Простейшей одноканальной моделью с вероятностными входным потоком и процедурой обслуживания является модель, характеризуемая показательным распределением как длительностей интервалов между поступлениями требований, так и длительности обслуживания. При этом плотность распределения длительностей интервалов между поступлениями требований имеет вид
f1(t) = le-lt, (5.1)
где l – интенсивность поступления заявок в систему.
Плотность распределения длительностей обслуживания:
f2(t) = me-mt, (5.2)
где m – интенсивность обслуживания.
Потоки заявок и обслуживаний простейшие.
Пусть система работает с отказами. Необходимо определить, абсолютную и относительную пропускную способность системы.
Представим данную систему массового обслуживания в видеграфа (рис. 2.1), у которого имеются два состояния: S0 – канал свободен (ожидание); S1 – канал занят (идет обслуживание заявки).
Рис. 5.1. Граф состояний одноканальной СМО с отказами
Обозначим вероятности состояний:
P0(t) – вероятность состояния «канал свободен»;
P1(t) – вероятность состояния «канал занят».
По размеченному графу состояний (рис. 5.1) составим систему дифференциальных уравнений Колмогорова для вероятностей состояний:
. (5.3)
Система линейных дифференциальных уравнений (3) имеет решение с учетом нормировочного условия P0(t) + P1(t) = 1. Решение данной системы называется неустановившимся, поскольку оно непосредственно зависит от t и выглядит следующим образом:
(5.4)
P1(t) = 1 – P0(t). (5.5)
Нетрудно убедиться, что для одноканальной СМО с отказами вероятность P0(t) есть не что иное, как относительная пропускная способность системы q.
Действительно, P0 – вероятность того, что в момент t канал свободен и заявка, пришедшая к моменту t, будет обслужена, а следовательно, для данного момента времени t среднее отношение числа обслуженных заявок к числу поступивших также равно P0(t),т.е.
q = P0(t). (5.6)
По истечении большого интервала времени (при ) достигается стационарный (установившийся) режим:
, (5.7)
где q – относительная пропускная способность(доля обслуженных заявок от общего их количества, поступающего в систему).
Зная относительную пропускную способность, легко найти абсолютную. Абсолютная пропускная способность А – среднее число заявок, которое может обслужить система массового обслуживания в единицу времени:
(5.8)
Вероятность отказа в обслуживании заявки будет равна вероятности состояния «канал занят»:
(5.9)
Данная величина Pотк может быть интерпретирована как средняя доля не обслуженных заявок среди поданных.
Пример 1. Пусть одноканальная СМО с отказами представляет собой один пост ежедневного обслуживания (ЕО) для мойки автомобилей. Заявка - автомобиль, прибывший в момент, когда пост занят, - получает отказ в обслуживании. Интенсивность потока автомобилей l = 1,0 (автомобиль в час). Средняя продолжительность обслуживания tоб =1,8 часа. Поток автомобилей и поток обслуживаний являются простейшими. Требуется определить в установившемся режиме предельные значения: относительной пропускной способности q; абсолютной пропускной способности А; вероятности отказа Ротк. Сравните фактическую пропускную способность СМО с номинальной, которая была бы, если бы каждый автомобиль обслуживался точно 1,8 часа и автомобили следовали один за другим без перерыва.
Решение
1. Определим интенсивность потока обслуживания:
авто/час.
2. Вычислим относительную пропускную способность:
Величина q означает, что в установившемся режиме система будет обслуживать примерно 35% прибывающих на пост ЕО автомобилей.
3. Абсолютную пропускную способность определим по формуле:
А = lq = 1×0,356 = 0,356 авто.
Это означает, что система (пост ЕО) способна осуществить в среднем 0,356 обслуживания автомобилей в час.
4. Вероятность отказа:
Pотк = 1 - q = 1 - 0,356 = 0,644.
Это означает, что около 65% прибывших автомобилей на пост ЕО получат отказ в обслуживании.
5. Определим номинальную пропускную способность системы:
(автомобилей в час).
Оказывается, что Аном в 1,5 раза (0,555/0,356» 1,5) больше, чем фактическая пропускная способность, вычисленная с учетом случайного характера потока заявок и времени обслуживания.
Задача 1. Известно, что заявки на телефонные переговоры в телефонном ателье поступают с интенсивностью, равной 90 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону to6=2 мин.
Определить показатели эффективности работы СМО (телефонной связи) при наличии одного телефонного номера.