Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принимаемые президентом и правительством РФ и входящими в нее государственными образо-ваниями, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. К ним относятся Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.
Правовая основа по охране окружающей среды и обеспечению необходимых условий жизнедеятельности в Российской Федерации заключена в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее нормативные акты по безопасности и безвредности для человека факторов окружающей среды, ликвидации загрязнения окружающей среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, надзору за проведением мероприятий по предупреждению, снижению и устранению шума, электромагнитных и ионизирующих излучений.
Важнейшим законодательным актом по обеспечению экологической безопасности является федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (2001). Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы, строительные нормы и правила, систему стандартов «Охрана природы» и др.
Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, а также предельно допустимые уровни (ПДУ) физических воздействий на окружающую среду. Строительные нормы и правила предусматривают нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Система стандартов «Охрана природы» имеет шифр 17 в Государственной системе стандартов (ГСС). Она представляет совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Система состоит из 10 комплексов стандартов. Каждый комплекс имеет свой код со следующими цифровыми значениями: 0 – организационно-методические стандарты; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера, 3 – биологические ресурсы; 4 – почвы; 5 – земли; 6 – флора; 7 – фауна; 8 – ландшафты; 9 – недра.
Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием осуществляется блоком федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющее блок Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПБ России) является федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, охраны природных ресурсов.
В рассматриваемый блок федеральных органов исполнительной власти входят Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы); Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Функции по надзору и контролю в области охраны окружающей среды осуществляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а контрольные функции – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственных условиях принят федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1993, 1999), который устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «О службе охраны труда», «О Федеральной инспекции труда» и др.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативно-техническая документация включает систему стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правила по охране труда (ПОТ), инструкции по охране труда.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) имеет шифр 12 в ГСС. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. ССБТ имеет шифры подсистемы от 0 до 5. Подсистема с шифром 0 устанавливает цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов и др. Стандарты подсистемы 1 включают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Она содержит также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности. Стандарты подсистемы 2 – требования безопасности к производственным процессам и отдельным группам технологических процессов. Стандарты подсистемы 4 – требования безопасности к сред-ствам защиты работающих. Стандарты подсистемы 5 – требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда, обучение работающих безопасности труда, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.
Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.
Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) обладает широкими полномочиями, которые касаются охраны труда, охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций.
Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории РФ.
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В федеральном законе «О пожарной безопасности» (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Федеральный закон «О гражданской обороне» (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В Москве принят закон города Москвы «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановления, среди которых важнейшими являются: «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды», «О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы», «О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга», «О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы».
Нормативно-техническая документация в области безопасности в чрезвычайных ситуациях включает систему стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и имеет шифр 22 в ГСС, которая представляет систему взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности объектов народного хозяйства, населения, продовольствия, воды, животных и растений, а также организацию мониторинга, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Система стандартов имеет номера групп от 0 до 9. Стандарты группы 0 устанавливают основные положения, термины и определения в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях; классификацию чрезвычайных ситуаций, продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности; номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций; предельно допустимые уровни поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций и др. Стандарты группы 1 устанавливают требования в области мониторинга и прогнозирования; группы 2 содержат требования в области безопасности объектов народ-ного хозяйства; группы 3 устанавливают требования в области обеспечения безопасности населения; группы 4 – требования в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья, кормов; группы 5 – требования в области обеспечения безопасности сель-скохозяйственных животных и растений; группы 6 – требования в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водо-снабжения; группы 7 – требования на средства и способы управления, связи и оповещения; группы 8 – требования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций; группы 9 – требования в области техни-ческого оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей.
Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
1) на городском уровне – Главное управление МЧС России по Москве;
2) на уровне административных округов города Москвы – структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
3) на уровне районов города Москвы – структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
4) на объектовом уровне – структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.
Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
– Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
– дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Вопросы для самоконтроля
В каком федеральном законе заключена правовая основа по охране окружающей среды и обеспечению необходимых условий жизнедеятельности в российской федерации?
Какие законодательные акты обеспечивают безопасность жизнедеятельности человека в производственных условиях?
Что включает нормативно-техническая документация в области охраны труда?
В каком законе РФ закреплена правовая основа организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий?
Какой закон РФ определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления?
Что включает нормативно-техническая документация в области безопасности в чрезвычайных ситуациях?
В каком постановлении правительства определены принципы построения, состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?