Основные термины и понятия

Абсолют – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.

Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.

Агностицизм – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.

Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.

Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и практической деятельности.

Аналогия – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.

Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории Юнга архетипы – это основные элементы коллективного бессознательного, некие априорные (врожденные) формы мифологической фантазии (например, образы Героя, Спасителя, Чудовища, Колеса-Солнца и пр.).

Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.

Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство субстанции.

Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.

Безобразное – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.

Бессознательное – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.

Бытие – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).

Вера - а) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; б) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.

Верификации принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами, действительности; используется в неопозитивизме.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.

Всеединство – гармоническое сочетание различных элементов так, что соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента.

Всеобщее (общее), особенное, единичное – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.

Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).

Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.

Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.

Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.

Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место. Концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.

Даосизм – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао: извечный, всеобщий закон (путь) возникновения, развития и смерти вселенной.

Движение – изменение вообще, способ существования материи и духа.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Деизм – доктрина, признающая Бога источником движения и развития, природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.

Демократия – система политических институтов, которая в наибольшей степени отражает интересы всех социальных слоев общества.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных общественных и психических явлений.

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Диалектика – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.

Диалектический материализм – философия и методология марксизма. Д.м. исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.

Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.

Долг – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.

Дух – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Это – сфера высших ценностей, идеалов, имеющих огромную власть над человеком. Дух, в отличие от души, свободен от конкретных воплощений, вездесущ, не ограничен и придает смысл всем проявлениям бытия.

Душа – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.

Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.

Закон – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.

Закон перехода количества в качество – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.

Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.

Знание и незнание – понятия, обозначающие разные аспекты познавательного процесса. Знание – результат познания, зафиксированные в системе понятий свойства и связи объекта. Незнание – совокупность вопросов, проблем, сформулированных на основе полученного знания.

Значение – есть функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.

Идеология – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.

Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.

Индукция – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.

Интуиция – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).

Иррационализм – антитеза рационализму.

Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Исторический материализм – социально-философская теория марксизма.

Карма (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости.

Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов.

Количество – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Материализм – направление в философии, принимающее за основу мира материю.

Материя – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от человека.

Метафизика – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные основы бытия.

Методология – учение о путях и способах исследования реальности.

Механицизм – мировоззренческо-методологическая позиция, принимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем.

Монизм – понятие, характеризующее мировоззрение, признающее основой мира некое единое начало (материя – в материализме, дух – в идеализме).

Мораль – содержание сознания человека, определяемое представлениями о добре и зле.

Мышление – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Натурализм – направление в философии, отождествляющее закономерности социальных и природных процессов и распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания.

Наука – развивающаяся система истинных знаний о существенных связях действительности; специализированная общественная деятельность, направленная на получение такого рода знания.

Необходимость и случайность – категории диалектики: необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта; случайность – то, что обусловлено внешними причинами и факторами существования и развития объекта.

Номинализм – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего. Понятия – это лишь имена, которые человек дает предметам и явлениям действительности.

Ноосфера – высший этап развития биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором взаимосвязи и развития природы и общества.

Общественные отношения – устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.

Общество – система связей и отношений, возникающих из совместной жизни людей. Эти связи и отношения воспроизводятся и преобразуются их деятельностью.

Объективный мир – все, существующее независимо от сознания человека.

Онтология – учение о бытии; один из важнейших разделов философии.

Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.

Отчуждение – понятие, описывающее процессы и ситуации, в которых человек становится чужд собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе.

Пантеизм – отождествление Бога с природой.

Парадигма – модель, образец решения исследовательских задач; теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в данный исторический период.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности.

Причинность – связь двух объектов, при которой один порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.

Пространство – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и величина.

Развитие – вид движения, т.е. изменения, при котором происходят качественные преобразования.

Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм).

Редукционизм – сведение сложного к более простому.

Релятивизм – отрицание момента абсолютности в вещах, отношениях и знаниях. Этический релятивизм в своей крайней форме отрицает различие между добром и злом.

Рефлексия – обращение мышления на себя, условие самопознания.

Сакральное – священное, святое, заветное; особо ценные идеалы, которым поклоняются. Сакральное противоположно мирскому, обычному, профанному.

Свобода – способность человека создавать возможности для самоопределения на основе выбора своих действий и поступков в рамках правил «игры», заданных природными и социальными закономерностями.

Сенсуализм – философское направление, которое в качестве основы познания и критерия истины рассматривает чувства, ощущения.

Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.

Система – упорядоченное определенным образом множество элементов взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство.

Сознание – категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний.

Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Субъект и объект – Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Объект – то, на что направлена человеческая деятельность.

Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.

Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии и характеризующаяся логической стройностью, непротиворечивостью и доказательностью.

Трансцендентный – выходящий за пределы чувственного опыта.

Умозаключение – связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Универсалии – общие понятия, идеи в средневековой схоластике.

Философия – форма мировоззрения; система знаний о мире и месте в нем человека.

Футурология – совокупность представлений о будущем человечества.

Цивилизация – а) синоним культуры; б) ступень общественного развития, следующая за варварством; в) замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Включает ощущение, восприятие, представление.

Эволюция – постепенное изменение природы, общества, духа. Противопоставляется скачкообразному типу изменений.

Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.

Эстетика – философская наука о чувственно выразительных формах в явлениях природы и в жизни человека. Исходные понятия – прекрасное и безобразное.

Этика – философская наука, изучающая мораль.

Язык – система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции: информативную, коммуникативную, аккумулятивную.

Явление и сущность – внешние, непосредственно воспринимаемые и изменчивые характеристики объекта – явление; единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта – сущность. Познание движется от явления к сущности.

Научный редактор профессор ЕРЕМИН Ю.В.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: