Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………….. 1. Наука и научные исследования ………………………………………. 1.1. Понятие науки и классификация наук …………………………... 1.2. Виды научных исследований …………………………………… 2. Методология научных исследований ………………………………... 2.1. Общенаучные методы исследований …………………………… 2.2. Теория, ее структурные элементы и методы исследований …… 2.3. Объекты научных исследований в лесном хозяйстве ………….. 2.4. Выбор темы и этапы проведения научно-исследовательской работы ……………………………………………………………… 3. Подготовительный этап научно-исследовательской работы ………. 3.1. Поиск и сбор информации по теме исследования ……………... 3.2. Подготовка к полевым работам …………………………………. 3.3. О минимальном объеме полевых исследований ………………... 3.4. Подбор объектов для исследования ……………………………... 4. Проведение исследований. Сбор и обработка материала ………….. 4.1. К технике проведения полевых работ …………………………... 4.2. Отбраковка сомнительных данных ……………………………… 4.3. К составлению вариационных рядов ……………………………. 4.4. Вычисление статистических показателей при малом числе наблюдений ……………………….………………………... 4.5. Вычисление статистических показателей большой выборки с использованием начальных моментов …………………………. 4.6. Исследование и сравнение вариационных рядов ………………. 4.7. Восстановление утраченных данных ……………………………. 4.8. Регрессионный анализ и точность уравнения …………………... 4.9. Корреляционный анализ …………………………………………. 4.10. Дисперсионный анализ …………………………………………. 4.11. К работе с цифрами и процентами ………………….………….. 5. Написание и оформление научной работы ………………………….. 5.1. Структура научной работы ………………………………………. 5.2. Оформление научной статьи …………………………………….. 5.3. Язык и стиль научной работы, сокращение слов ………………. 5.4. Доклад на научной конференции ………………………………... 5.5. Общие рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов)………….………………………… 5.6. Особенности научного мышления и научного труда ………….. Заключение ……………………………………………………………….. Библиографический список ……………………………………………... Приложение ……………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

«Основы научных исследований» в учебном плане лесохозяйственного факультета считаются общепрофессиональной дисциплиной. Необходимость ее изучения обусловлена бурным развитием научно-технического прогресса, увеличением научной информации, которая с XVII в. удваивалась примерно каждые 10-15 лет. При этом 3/4 всего объема накопленных человечеством знаний приходятся на последние четыре десятилетия. В настоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу. Внедрение научных достижений в производство позволяет повысить производительность труда, качество продукции, облегчить и улучшить условия работы людей. Современный специалист с высшим образованием должен хорошо ориентироваться в научной информации, обладать не только знаниями в области научных исследований, но и иметь навыки творческого мышления.

В связи с этим в учебные программы дисциплин с целью подготовки высококвалифицированных специалистов включаются различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка докладов, сообщений, написание рефератов, проведение небольших исследований во время учебных и производственных практик, при выполнении практических занятий). Кроме того, студенты участвуют в работе научных студенческих кружков, в выполнении госбюджетных и хоздоговорных тем.

В современных социально-экономических условиях у студентов наблюдается повышенный интерес к научно-исследовательской работе, вообще к научному труду. Их приобщение к конкретным научным исследованиям способствует:

· более глубокому изучению теоретического материала, закреплению полученных знаний на лекциях и практических занятиях;

· привитию навыков самостоятельной работы, что очень важно для становления будущего специалиста;

· усвоению новых методик, применяемых при научно-исследо-вательских работах, компьютерных программ по обработке экспериментальных материалов;

· дополнительному изучению специальной научной литературы;

· профессиональной подготовке будущего инженера, так как научная тематика тесно связана с производством;

· выявлению будущих аспирантов, своевременному «выращиванию» и «пестованию» будущих ученых.

Исследования в лесу связаны в большинстве случаев со значительным объемом полевых измерений. Аспирант, чтобы уложиться в отведенный срок обучения, стремится иметь задел полевых работ, находясь в статусе студента, что заставляет его относиться с повышенной требовательностью к своему труду, способствует формированию характера будущего ученого.

В пособии приведена некоторая общая информация о науке и научном труде. Более подробно изложены вопросы подготовки и проведения исследований в лесу, методы обработки полевых материалов, основные требования к написанию научной статьи и научного студенческого доклада.

Пособие предназначено студентам лесохозяйственного факультета. Оно также может быть полезным бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям и инженерам-производственникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: