Юридические нормы являются особым видом социальных норм. Поэтому их характеристика предполагает выявление того общего, что есть во всех социальных нормах, и специфических признаков, показывающих своеобразие нормы права (в юридическом значении).
Норма определяется в словаре В.И. Даля как общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях, образец, пример. Социальная норма (в отличие от различных правил логических, грамматических, технических и др.) - это правило должного поведения людей в их взаимоотношениях друг с другом.
Её основные признаки:
- общий характер правила (рассчитано на непрерывное действие в определенных жизненных ситуациях, на неопределенный круг лиц, попадающих в эту ситуацию);
- правило, регулирующее социально значимое поведение;
- правило, установленное определенной социальной общностью людей (общественным объединением, государством, обществом в целом) и выражающее потребности и интересы этой общности, либо складывающееся на основе повторяющихся взаимоотношений;
- правило, обеспечиваемое в своем действии соответствующими мерами социального воздействия.
Социальные нормы очень разнообразны. К основным видам, как правило, относят обычаи, традиции, нравственные нормы, религиозные нормы, нормы общественных объединений (корпоративные нормы), юридические нормы.
Обычаи представляют собой правила поведения, сложившиеся на основе длительно и устойчиво повторяющихся отношений, ситуаций, соблюдаемые в силу привычки и охраняемые общественным мнением от возможных нарушений. Близки к ним традиции - устойчивые нормы поведения людей, отражающих образ жизни, опыт, национальные особенности; они передаются от поколения к поколению в силу их определенного социального значения и обеспечиваются общественным мнением. Традиции меньше, чем обычаи, связаны с чувствами, эмоциями; их возникновение не обязательно требует длительного времени; они появляются в результате распространения в обществе какой-либо ситуации, примера, одобряемого в обществе.
Нравственные нормы - социальные нормы, складывающиеся в соответствии с принятыми в определенной социальной среде представлениями о справедливости, добре, долге и т.п. и обеспечиваемые в своем действии внутренним убеждением, силой общественного мнения, мерами общественного воздействия.
Корпоративные нормы - правила, вырабатываемые определенными общественными объединениями (партиями, профсоюзными, кооперативными организациями и т.п.) для воздействия на поведение членов этой организации и поддерживаемые мерами внутриорганизационного воздействия.
Юридические нормы, обладая всеми признаками социальных норм, в то же время имеют и ряд особенностей. Эти нормы устанавливаются государством, являются общеобязательными, охраняются от нарушений государственной защитой, в том числе мерами принуждения, имеют формально-определенный характер (что предполагает их четкость, точность, конкретность содержания правила, выражение в юридических источниках), представляют единую систему в обществе. Таким образом, юридические нормы -это общеобязательные, формально-определенные правила поведения общего характера, исходящие от государства и обеспеченные его принудительной силой.
Многообразие юридических норм обусловлено их специализацией, своеобразным разделением труда между ними. Одни нормы закрепляют цели, задачи правового регулирования, другие - содержат определения тех или иных явлений, третьи - устанавливают обязанности субъектов права и т.д. Отсюда и сложности с выработкой единого общего определения юридической нормы. Чаще всего в нашем правоведении она определяется как общеобязательное правило поведения общего характера, выраженное в законе или ином, признаваемом государством, источнике права, обеспечиваемое государством (силой государственного принуждения) и являющееся регулятором соответствующих общественных отношений. В этом определении достаточно точно названы наиболее существенные признаки большинства юридических норм.
Юридическая норма должна содержать:
- условия, при наличии которых она вступает в действие;
- само правило поведения (права и обязанности) субъектов;
- негативные (отрицательные) последствия, которые наступают для нарушителя правила поведения.
Условия действия нормы называются гипотезой, правило поведения - диспозицией, а негативные последствия - санкцией юридической нормы. Таким образом, любая норма может быть представлена в виде следующей логической конструкции: «если - то - иначе».
Классификация юридических норм производится по самым различным основаниям.
Наиболее важные из них:
1) в зависимости от функциональной нагрузки нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные.
Регулятивные нормы определяют субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений, условия их возникновения и действия. Например, норма, содержащаяся в ч. 3 ст.43 Конституции РФ устанавливает:
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном, или муниципальном образовательном учреждении. То есть, регулятивная норма рассчитана на правомерное поведение субъектов права.
Охранительная норма определяет условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер; она рассчитана на противоправное поведение (нормы особенной части УК РФ).
Специализированные нормы не содержат в себе конкретных правил поведения, а закрепляют принципы правового регулирования, т.е. основополагающие исходные начала (декларативные нормы; нормы-принципы), определения понятий (дефинитивные нормы), цели, задачи правового регулирования (учредительные нормы), условия действия юридических норм (оперативные нормы).
2) По способам правового регулирования выделяются нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие, стимулирующие.
3) По территории действия юридических норм выделяются общие (общегосударственные), местные (действующие на определенной территории), локальные (действующие в пределах одной организации, одного учреждения).
