Аудит операций по специальным счетам

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.

Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:

- правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;

- правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;

- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были);

- полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.д.);

- предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;

- правильность составления бухгалтерских проводок;

- соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 (сверяется с главной книгой и журналом-ордером № 3).

Типичные ошибки при аудите операций по банковским счетам:

1.Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках.

2.Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.

3.На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.

4.Расходы, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов.

10. Аудит операций с финансовыми вложениями.

Объекты аудита:

- вложения в ценные бумаги;

- вложения в уставные капиталы других организаций;

- вклады в простое товарищество (совместную деятельность);

- предоставление займов.

Документы для проверки финансовых вложений.

- учредительные документы,

- учетная политика для целей бухучета и для целей налогообложения;

- договоры приобретения объектов ФВ; ценные бумаги;

- депозитные договоры; договоры займа;

- платежно-расчетная документация; первичные учетные документы, оформляемые при осуществлении банковских и кассовых операций;

- регистры бухучета по счетам 50, 51, 58, 59, 76, 90, 91, 99.

Распространенные ошибки данного раздела учета:

– отсутствие документального подтверждения ФВ;

– неправомерное отнесение движения активов к ФВ;

– неправильное определение первоначальной стоимости ценных бумаг;

– неправильное определение срока полезного использования объекта НМА;

– неправильное исчисление доходов и расходов от операций с ФВ;

– несвоевременное отражение доходов и расходов от операций с ФВ.

11. Аудит учредительных документов и учетной политики организации.

Документы для проверки учредительных документов:

1. Устав, учредительный договор, протоколы собрания учредителей.

2. Свидетельство о государственной регистрации, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

3. Свидетельства о регистрации в органах статистики, ПФР, ФСС РФ, ФОМС;

4. Лицензии на определенные виды деятельности;

5. Документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в счет вклада в уставный капитал;

6. Проспект эмиссии;

7. Реестр акционеров;

8. Протоколы годового собрания акционеров (учредителей);

9. Решения совета директоров;

10. Приказы и распоряжения исполнительной дирекции организации;

11. Независимая оценка рыночной стоимости основных средств;

12. Выписка из реестра юридических лиц;

13. Трудовой договор с генеральным директором.

14. Бухгалтерский баланс (форма N 1),

15. Отчет об изменениях капитала (форма N 3).

Основные виды нарушений:

- несоответствие данных о размере уставного капитала, указанных в учредительных документах, с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета;

- неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;

- невнесение изменений в учредительные документы или их несвоевременное внесение;

- деятельность без лицензии;

- нарушения, связанные с формированием уставного капитала общества и размещением его акций;

- нарушения, связанные с недействительностью решений органов управления общества;

- нарушения, связанные с порядком выплаты дивидендов;

- нарушения, связанные с обеспечением прав акционеров на приобретение размещаемых обществом дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

- адрес местонахождения не соответствует адресу, указанному в учредительных документах.

Документы для проверки учетной политики:

1. Приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

3. Учетная политика для целей налогообложения;

4. Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

5. Перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

6. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

7. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах.

8. Пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Основные виды нарушений:

1. Организация применяет метод списания, не установленный в учетной политике;

2. Учетная политика датирована текущим годом;

3. Приказ по учетной политике на предприятии не принят

12. Аудит расчетов по оплате труда.

Документы для проверки расчетов по оплате труда:

- штатное расписание,

- положение по предприятию,

- приказы и распоряжения,

- договоры гражданско-правового характера,

- договоры личного страхования,

- договоры на выдачу ссуд,

- табели учета рабочего времени,

- наряды,

- листки временной нетрудоспособности,

- тарифные ставки или условия контракта (при временной оплате труда),

- нормы и расценки (при сдельной оплате труда),

- начисления доплат на виды ненормируемого труда,

- суммы по депонированной ЗП,

- исполнительные листы,

- расчетно-платежные ведомости,

- лицевые счета и налоговые карточки работников,

- авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами,

- главная книга.

Типичные ошибки:

- не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда,

- не ведутся табели учета рабочего времени,

- не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков,

- неверное начисление налога на доходы физ.лиц,

- допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.)

13. Аудит расчетных операций.

Документы для проверки расчетных операций:

1.Договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг);

2.Накладные, счета-фактуры;

3.Учетная политика:

4.Акты сверок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 58,60,62,63,66,67,68,69,70,71,73,75,76,79,94, 007 "Списанная в убыток задолженность

неплатежеспособных дебиторов", главная книга, бухгалтерская отчетность.

5. Авансовый отчет;

6. Командировочное удостоверение;

7. Журнал учета работников, выбывающих в командировки;

8. Журнал учета работников, прибывающих в командировки;

9. Инвентаризационная опись по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

10. Хозяйственные расходы: товарные и кассовые чеки, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры.

11. Представительские расходы: Товарные и кассовые чеки, накладные, счета- фактуры, приказы о назначении лиц, ответственных за проведение мероприятий, программы встречи с представителями, сметы расходов, утвержденных руководителем, списки участников встречи с указанием результатов встречи.

12. Командировочные расходы: Проездные документы, счета гостиниц, документы, подтверждающие оплату постельных принадлежностей, товарные и кассовые чеки, счета-фактуры.

13. Приказы на направление работников в командировки;

14. Приказ об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать
деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы;

15. Приказ об установлении повышенных норм командировочных расходов;

16. Договоры гражданско-правового характера с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации;

17. Акты закупок материальных ценностей у физических лиц;

18. Контракты с иностранными партнерами, договоры; Письма-приглашения;

19. Учетная политика организации (в части порядка выдачи использования, сроков возврата, порядка проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами);

Основные виды нарушений:

1. Отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности.

2. Нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности.

3. Отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности.

4. Несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий по договорам.

5. Выдача денежных средств под отчет лицам, не отчитавшимся за ранее выданные суммы.

6. Отсутствие первичных документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц.

7. Неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в части расходов, понесенных подотчетными лицами.

14. Аудит формирования и использования финансовых результатов.

Документы для проверки финансовых результатов:

1. Приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;

2. Формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;

3. Главная книга;

4. ОСВ по счету 90,91,99,84.

Аудитор проверяет:

1. Как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки»,

2. Реформацию годового баланса. Для этих целей используются счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», необходимо установить, произведены ли организацией заключительные записи по итогам года:

Основной вид деятельности: Дебет 90.9 Кредит 99 – Прибыль, Дебет 99 Кредит 90.9 – Убыток

Прочие доходы и расходы: Дебет 91.9 Кредит 99 – Прибыль, Дебет 99 Кредит 91.9 – Убыток

На втором этапе реформации баланса аудитор проверяет закрытие счета 99 «Прибыли и убытки», сальдо которого, равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

3. На основном этапе аудитор, используя метод прослеживания, обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели Отчета о прибылях и убытках (форма № 2): выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж.

4. После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать показатели прочих доходов и прочих расходов.

5. Далее аудиторы определяют правильность формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых в организации. Эта проверка заключается в тщательном анализе отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.

6. Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, и учетной политике организации.

7. На основании протоколов заседаний общего собрания, учредителей, смет аудиторы проверяют обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Основные виды нарушений:

• нарушения порядка составления Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) в части занижения или завышения показателей, участвующих при формировании отчета;

• неверное отнесение доходов в состав прочих доходов;

• неверное отнесение расходов в состав прочих расходов;

• неправомерное использование прибыли отчетного года;

• неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;

• неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: