественных отношений;
4) присущими конституционными положениям особыми юридическими свойствами.
По сравнению с предыдущими Конституциями советского периода Конституция 1993 г. была действительно принята самим народом (а не провозглашена от имени народа) путем всенародного голосования (референдума), что зафиксировано в преамбуле новой Конституции.
Учредительный характер природы Конституции проявляется в признании учредительной власти народа: только народ вправе принимать Конституцию и посредством её устанавливать такие основы общественного и государственного устройства, какие он самостоятельно выбрал для себя.
Кроме того, учредительный характер норм Конституции выражается в особом порядке её принятия, месте и роли её в правовой системе государства, непререкаемости её положений для всех государственных органов.
Объектом конституционного регулирования выступают фундаментальные основы общественных отношений жизни государства и общества - экономика, социальная и духовная сфера, политика. К совокупности особых юридических свойств Конституции РФ относятся: верховенство; высшая юридическая сила; особая роль в качестве ядра национальной правовой системы; особый порядок принятия и пересмотра, внесения в неё поправок; особый механизм правовой охраны.
Верховенство Конституции означает, что содержащимся в ней принципам, отдельным нормам должны соответствовать действия и акты всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах жизни. Свойство верховенства Конституции РФ, учитывая федеральный характер государственного устройства России, выражается также в обеспечении соответствия Конституций республик в составе РФ, Уставов других субъектов РФ положениям федеральной Конституции. Эти акты не должны противоречить Конституции РФ.
Высшая юридическая сила Конституции РФ предполагает, что законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение Конституции, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
Роль Конституции РФ как ядра правовой системы государства состоит в том, её принципы и нормы определяют развитие всего процесса правотворчества, так как она устанавливает круг субъектов законодательной инициативы, порядок и процедуру принятия законов, виды законодательных актов, юридическую силу актов.
В самом тексте Конституции РФ указаны федеральные конституционные и основные федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
В круг субъектов, которые могут выступить с инициативой пересмотра Конституции РФ или внесения в неё поправок, входят Президент РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Гл.1,2,9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре статей этих глав должно быть поддержано 3/5 от общего числа в каждой из палат. Созываемое в этом случае Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом либо подтверждает незыблемость положений Конституции, либо разрабатывает новый проект Конституции, который принимается Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на референдум.
Поправки к Конституции РФ допускаются только к гл. 3-8, они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требует одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, но обязательно вступают в силу после их одобрения органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Изменения наименования субъектов РФ, определяющие субъектный состав федерации, вносятся в Конституцию РФ на основании принятия соответствующего федерального конституционного закона Федеральным Собранием.
Гарантом соблюдения Конституции РФ является Президент РФ, а также Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти РФ и её' субъектов.
Структура Конституции представляет собой порядок расположения в ней определенной системы группировок однородных конституционных норм в соответствующие разделы, главы и последовательность их изложения. В целом по своей структуре Конституция РФ 1993 г. является логически стройным, достаточно научно обоснованным политическим и юридическим документом. Первый раздел содержит собственно положения Конституции и состоит из преамбулы и 9 гл., а второй включает "Заключительные и переходные положения".
Сохраняя историческую преемственность в развитии актов конституционного законодательства советского периода 1918 г., 1925г., 1978 г., которым в значительной степени был присущ фиктивный характер, Конституция РФ 1993 г., в отличие от них, является реальной и способствует формированию и утверждению новых общепризнанных ценностей гражданского общества и правового государства.
Таким образом, сущность Конституции РФ состоит в том, что она является юридическим выражением воли всего многонационального народа России, выраженного путем референдума и направленной на учреждение коренных основ жизнедеятельности общества и государства, воплощающих общедемократические государственно-правовые принципы.