4) По методу правового регулирования нормы бывают императивные (нормы, которые выражены в категорических предписаниях и действуют независимо от усмотрения субъектов права), диспозитивные (нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили сами, своим соглашением содержание прав и обязанностей, условия их осуществления). Чаще всего диспозитивные нормы встречаются в гражданском праве, в отличие, например, от административного права, где преобладают императивные нормы.
5) По сфере правового регулирования нормы подразделяются на административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т.д.
Научная классификация юридических норм имеет большое значение для правильного понимания и точного их осуществления.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
Термин «источник права» используется в правоведении в разных смысловых значениях:
а) для обозначения тех исходных факторов, которые обусловливают появление и действие права; к ним относят социально-экономические отношения, потребность в регулировании которых возникаете жизни; естественное право как первооснову права юридического;
6) нередко источником права называют правотворческую деятельность государства, результатом которой является появление юридических нормативов;
в) идеальный источник права видят в правосознании, т.е. тех идеях, представлениях, оценках, требованиях, на основе которых складываются нормы права;
г) в специально-юридическом значении термин «источник права» используется для характеристики внешних форм выражения и существования юридических норм (того, чем практика руководствуется в решении определенных юридических дел).
Именно в этом, последнем значении будет рассмотрен вопрос о видах источников (форм) права. К числу таких источников права относятся нормативно-правовые акты, обычаи, правовые прецеденты, а также нормативные договоры.
Важнейшими юридическими источниками права, как в прошлом, так и в современном обществе, являются нормативно-правовые акты, то есть официальные документы, исходящие от уполномоченных органов государства (и других признанных законом субъектов правотворчества) и содержащие юридические нормы. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Особое место занимают законы - нормативно-правовые акты, принятые высшими представительными органами государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума), обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.
Законы являются основой всей правовой системы, они предопределяют содержание всех иных нормативных актов. Ведущая, определяющая роль закона выражена в принципе высшей юридической силе закона, что означает: все остальные правовые акты должны издаваться на их основе и им не противоречить.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. различает три вида федеральных законов:
- это, во-первых, сама Конституция - Основной Закон, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты (ст. 15 п. 1 Конституции);
- во-вторых, это федеральные конституционные законы, необходимость принятия которых прямо предусмотрена Конституцией. Например, это федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ», принятый 21 июня 1994 г. Всего Конституцией РФ предусматривается принятие 15 федеральных конституционных законов;
- в-третьих, это федеральные законы; в правовой теории они называются обыкновенными законами.
Конституционные законы, принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента (не менее чем 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы - ч.2 ст. 108 Конституции РФ). Федеральные законы принимаются простым большинством. Примером такого вида законов является Закон «Об общественных объединениях РФ» от 19 мая 1995 года.
В систему законов в нашей стране включаются и законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации. Например, Закон Томской области «О муниципальной службе в Томской области», вступивший в силу с 1 января 1996 г.
В системе законов различаются также кодифицированные законы и текущие. К первым из них относятся законы, обеспечивающие полное, обобщенное и системное регулирование определенных сфер общественной жизни. Это Основы законодательства, Кодексы, Уставы, Положения. Текущие законы содержат нормы, регулирующие различные вопросы экономической, политической, социально-культурной жизни. Например, федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.
Большое значение в системе подзаконных нормативно-правовых актов РФ имеют Указы Президента страны. Согласно ст.90 Конституции, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Относительно юридической силы указов установлено: они не должны противоречить Конституции и законам РФ (ч.З ст.90).
Содержание указов определяется конституционным статусом Президента как главы государства. Ведущее место в системе указов занимают акты последних лет в области экономики, социальной политики, борьбы с преступностью.
В системе подзаконных нормативно-правовых актов, помимо Указов Президента, наиболее важными являются:
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные акты (акты центральных органов государственного управления, органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов). Они распространяются, как правило, на организации и лиц, входящих в данное ведомство - например, нормативные приказы министров;
- местные (издаются территориальными государственными органами, органами местного самоуправления);
Для регулирования внутренних взаимоотношений в пределах определенных предприятий, организаций и учреждений издаются внутриорганизационные (локальные) акты, например, правила внутреннего трудового распорядка на заводе.
Обычай, как источник права, представляет собой исторически сложившееся правило поведения в правовой сфере, признаваемое государством в качестве способа правового регулирования. При этом государство лишь ссылается на это правило поведения, не закрепляя его содержания в нормативно-правовых актах (например, обычаи делового оборота в гражданском праве).
Прецедент (судебный, административный) представляет собой решение по конкретному юридическому делу, которому придается затем общеобязательное значение при разрешении аналогичных дел. Наибольшее распространение он получил в государствах с англосаксонской правовой системой: таких, как Великобритания, США, право которых в значительном объеме основано на "праве судей".
Необходимо, наконец, остановиться на роли и месте в системе источников права нормативных договоров между государствами, государственными структурами и общественными объединениями и другими субъектами права. По своему юридическому содержанию это соглашение между двумя или более субъектами, содержащее юридические нормы. Например, в области внутрифедеральных отношений важное значение в РФ имели заключенные в 1992 г. Федеративные договоры, регулирующие отношения федеральных органов с разными субъектами федерации.
Общепризнанные международные договоры, согласно ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы РФ.