Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь - это набор стандартных форм (бланков) для выполнения предусмотренных учебной программой заданий по конкретной дисциплине. Общеизвестными разновидностями РТ являются обыкновенные школьные прописи и контурные карты. В последние годы область применения этого вида методических материалов в довузовском образовании существенно расширилась. Для старших классов школ выпускаются и успешно применяются в учебном процессе рабочие тетради по биологии, иностранному языку и ряда других предметов. Выполнение на высоком полиграфическом уровне, они экономят время учащихся и облегчают усвоение материала. Опыт использования РТ в школьном образовании выявил ряд их принципиальных достоинств:

· высокий уровень наглядности излагаемого материала (рабочая тетрадь – это как бы одновременно и наглядное пособие, и краткий учебник по изучаемому курсу);

· конспективность, сжатость изложения;

· концентрация внимания на принципиальных моментах темы;

· интерактивный, творческий характер обучаемого (в тетради предлагаются вопросы, а также качество ответа зависит от знаний ученика, почерпнутых из лекционного конспекта или из обычного учебника).

Рабочие тетради в высшей школе составляются с целью организации самостоятельной работы студентов. Получив в начале года подобную РТ, студент будет иметь представление о том, чем он будет заниматься в течение года, изучая данную дисциплину, каковы критерии оценки. Она помогает преподавателю получать рефлексию учебного материала, а студенту – самостоятельно осваивать через выполнение специально разработанных в ней заданий. РТ дает возможность письменно фиксировать ответ, так как в ней выделяются чистые места, бланки или страницы для записи ответов на вопросы. Письменная форма ответа позволяет преподавателю, обучая всех, обучать каждого, поговорить с каждым студентом, вести диалог даже со студентом, имеющим комплекс “устного ответа”.

Описанная система хорошо известна. Однако, несмотря на очевидные достоинства, она пока не нашла широкого применения в отечественной высшей школе. Считаю, что одним из актуальных вопросов в процессе обучения магистрантов является включение в УМК курса “Традиционные дисциплины и новые технологии обучения студентов в ВУЗе” Рабочей тетради магистранта, так как он направлен на формирование практических умений применять современные технологии в процессе обучения.

Модели рабочих тетрадей в магистратуре могут строиться по различным моделям с учетом авторских позиций и авторской концепции курса. Несмотря на различие моделей можно говорить об определенном наборе универсальных элементов, присутствующих в любой РТС(рабочей тетради студента). Это:

· тематический план курса;

· вопросы дискуссионного характера для обсуждения на семинаре;

· конкретные задания для самостоятельной работы с источниками;

· формы отчетности и критерии оценки.

Вопросы побуждают студентов читать предложенную литературу и делать свои выводы, а также позволяют связать лекционный курс с занятиями в семинарском классе и представить целостную концепцию курса. Даже такого минимального набора достаточно для того, чтобы рабочая тетрадь могла выполнять управляющую функцию организации учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: