и ситуационный анализ................
Процесс планирования и принятия решений начинается с полного анализа ситуации, с которой столкнулся рекламодатель, и разработки стратегии маркетинга. Стратегия маркетинга предполагает разработку перспективных планов и целей компании, определение ее
стратегической позиции, направленной на занятие определенного места на рынке в последующие годы. Стратегическая позиция компании может быть направлена на достижение наименьшего уровня цен при росте объема продаж, путем последовательного уменьшения цены по сравнению с ценами конкурентов, или акцентирована на предложении товаров повышенного качества и надежности [1]. Таким образом, разработка стратегии маркетинга должна начинаться с ситуационного анализа, с исчерпывающей проверки и исследования всех важных внутренних и внешних факторов, задействованных в данной ситуации. Сюда входит определение сильных и слабых сторон данной компании, затруднений и возможностей — так называемый SWOT-анализ (strength, weaknesses, threats, opportunities) компании. Во многих случаях это означает, что, наряду с использованием имеющегося опыта, будут проводиться и новые исследования.
Например, компания АТ&Т развила новую, основанную на пятилетних исследованиях, стратегию обслуживания междугородних телефонных переговоров [2]. В ходе исследования было выполнено изучение сегментации рынка, тестирование концепции и проведен широкомасштабный эксперимент. Эксперимент был направлен на тестирование новой рекламной кампании "Затраты на инспектирование" (Cost of Visit). Ранее проводившаяся кампания "Охват" (Reach out) хотя и была успешной, казалось, не привлекла достаточно больших групп людей, которые мечтают о телефонном общении, но не имеют для этого средств. Исследования, основанные на годовых отчетах по звонкам с 3000 квартирных телефонов, показали, что большинство абонентов не знают расценок на междугородные переговоры, тем более расценок в периоды уменьшенной загрузки линий. Из пяти последовательно внедренных и протестированных рекламных кампаний выбор сделан в пользу кампании Cost of Visit. Эта кампания убеждала клиентов звонить во время, которое дешевле для них и выгоднее для AT&T. В общем, эта кампания оказалась эффективней, чем Reach out. Подсчитано, что при переводе отведенных на рекламу 30 млн. долл. с кампании Reach out на кампанию Cost of Visit результатом первого года будет дополнительный прирост дохода на 22 млн. долл., который в течение последующих пяти лет достигнет 100 млн. долл.
Приведенный выше пример демонстрирует "ситуацию", в которой реклама, несомненно, была главным фактором. Для изучения этой ситуации проводились широкие исследования и потрачены довольно крупные суммы денег как на сами исследования, так и на рекламу. Полный ситуационный анализ охватывает все составляющие маркетинга и включает поиск ответов на многочисленные вопросы о природе и объемах спроса, конкуренции, факторах окружающей среды, продукции, затратах, системе распределения, опыте и финансовых ресурсах фирмы и др. В табл. 2.1 представлен перечень основных тем и текущие вопросы по каждой из них.
Ситуационный анализ обязательно включает исследования нескольких типов. Так, Для планирования рекламы и принятия решений отправная точка в исследованиях — анализ рынка или, шире, анализ мотивации и поведения потребителей по отношению к рекламируемым продукции, услугам, идеям или объектам. Такие исследования важны в рекламе, и многие из представленных в этой книге исследовательских подходов, методик, моделей и результатов имеют к ним непосредственное отношение. В отдельных случаях анализ ситуации основывается на здравом смысле, управленческом опыте или на возможностях одаренной богатым воображением творческой команды. Ситуационный же анализ, например состояния рынка и условий обстановки, на данный Момент можно выполнить адекватно только с помощью целенаправленных исследований. Такие исследования проводятся самой компанией либо обслуживающими агентствами с использованием вторичных источников данных или данных, приобретаемых в исследовательских организациях. При проведении ситуационного анализа следует обратиться к руководству по планированию, например [3]. Таким образом, ситуационный анализ — это фундамент любой хорошо обоснованной маркетинговой прогаммы и краеугольный камень любого рекламного плана.
Таблица 2.1. Темы и вопросы, включенные в ситуационный анализ
А. Природа спроса
1. Как покупатели (потребители и предприятия) обычно приобретают существующие товары и услуги?
A. Количество рассматриваемых магазинов или складов промышленных предприятий
B. Степень доступности необходимой информации
C. Степень осведомленности о марке и приверженности ей
D. Где принимается решение о покупке требуемой категории продукта — дома или в пункте продажи?
E. Где принимается решение о приобретении товара конкретного производителя — дома или в пункте продажи?
F. Источники информации о товарах, текущая осведомленность и уровень знания о них
G. Кто совершает покупки — женщины, мужчины, взрослые, дети, торговые агенты, комитеты по продажам и т.д.?
Н. Кто влияет на принятие решений?
I. Какие решения — индивидуальные или групповые — принимаются при покупке того или иного вида товара (например, покупка компьютера или покупка пирожного)?
J. Какова периодичность принятия решения о покупке (повторяется, случается редко, новая покупочная ситуация)?
К. Покупательские интересы, индивидуальные затруднения или побуждения относительно той или иной покупки (например, покупка шпилек или путевки на Карибы)
L. Риск или сомнения, связанные с возможными негативными последствиями от покупки, — высокие, средние, низкие — в зависимости от вида товара (например, покупка специального машинного оборудования и лезвия для пилы, покупка карандаша и краски для волос)
М. Рассмотрение необходимости покупки с учетом функциональных и психологических аспектов (например, покупка электродрели и нового платья)
N. Длительность использования приобретаемого продукта (например, жевательной резинки по сравнению с мебелью в столовую)
2. Можно ли как-либо осмысленно сегментировать рынок или разбить его на несколько гомогенных групп, объединенных по принципам "чего хотят покупатели" и "как они покупают", используя для этого следующие критерии:
A. Возраст покупателей
B. Этап жизненного цикла их семей
C. Географическое расположение
D. Насколько "трудны" и "легки" покупатели (т.е. насколько они коммуникабельны в отношениях с торговым персоналом)
E. Характерные особенности процесса покупки разными покупателями
F. Цели использования приобретаемого товара
В. Уровень спроса
1. Какова емкость рынка (в единицах исследуемой марки (штук, тонн, погонных метров и т.п.) или в долларах) на данный момент и на будущее?
2. Каковы текущие сферы рынка и каковы тенденции избирательного спроса (в единицах марки или в долларах)?
3. Как лучше анализировать рынок — обобщенно или посегментно?