Введение. Целью учебно-методического пособия является обзор понятийного аппарата социологической науки, рассмотрение основных проблем в рамках отраслевых

Целью учебно-методического пособия является обзор понятийного аппарата социологической науки, рассмотрение основных проблем в рамках отраслевых социологических теорий, ознакомление студентов с научной и учебной литературой, указание ориентиров для самостоятельной работы. Учебно-методические материалы окажут помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, а также к экзамену.

При составлении комплекса учтены требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки специалистов инженерно-технического профиля.

Учебно-методическое пособие содержит:

· тесты входного контроля знаний (по обществознанию);

· тексты лекций;

· планы семинарских занятий;

· тесты для проверки остаточных знаний;

· список основной учебной литературы.

Социология представляет собой фундаментальную гуманитарную дисциплину, формирующую научные представления о жизни общества, гражданскую позицию личности, ее социальные притязания и интеллектуальные потенции.

Целью изучения дисциплины «Социология»выступает формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методах познания и регулирования социальных явлений и процессов.

Основными задачами изучениядисциплины «Социология» являются:

· изучение специфики социологического знания;

· понимание студентами особенностей социологического подхода к оценке общественных явлений и процессов;

· объяснение природы возникновения и развития массовых социальных движений, социальных общностей и институтов, их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления;

· ознакомление студентов с социологическим подходом к личности, факторами ее формирования в процессе социализации, с законами и формами регуляции социального поведения;

· получение студентами знаний о проблематике и результатах исследований, ведущихся в рамках отдельных отраслей социологической науки.

Социология является базой для изучения ряда дисциплин:

· «Социология управления»,

· «Социология культуры»,

· «Политическая социология»,

· «Социология семьи»,

· «Социология личности»,

· «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Дисциплина включает в себя следующие основные разделы: социология как наука; теория и методика прикладного социологического исследования; общество как система; социальная структура и стратификация; социальные институты и организации; культура как социальное явление; личность как социальная система.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· знать и понимать сущность социологического подхода к личности, факторам ее формирования в процессе социализации,

· знать об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

· владеть основами социологического анализа.

Особое место отводится в курсе рассмотрению процедур, методов и техники прикладных социологических исследований в разных сферах жизнедеятельности, что, в свою очередь, будет способствовать формированию у будущих инженеров, менеджеров, экономистов следующих умений и навыков:

· целенаправленно использовать результаты прикладных исследований в процессе принятия и реализации управленческих решений;

· профессионального общения в данной области, подразумевающие способность донести свою идею в письменном виде или устном во время обсуждений и умение аргументировать свою позицию, грамотно формулировать цели и задачи исследования перед профессиональными социологами;

· квалифицированно оценивать качество представленных результатов исследования;

· понимание необходимости и умение учиться постоянно.

Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов по изучению первоисточников, научной и учебной литературы.

При подготовке к семинарским занятиям советуем студентам обратить внимание на публикации в таких журналах, как «Социологические исследования», «Социально-гуманитарные знания», «Социологический журнал» и др., использование которых сделает сообщение, доклад, реферат более содержательным и интересным, покажет способность обучающегося ориентироваться в проблеме, не ограничиваясь рамками учебника.

Большое внимание в ходе изучения учебного курса «Социология» уделяется первоисточникам. Самостоятельная работа с первоисточниками ориентирует студентов на социологический анализ содержания, побуждает их разобраться в сути идей фактов, событий и явлений. За последние годы осуществлены переводы ряда работ зарубежных авторов, в том числе классических, которые могут дать широкое представление обучающимся о состоянии и достижениях западной социологической мысли. На основе изучения монографических исследований, статей, отрывков из работ, помещенных в хрестоматии, принадлежащих известным социологам различных школ и направлений, студент получает возможность выработать свой подход при оценке социальных явлений и процессов. Работа с первоисточниками направлена на лучшее усвоение всего учебного материала и в конечном счете на выработку социологического мышления, формирование гуманитарной культуры будущих выпускников технического университета.

Изучая первоисточник, целесообразно определить для себя такие первостепенные задачи: время, место, конкретно-исторические условия появления источника, а также основные факты, события и явления, проанализированные в источнике; основные проблемы, ключевые идеи и положения первоисточника, логику развития и трансформацию важнейших идей в различных конкретно-исторических условиях; систематизация теоретических положений, обобщение их с учетом реальных процессов становления, функционирования и развития социальных явлений.

Для того чтобы глубже усвоить содержание первоисточника, необходимо в процессе подготовки к семинарскому занятию сначала изучить комплекс предлагаемой по теме учебной и справочной литературы, а затем приступать к внимательному чтению текста первоисточника, делая конспективное изложение основных идей. Работа с произведениями классиков социологической мысли на семинарских занятиях организуется в разных формах по усмотрению преподавателя. Она может включать чтение и интерпретацию, комментирование текстов, групповое обсуждение излагаемых в них точек зрения. Студент может использовать положения первоисточника при ответе на основные вопросы, выносимые на семинар, а также при написании рефератов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, т.е. с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями.

Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.

Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот. В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути. Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией, если студент приступает к изучению социальной проблемы впервые, необходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера. Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению проблемы.

Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведения, содержащиеся на ее титульном листе формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучите оглавление, последовательность изложения вопросов. Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При предварительном знакомстве с источником, обратите внимание на заключение работы и научный аппарат. Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации

Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изучение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.

Важнейшие требования к изучению источника – это увязать основные его положения с современными реалиями.

Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию – многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.

- Краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т. д.

- Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.

- Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т. д. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что вписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т. п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источников.

- Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т. п.

- Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования – сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах» и т. п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, примеры – от доказательств и т. д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное.

Объем конспекта – далеко не решающий фактор. Главное – краткость. Конспектировать целесообразно прежде всего определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.

Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т. д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование – это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.

При подготовке к семинарским занятиям и экзаменам советуем студентам обратить внимание на перечень основных социологических категорий, помещенный в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы.


ТЕСТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

по курсу обществознания

(по материалам учебников А.И.Кравченко «Обществознание»
для 8 -11 классов средней общеобразовательной школы)

1. Какого типа общества не существует?

а) индустриального

б) супериндустриального

в) доиндустриального

г) постиндустриального

2. Что является объектом изучения социологии?

а) общество

б) государство

в) страна

г) планета

3. Понятие личность теряет смысл:

а) вне семьи

б) вне государства

в) вне общества

г) вне города

4. Социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре, - это:

а) общество

б) государство

в) республика

г) регион

5. Принято условное разделение общества на сферы:

а) экономическую, политическую, социальную и духовную

б) экономическую, политическую, физическую и духовную

в) экономическую, политическую, физическую и химическую

г) экономическую, политическую, социальную и биологическую

6. Какого типа общества нет в типологии К.Маркса:

а) первобытнообщинного

б) рабовладельческого

в) капиталистического

г) информационного

7. Какие критерии служат основанием для типологии обществ К.Маркса?

а) способ производства и форма собственности

б) способ производства и форма государственной власти

в) способ производства и уровень развития культуры

г) способ производства и уровень доходов

8. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному:

а) падает уровень жизни

б) собственность как критерий социального неравенства теряет свою значимость

в) увеличивается число детей в семье

г) экологические проблемы теряют свою значимость

9. Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, появилась:

а) при рабовладении

б) при феодализме

в) при капитализме

г) при социализме

10. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента:

а) статусы и роли

б) символы и атрибуты

в) нормы и санкции

г) обряды и традиции

11. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:

а) религия

б) образование

в) государство

г) семья

12. Теория социальной мобильности была разработана:

а) П. Сорокиным

б) О. Контом

в) К. Марксом

г) Т. Парсонсом

13. Самое яркое проявление социального статуса, определяющее положение личности в обществе:

а) доходы

б) принадлежность к определенному классу

в) уровень образования

г) стиль поведения

14. Совокупность социальных перемещений людей в обществе – это:

а) социальная динамика

б) социальная эволюция

в) социальная мобильность

г) социальная деятельность

15. Культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки:

а) массовая

б) элитарная

в) народная

г) материальная

16. Массовая культура появилась:

а) в начале двадцатого века

б) в середине двадцатого века

в) в конце девятнадцатого века

г) в середине девятнадцатого века

17. Найдите обобщающее понятие для следующих слов: локо-мотив, библия, церковь, лопата, блузка, обручальное кольцо:

а) материальная культура

б) культурное наследие

в) народная культура

г) культурный комплекс

18. Какого научного подхода при исследовании социальной реальности не существует?

а) структурного

б) системного

в) ситуационного

г) временного

19. Какой способ социального изменения К. Маркс считал исторически неизбежным и желательным, позволяющим существенно ускорить общественный прогресс?

а) социальные инновации

б) политические реформы

в) социальный конфликт

г) культурная динамика

20. В процессе социализации индивид __________роли:

а) заучивает

б) осваивает

в) тренирует

г) выполняет

21. Каких конфликтов НЕ бывает:

а) внутриличностных

б) межличностных

в) социальных

г) внутричеловеческих

22. Участники конфликта называются:

а) субъектами конфликта

б) объектами конфликта

в) предметами конфликта

г) лидерами конфликта

23. Состояние общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать, называется:

а) анимизмом

б) аномией

в) атеизмом

г) аскетизмом

24. Отклонение в поведении человека от общепринятых норм – это:

а) девиация

б) депривация

в) деликвентность

г) депрофессионализация

25. Любая совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства доход, власть, образование и др.), – это:

а) социальная организация

б) социальная группа

в) социальный институт

г) социальная структура



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: