double arrow

Образец выполнения индивидуального задания

ЗАДАНИЕ

В онкологическом центре для лечения больных используются гамма-установки тера­певтические типа «Луч» и «Рокус». Персонал во время облучения больных находится в смежном помещении и наблюдение осуществляется с помощью телеметрической уста­новки. Дозиметрический контроль показал что эквивалентный уровень облучения персонала составляет 0,25 мЗв в неделю.

1. Определите вид используемых источников. Ответ обоснуйте.

2. Охарактеризуйте данный метод применения источника ионизирующего излучения (ИИИ) в медицинской практике.

3. Назовите нормативный документ регламентирующий радиационную безопасность в данном случае.

4. Назовите потенциальную опасность для персонала при работе с данными источни­ками.

5. Оцените полученную дозу облучения медицинским персоналом, ответ обоснуйте.

6. Разработайте рекомендации (систему мер радиационной безопасности) по защите медицинского персонала от ИИИ.

Эталон решения.

1. Гамма-терапевтические установки типа «Луч» и «Рокус» являются закрытыми изо­топными источниками ионизирующих излучений высокой активности. Данные уста­новки исключают поступление радиоактивных веществ в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые они рассчитаны.

К закрытым изотопным источникам относятся радионуклидные источники. Источ­ники высокой активности (более 500 мКи) применяются в терапевтических гамма-уста­новках.

2. Источники высокой активности предполагают использование дистанционного перемещения – метод дистанционной рентгено- и гамма-терапии. Терапия с помощью из­лучений высоких энергий. В гамма-терапевтических установках источник излучения по­стоянно находится в положении хранения в защитном кожухе из тяжелого сплава толщи­ной 150 мм и только при облучении больного переводится в рабочее положение. Клино­видные фильтры установок позволяют формировать дозные поля облучения с учетом ин­дивидуальных требований лечения конкретного больного.

3. Нормативный документ, регламентирующий радиационную безопасность при использовании гамма-терапевтической установки: нормы радиационной безопасности (НРБУ-97).

4. Закрытые источники ионизирующих излучений дают только излучение и работа с ними связана с потенциальной возможностью внешнего облучения персонала. Обяза­тельным условием дистанционного облучения является наличие телеметрических устано­вок наблюдения для персонала.

5. Доза облучения персонала за год составит 0,25 х 50 недель = 7,5 мЗв в год. Допустимый уровень облечения персонала категории А составляет 20 мЗв в год, таким образом уровень облучения персонала находится в пределах допустмого.

6. Комплекс мер радиационной безопасности включает коллективные и индивиду­альные. К коллективным относятся: организационно-законодательные, технологические, инженерно-технические, планировочные, санитарно-гигиенические.

Коллективные меры радиационной безопасности:

- Организационно-законодательные – мероприятия, предусматривающие правиль­ную организацию работы с закрытыми ИИИ, соблюдение норм радиационной безопасно­сти (НРБУ-97 и ОСПУ-2001), ведомственных инструктивных и законодательных регла­ментов для учреждений здравоохранения.

- Технологические - совершенствование технологии гамма-терапевтических уста­новок.

- Инженерно-технические мероприятия предусматривают автоматизацию трудовых процессов, наличие телеметрических установок наблюдения для персонала, в качестве ма­териала для отделки помещений при работах с высокими активностями применять пла­стиковые покрытия.

- Планировочные - при планировке помещений должен соблюдаться принцип зо­нальной планировки. На радиологических объектах, использующих закрытые источники, выделяются 2 зоны: активная и неактивная.

- Санитарно-гигиенические мероприятия включают предупредительный и текущий санитарный надзор за радиологическими объектами.

Индивидуальные меры защиты:

Соблюдение правил личной безопасности, инструктаж всех работающих с ИИИ. При работах с закрытыми ИИ СИЗ должны исключать или снижать внешнее облучение. Средства повседневного ношения – халаты, костюмы. Медицинские мероприятия – пред­варительные и периодические медицинские осмотры, лечебно-профилактическое питание, оздоровление в профилакториях, общеукрепляющие мероприятия.

Тема: Гигиеническая оценка условий в лечебно профилактических учреждениях и работы в них персонала (самостоятельная работа с оформлением акта санитарного обследования стоматологической поликлиники и стационара)

Актуальность темы: Создание оптимальной среды для пребывания больных и хороших условий труда для медперсонала дает возможность обеспечить более эффективный лечебный процесс и предупредить рост неспецифической патологии у медицинских работников. Воздействие неблагоприятных производственных факторов, а также нерациональная организация трудовых процессов в стоматологических кабинетах, кабинетах протезирования может вызвать у врачей-стоматологов профессиональные заболевания. В соответствии с квалификационной характеристикой врач-стоматолог должен уметь соблюдать правила охраны труда и техники безопасности и проводить профилактику стоматологических заболеваний и их осложнений.

Данная тема завершает цикл практических занятий по гигиене лечебно-профилактических учреждений. Санитарное обследование стоматологических кабинетов, кабинетов протезирования предусматривает закрепление полученных в учебных лабораториях кафедры умений путем самостоятельного обследования. При этом оцениваются мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций, а также гигиенические аспекты труда медперсонала.

Цель (общая): Уметь оценить санитарное состояние стоматологического кабинета или кабинета протезирования, условия и характер труда медицинсокого персонала, и разработать обоснованные гигиенические рекомендации по их оптимизации.

Конкретные цели:

1) оценить размещение стоматологических кабинетов, набор помещений, их взаимное расположение;

2) оценить оборудование кабинетов и рациональность его размещения;

3) оценить противоэпидемические мероприятия в стоматологических кабинетах;

4) оценить условия труда медперсонала с учетом характера условий трудовой деятельности;

5) разработать рекомендации по оптимизации санитарного режима, условий труда медперсонала и рационализации трудовой деятельности.

Для реализации перечисленных умений необходимы исходные знания-умения, полученные студентами на предыдущих занятиях по разделу: «Гигиена лечебно-профилактических учреждений».

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

После усвоения необходимых знаний следует изучить литературу по теме:

1. Гигиена и экология /Под общей редакцией В.Г.Бардова. –Винница, Нова книга, 2008. – С.482- 490

2. Гігіена та єкологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.– С. 485-492

3. Даценко І.І., Габович Р.Д. «Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології». Навчальний посібник. – К., Здоров’я.,1999.-С.608-638.

4. Минх А.А. «Общая гигиена»: Учебник.-М.: Медицина, 1984.- С.308-324.

5. Лекции по теме.

Граф логической структуры темы (Приложение 1).

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Гигиенические требования к размещению, набору помещений и оборудованию стоматологических поликлиник, кабинетов, отделений.

2. Требования к санитарному режиму помещений стоматологических учреждений.

3. Гигиеническая оценка трудовой деятельности врача-стоматолога и зубных техников и факторов труда, определяющих условия труда.

4. Система мер профилактики внутрибольничных инфекций.

5. Производственные вредности и профессиональные заболевания медперсонала стоматологических отделений и поликлиник.

6. Профилактика профессиональной патологии врачей-стоматологов и зубных техников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: