double arrow

Как учебная и научная дисциплина

ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для студентов отделения «Физическая культура»

Составитель: О.А. Цысь

Оренбург 2013

Вопросы к итоговому государственному экзамену:

1. Теория и методика физического воспитания и спорта как учебная и научная дисциплина.

2. Система физического воспитания.

3. Средства физического воспитания.

4. Методы физического воспитания.

5. Принципы физического воспитания.

6. Основы теории и методики обучения двигательным действиям.

7. Формы организации физического воспитания.

8. Современный урок физической культуры.

9. Физическая нагрузка на уроке физической культуры.

10. Плотность урока физической культуры.

11. Сила и основы методики её воспитания.

12. Быстрота и основы методики её воспитания.

13. Выносливость и основы методики её воспитания.

14. Гибкость и основы методики её воспитания.

15. Двигательно-координационные способности и основы методики их воспитания.

16. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.

17. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

18. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

19. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

20. Причины травматизма и правила безопасности на уроках физической культуры.

21. Планирование в физическом воспитании.

22. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании.

23. Основы спортивной тренировки.

24. Основы построения процесса спортивной подготовки.

25. Технология планирования в спорте.

26. Комплексный контроль и учёт в подготовке спортсмена.

27. Содержание образования по физической культуре. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

28. Реализация спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности школьников.

Теория и методика физического воспитания и спорта

как учебная и научная дисциплина

ТМФВ является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности учителя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

ТМФВ изучает процесс физического воспитания людей и его закономерности. При изучении этого предмета специалисты знакомятся с такими вопросами, как:

- организация физического воспитания в различных звеньях;

- обучение двигательным действиям;

- организация и методика проведения уроков физической культуры;

- физическая нагрузка на уроке;

- плотность урока физической культуры;

- методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы;

- планирование физического воспитания в школе.

Этот предмет состоит из 2 частей – теория и методика. Физическое воспитание относится к числу педагогических наук и изучается в специальных учебных заведениях, где готовятся физкультурные кадры.

Источниками возникновения и развития ТМФВ являются:

- практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человеком;

- практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие ТМФВ к разработке новых положений;

- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

- постановления правительства о состояние и путях совершенствования физической культуры в стране;

- результаты исследований как в области ТМФВ, так и в смежных дисциплинах.

ТМФВ тесно связана с другими учебными дисциплинами: педагогикой, психологией, гигиеной, врачебным контролем, анатомией, физиологией, с частными методиками.

В процессе физического воспитания используются достижения общей педагогики и психологии в области образования и воспитания подрастающего поколения. Знания по педагогике и психологии помогают учителю грамотно строить педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей.

Анатомия и физиология помогают специалисту изучать функциональные возможности детского организма; влияние физических упражнений на организм учеников; какие функциональные сдвиги происходят в организме под влиянием нагрузки. Зная анатомию, учитель физической культуры может планировать физические упражнения на отдельные группы мышц, может подобрать комплекс специальных упражнений при дефектах осанки. Учитель должен уметь оказать первую помощь во время травмы.

Знания по гигиене и врачебному контролю помогают учителю проводить уроки с учетом санитарно-гигиенических требований, вести контроль за состоянием здоровья занимающихся.

ТМФВ изучает средства, методы и формы физического воспитания, а, используя знания других наук можно добиться высоких результатов в учебно-воспитательной работе.

По окончании курса студент должен знать:

- социальные, эстетические и духовные функции физической культуры и спорта;

- роль физической культуры и спорта в повышении жизнедеятельности и жизнеспособности человека;

- закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

- дидактические возможности различных методов и средств физического воспитания детей и взрослых;

- влияние конкретных видов физических нагрузок на организм человека;

- содержание, организацию, структуру, методы и формы учебно-тренировочного процесса;

- содержание физического воспитания в различных типах образовательных учреждений, особенности альтернативных программ.

По окончании курса студент должен уметь:

- планировать и проводить основные формы учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы с разным контингентом обучающихся;

- осуществлять педагогический и медико-биологический контроль в процессе проведения;

- прогнозировать результаты воспитания и обучения, планировать образовательную работу;

- дозировать физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями организма;

- организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство;

- владеть технологией обучения двигательным действиям и методикой развития физических качеств.

К основным понятиям ТМФВ относят следующие: «физическое воспитание»; «физическая культура»; «физическая подготовка»; «физическое развитие»; «физическое совершенство»; «физическая подготовленность»; «спорт»; «физическая рекреация»; «физическое образование»; «физическая реабилитация».

Физическое воспитание – этовид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям (двигательным действиям), воспитание (управление развитием) физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, на укрепление физического развития, на воспитание физических и морально-волевых качеств с помощью физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов.

Физическое образование – это процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний.

Физическая подготовка – это специальный процесс физического воспитания, который направлен на решение каких-либо практических задач. Различают общую физическую подготовку и специальную. ОФП направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. СФП специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Физическая подготовленность – это состояние организма, которое достигнуто в результате физической подготовки. Уровень физической подготовленности может быть различным.

Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие – это закономерный процесс изменения форм и функций организма человека. Оно происходит само по себе, как биологически унаследованный процесс, а также под влиянием среды и воспитания. На физическое развитие можно положительно влиять с помощью специально подобранных упражнений. Таким образом, это понятие употребляется в двух значениях: как процесс, происходящий в организме и как показатель уровня развития двигательных качеств.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. показатели телосложения (длина и масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела и др.), которые характеризуют биологические формы, или морфологию, человека;

2. показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека;

3. показатели развития физических качеств.

Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Физическое совершенство - это наивысшая степень физической подготовленности человека к жизни, к труду, защите отечества.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:

1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2. высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие аномалии и диспропорции;

4. всесторонне и гармонически развитые физические качества;

5. владение рациональной техникой движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные движения;

6. физкультурная образованность, то есть владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своими телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Спорт – соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы. Спорт - это игровая соревновательная деятельность человека, которая направлена на укрепление его здоровья и достижение, высоких результатов в спорте.

Физическая культура – часть общей культурычеловека, специфическая деятельность по формированию способности в изучении, накоплении и распространению материальных и духовных ценностей физической культуры, а также способствующие удовлетворению социальных и личностных потребностей.

Физическая рекреация – это организация активного отдыха людей с помощью физических упражнений.

Физическая реабилитация – это деятельность, которая направлена на восстановление частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека с помощью таких средств, как восстановительный массаж, физические упражнения, водные процедуры, аутотренинг и другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: