Юридические нормы

Юридические нормы являются особым видом социальных норм. Поэтому их характеристика предполагает выявление того общего, что есть во всех социальных нормах, и специфических признаков, показывающих своеобразие нормы права (в юридическом значении).

Норма определяется в словаре В.И. Даля как общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях, образец, пример. Социальная норма (в отличие от различных правил логических, грамматических, тех­нических и др.) - это правило должного поведения людей в их взаимоотно­шениях друг с другом.

Её основные признаки:

- общий характер правила (рассчитано на непрерывное действие в определенных жизненных ситуациях, на неопределенный круг лиц, попа­дающих в эту ситуацию);

- правило, регулирующее социально значимое поведение;

- правило, установленное определенной социальной общностью людей (общественным объединением, государством, обществом в целом) и выражающее потребности и интересы этой общности, либо складываю­щееся на основе повторяющихся взаимоотношений;

- правило, обеспечиваемое в своем действии соответствующими мерами социального воздействия.

Социальные нормы очень разнообразны. К основным видам, как правило, относят обычаи, традиции, нравственные нормы, религиозные нормы, нормы общественных объединений (корпоративные нормы), юри­дические нормы.

Обычаи представляют собой правила поведения, сложившиеся на основе длительно и устойчиво повторяющихся отношений, ситуаций, соблюдаемые в силу привычки и охраняемые общественным мнением от возможных нарушений. Близки к ним традиции - устойчивые нормы по­ведения людей, отражающих образ жизни, опыт, национальные особенно­сти; они передаются от поколения к поколению в силу их определенного социального значения и обеспечиваются общественным мнением. Тра­диции меньше, чем обычаи, связаны с чувствами, эмоциями; их возник­новение не обязательно требует длительного времени; они появляются в результате распространения в обществе какой-либо ситуации, примера, одобряемого в обществе.

Нравственные нормы - социальные нормы, складывающиеся в со­ответствии с принятыми в определенной социальной среде представлени­ями о справедливости, добре, долге и т.п. и обеспечиваемые в своем дей­ствии внутренним убеждением, силой общественного мнения, мерами общественного воздействия.

Корпоративные нормы - правила, вырабатываемые определенными общественными объединениями (партиями, профсоюзными, кооператив­ными организациями и т.п.) для воздействия на поведение членов этой орга­низации и поддерживаемые мерами внутриорганизационного воздействия.

Юридические нормы, обладая всеми признаками социальных норм, в то же время имеют и ряд особенностей. Эти нормы устанавливаются государством, являются общеобязательными, охраняются от нарушений государственной защитой, в том числе мерами принуждения, имеют фор­мально-определенный характер (что предполагает их четкость, точность, конкретность содержания правила, выражение в юридических источни­ках), представляют единую систему в обществе. Таким образом, юриди­ческие нормы -это общеобязательные, формально-определенные прави­ла поведения общего характера, исходящие от государства и обеспечен­ные его принудительной силой.

Многообразие юридических норм обусловлено их специализаци­ей, своеобразным разделением труда между ними. Одни нормы закрепля­ют цели, задачи правового регулирования, другие - содержат определения тех или иных явлений, третьи - устанавливают обязанности субъектов пра­ва и т.д. Отсюда и сложности с выработкой единого общего определения юридической нормы. Чаще всего в нашем правоведении она определяет­ся как общеобязательное правило поведения общего характера, выражен­ное в законе или ином, признаваемом государством, источнике права, обеспечиваемое государством (силой государственного принуждения) и являющееся регулятором соответствующих общественных отношений. В этом определении достаточно точно названы наиболее существенные признаки большинства юридических норм.

Юридическая норма должна содержать:

- условия, при наличии которых она вступает в действие;

- само правило поведения (права и обязанности) субъектов;

- негативные (отрицательные) последствия, которые наступают для нарушителя правила поведения.

Условия действия нормы называются гипотезой, правило поведе­ния - диспозицией, а негативные последствия - санкцией юридической нормы. Таким образом, любая норма может быть представлена в виде следующей логической конструкции: «если - то - иначе».

Классификация юридических норм производится по самым раз­личным основаниям.

Наиболее важные из них:

1) в зависимости от функциональной нагрузки нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные нормы определяют субъективные права и юридичес­кие обязанности участников общественных отношений, условия их воз­никновения и действия. Например, норма, содержащаяся в ч. 3 ст.43 Кон­ституции РФ устанавливает:

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном, или муниципальном образовательном учреждении. То есть, регулятивная норма рассчитана на правомерное поведение субъектов права.

Охранительная норма определяет условия применения мер госу­дарственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер; она рассчитана на противоправное поведение (нормы особенной части УК РФ).

Специализированные нормы не содержат в себе конкретных пра­вил поведения, а закрепляют принципы правового регулирования, т.е. ос­новополагающие исходные начала (декларативные нормы; нормы-прин­ципы), определения понятий (дефинитивные нормы), цели, задачи право­вого регулирования (учредительные нормы), условия действия юридичес­ких норм (оперативные нормы).

2) По способам правового регулирования выделяются нормы зап­рещающие, обязывающие, управомочивающие, стимулирующие.

3) По территории действия юридических норм выделяются общие (общегосударственные), местные (действующие на определенной терри­тории), локальные (действующие в пределах одной организации, одного учреждения).

4) По методу правового регулирования нормы бывают императив­ные (нормы, которые выражены в категорических предписаниях и дей­ствуют независимо от усмотрения субъектов права), диспозитивные (нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установи­ли сами, своим соглашением содержание прав и обязанностей, условия их осуществления). Чаще всего диспозитивные нормы встречаются в граж­данском праве, в отличие, например, от административного права, где пре­обладают императивные нормы.

5) По сфере правового регулирования нормы подразделяются на административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т.д.

Научная классификация юридических норм имеет большое значе­ние для правильного понимания и точного их осуществления.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Термин «источник права» используется в правоведении в разных смысловых значениях:

а) для обозначения тех исходных факторов, которые обусловливают появление и действие права; к ним относят социально-экономические от­ношения, потребность в регулировании которых возникаете жизни; есте­ственное право как первооснову права юридического;

6) нередко источником права называют правотворческую деятель­ность государства, результатом которой является появление юридических нормативов;

в) идеальный источник права видят в правосознании, т.е. тех идеях, представлениях, оценках, требованиях, на основе которых складываются нормы права;

г) в специально-юридическом значении термин «источник права» используется для характеристики внешних форм выражения и существования юридических норм (того, чем практика руководствуется в решении определенных юридических дел).

Именно в этом, последнем значении будет рассмотрен вопрос о видах источников (форм) права. К числу таких источников права относятся нормативно-правовые акты, обычаи, правовые прецеденты, а также нор­мативные договоры.

Важнейшими юридическими источниками права, как в прошлом, так и в современном обществе, являются нормативно-правовые акты, то есть официальные документы, исходящие от уполномоченных органов государства (и других признанных законом субъектов правотворчества) и содержащие юридические нормы. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Особое место занимают законы - нормативно-правовые акты, принятые высшими представительными органами государственной власти либо не­посредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума), об­ладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важ­ные общественные отношения.

Законы являются основой всей правовой системы, они предопре­деляют содержание всех иных нормативных актов. Ведущая, определяю­щая роль закона выражена в принципе высшей юридической силе закона, что означает: все остальные правовые акты должны издаваться на их осно­ве и им не противоречить.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. различает три вида федераль­ных законов:

- это, во-первых, сама Конституция - Основной Закон, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты (ст. 15 п. 1 Конституции);

- во-вторых, это федеральные конституционные законы, необходи­мость принятия которых прямо предусмотрена Конституцией. Например, это федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ», принятый 21 июня 1994 г. Всего Конституцией РФ предусматривается при­нятие 15 федеральных конституционных законов;

- в-третьих, это федеральные законы; в правовой теории они назы­ваются обыкновенными законами.

Конституционные законы, принимаются квалифицированным боль­шинством голосов членов парламента (не менее чем 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы - ч.2 ст. 108 Конституции РФ). Федераль­ные законы принимаются простым большинством. Примером такого вида законов является Закон «Об общественных объединениях РФ» от 19 мая 1995 года.

В систему законов в нашей стране включаются и законы, принима­емые законодательными органами субъектов федерации. Например, За­кон Томской области «О муниципальной службе в Томской области», всту­пивший в силу с 1 января 1996 г.

В системе законов различаются также кодифицированные законы и текущие. К первым из них относятся законы, обеспечивающие полное, обобщенное и системное регулирование определенных сфер обществен­ной жизни. Это Основы законодательства, Кодексы, Уставы, Положения. Текущие законы содержат нормы, регулирующие различные вопросы экономической, политической, социально-культурной жизни. Например, федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Большое значение в системе подзаконных нормативно-правовых актов РФ имеют Указы Президента страны. Согласно ст.90 Конституции, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для ис­полнения на всей территории Российской Федерации. Относительно юри­дической силы указов установлено: они не должны противоречить Кон­ституции и законам РФ (ч.З ст.90).

Содержание указов определяется конституционным статусом Пре­зидента как главы государства. Ведущее место в системе указов занимают акты последних лет в области экономики, социальной политики, борьбы с преступностью.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов, помимо Ука­зов Президента, наиболее важными являются:

- постановления Правительства РФ;

- ведомственные акты (акты центральных органов государственного управления, органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов). Они распространяются, как правило, на организации и лиц, вхо­дящих в данное ведомство - например, нормативные приказы министров;

- местные (издаются территориальными государственными орга­нами, органами местного самоуправления);

Для регулирования внутренних взаимоотношений в пределах опре­деленных предприятий, организаций и учреждений издаются внутриорганизационные (локальные) акты, например, правила внутреннего трудово­го распорядка на заводе.

Обычай, как источник права, представляет собой исторически сло­жившееся правило поведения в правовой сфере, признаваемое государ­ством в качестве способа правового регулирования. При этом государ­ство лишь ссылается на это правило поведения, не закрепляя его содержа­ния в нормативно-правовых актах (например, обычаи делового оборота в гражданском праве).

Прецедент (судебный, административный) представляет собой ре­шение по конкретному юридическому делу, которому придается затем общеобязательное значение при разрешении аналогичных дел. Наиболь­шее распространение он получил в государствах с англосаксонской пра­вовой системой: таких, как Великобритания, США, право которых в значи­тельном объеме основано на "праве судей".

Необходимо, наконец, остановиться на роли и месте в системе ис­точников права нормативных договоров между государствами, государствен­ными структурами и общественными объединениями и другими субъектами права. По своему юридическому содержанию это соглашение между двумя или более субъектами, содержащее юридические нормы. Например, в области внутрифедеральных отношений важное значение в РФ имели зак­люченные в 1992 г. Федеративные договоры, регулирующие отношения федеральных органов с разными субъектами федерации.

Общепризнанные международные договоры, согласно ст. 15 Кон­ституции РФ, являются составной частью правовой системы РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: