Котировка валютной пары GBP/USD 1,5332 обозначает, что один британский фунт стоит 1,5332 доллара США.
Такая крупная финансовая организация, как Банк международных расчетов (создан для способствования сотрудничеству между центральными банками разных стран и является центром экономических исследований) каждые три года (начиная с 1989) проводит детальное исследование рынка Форекс – самого крупного валютного рынка. Согласно данным, опубликованным этой организацией, ежедневный оборот в 2000 году составлял 1,5 триллиона долларов, в 2010 – 4 триллиона, а к 2020 прогнозируется его увеличение до 10 триллионов. Итак, понятно, что объем рынка Форекс как минимум «не маленький», но он кажется еще большим по сравнению с оборотом рынка ценных бумаг, который в 2010 составлял «всего» около 300 миллиардов долларов.
Валютный курс зависит от множества факторов, и в первую очередь от спроса и предложения валюты на рынке, поэтому все факторы, влияющие на спрос и предложение валюты, влияют на ее курс.
Например, когда каждый хочет купить непременно только японский автомобиль, цена иены имеет тенденцию к возрастанию. Это происходит оттого, что импортеры в Париже или Нью-Йорке вынуждены использовать запасы своих евро или долларов для покупки иен, чтобы оплатить возросший импорт японских товаров.
Точно так же, если все японцы вдруг решать поехать в отпуск во Флориду, японская иена в итоге понизится в цене, поскольку ее будут продавать в больших количествах для приобретения долларов, которые затем будут истрачены на билеты в Диснейленд или покупки сувенирных бейсболок с Микки-Маусом.
Основные факторы, определяющие курс валюты:
1) внешнеторговый баланс страны-эмитента валюты.
От того, на какую сумму компании, работающие в той или иной стране, экспортируют товаров и услуг, зависит поступление в страну иностранных валют. Так создается спрос на валюту страны на ее внутреннем рынке. Экспортеры покупают местную валюту (выменивают на иностранную), чтобы оплатить свои издержки по производству товаров или услуг, которые они поставляют на мировой рынок. Чем больше объем экспорта, тем выше спрос на внутреннюю валюту страны. А значит, тем выше и ее курс.
Импортеры, в свою очередь, должны купить иностранную валюту (выменять на национальную), чтобы совершать закупки для продажи внутри страны. Они создают предложение местной валюты и спрос на иностранные валюты. Чем больше в страну импортируется товаров и услуг, тем больше спрос на иностранные валюты и больше предложение местной валюты. И, соответственно, чем больше импорт в денежном выражении, тем ниже курс местной валюты.
Если экспорт превышает импорт в денежном выражении, то говорят о положительном сальдо внешнеторгового баланса. Когда внешнеторговое сальдо положительно, спрос на местную валюту превышает ее предложение, что способствует росту курса этой валюты.
Все сказанное выше можно распространить и на мировой валютный рынок. Спрос на валюту страны, у которой сальдо торгового баланса положительно (экспорт превышает импорт), превышает предложение этой валюты, и валюта укрепляется.
Спрос на валюту страны с отрицательным торговым балансом оказывается меньше, что способствует ослаблению этой валюты. Также и падение экспорта в денежном выражении ведет к ослаблению валюты. Существуют, однако, страны со стабильной валютой и многолетним отрицательным торговым балансом, например, США. Это не противоречит приведенным выше выкладкам, но говорит о том, что на курс валюты таких стран более сильное влияние оказывают другие факторы.
2) действия денежных властей страны-эмитента (в том числе, наращивание выпуска национальной валюты).
Объем валюты в обращении зависит от того, насколько интенсивно государство ее выпускает, то есть физически печатает бумажные деньги и наращивает количество денег в обращении безналичным способом (например, выдавая кредиты банкам). Разумеется, быстрое наращивание денежной массы способствует росту предложения национальной валюты, и когда предложение «обгоняет» спрос на эту валюту, курс ее снижается.
В качестве примера такого действия можно привести реализацию плана Полсона в США. Этот план, принятый Сенатом и Конгрессом США в октябре 2008 года, предусматривал выдачу кредитов американским банкам, выкуп ценных бумаг у финансовых компаний и т.д. Общая сумма, которую предполагалось направить на «антикризисные» меры, сначала составляла 500 млрд. долл., а потом была увеличена до 800 млрд. Снижение курса доллара к основным мировым валютам, которое наблюдалось в течение нескольких месяцев после этого, в значительной мере результат реализации плана Полсона, хотя и не только.
Государства пользуются и другими возможностями влиять на спрос и предложение национальной валюты. Самые распространенные варианты:
· - обязательная продажа части валютной выручки (в России она была отменена весной 2006 года),
· - изъятие части валютной выручки экспортеров в стабилизационные и аналогичные фонды,
· - операции на внутреннем валютном рынке (интервенции).
Проводя интервенции на валютном рынке, государство (центральный банк) может играть против рынка, искусственно поддерживая курс национальной валюты выше или ниже определенного уровня. В этом случае сила влияния на курс валюты зависит от того, на действия какого масштаба готовы пойти денежные власти.
Для укрепления национальной валюты им приходится скупать ее, продавая иностранную валюту из своих запасов. Для ослабления национальной валюты государству приходится увеличивать ее предложение, либо направляя на эти цели часть госбюджета, либо печатая «недостающие» деньги.
Так, для поддержания курса рубля Банк России только за март 2014 г. продал свыше 22 млрд. долл. США и более 2 млрд. евро.
Во время кризиса у правительств появляется больше резонов ослаблять национальную валюту своими действиями. Когда объем международной торговли падает, и экспорт многих стран-экспортеров тоже снижается, ослабление национальной валюты улучшает условия для экспортеров, так как затраты их измеряются в национальной валюте, а выручка — в иностранной. Упрочить позиции на мировых рынках «своих» экспортеров правительства могут, ослабляя национальную валюту, например, путем массированной ее эмиссии.
Из-за снижения налоговых и таможенных поступлений образуется и растет дефицит госбюджета. Для покрытия его страны, накопившие золотовалютные резервы, начинают эти резервы тратить. На практике это означает всю ту же эмиссию национальной валюты в количестве, соответствующем объему «потраченных» резервов.
3) планы на будущее (инвестиционные проекты компаний и государств, предусматривающие капитальные затраты в той или иной валюте, долгосрочные контракты и т.д.).
Намереваясь начать строительство нового завода, модернизацию производства, разведку или освоение нового месторождения и т.д., компании планируют капитальные затраты. Если планируется закупать оборудование, технологии и пр. у иностранных партнеров, эти затраты планируются в валюте. В процессе подготовки к реализации инвестпроектов, компании накапливают на своих счетах запасы соответствующей валюты. Что, в свою очередь, увеличивает спрос на нее и способствует росту ее курса.
Инвестпроекты часто финансируются за счет заемных средств. Если заем совершается у иностранного банка, компания также получает валюту, увеличивая на нее спрос. Поэтому крупные займы компаний у иностранных банков способствуют росту курса валюты займов.
Кроме капитальных затрат, компании планируют также и закупку сырья, продажи своей продукции и т.д., заключая долгосрочные контракты. Заключение долгосрочных контрактов на закупку сырья или поставку услуг из другой страны увеличивает спрос на валюту этой страны.
Займы в валюте делают не только компании, но и население, и государства. Все сказанное выше относится и к ним.
4) доверие к валюте (использование ее для хранения сбережений, долгосрочных займов и защиты от рисков, связанных с изменением курсов валют).
Намереваясь тратить валюту или получать доходы в иностранной валюте, компании стараются защититься от рисков, связанных с изменениями курсов валют. Эта операция называется хеджированием.
Например, российский металлургический комбинат заключает долгосрочный контракт на год на поставку стального листа по фиксированной цене в долларах. Если курс доллара будет падать, выручка комбината в пересчете на рубли сократится, и затраты (которые также в рублях) будут составлять большую долю от выручки, а прибыль упадет.
Компания заключает форвардный контракт на валютном рынке, «противоположный» ее основным валютным операциям. Например, если российская компания-экспортер ожидает получения выручки в долларах, для хеджирования риска падения курса доллара к рублю, она заключает форвардный контракт на продажу долларов за рубли по приемлемому для себя курсу. Если таких компаний много, растет спрос на рубли и падает на доллары. Что способствует укреплению рубля к доллару.
Выбор валюты, на которую заключаются форвардные контракты при хеджировании, определяется и доверием к этой валюте. Это субъективный показатель, который нельзя измерить. Если, по общему мнению, та или иная валюта будет оставаться достаточно стабильной в течение длительного в масштабе бизнеса периода (годы), ее будут чаще и в большем объеме использовать для хеджирования валютных рисков. Валюты, курс которых совершенно непредсказуем, использовать для таких целей неудобно. Соответственно, растет спрос на валюты, которые считаются более надежными.
Частные лица, стараясь защитить свои сбережения от риска обесценивания, предпочитают по возможности держать их в более надежной валюте. Выбор валюты здесь также, как в случае с компаниями, определяется субъективным доверием к валюте. Люди стараются избавиться от валюты, которая, с их точки зрения, будет падать или резко колебаться по отношению к другим, и купить валюту, курс которой будет стабилен. Особенно актуально это в случае долгосрочных сбережений. Чем больше людей хранит свои сбережения в той или иной валюте, тем выше спрос на нее, что способствует росту ее курса.
Высокие темпы инфляции в экономике страны обесценивают национальную валюту, и ее курс начинает снижаться по отношению к валютам стран, где темпы инфляции ниже. Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валют, или паритет покупательной способности.
Паритет покупательной способности – соотношение цен на определенный набор товаров и услуг, произведенных в сравниваемых странах.
Например, если один и тот же набор потребительских товаров, скажем, потребительская корзина, стоит 2700 российских рублей и 100 долларов США, то паритет покупательной способности составляет 27 рублей на 1 доллар.
Реальный валютный курс – это отношение стоимости некоторой эталонной корзины товаров за рубежом к стоимости такой же корзины товаров в отечественной экономике, если обе стоимости выражены в единой валюте:
- здесь в числителе стоит произведение стоимости базовой корзины за рубежом в единицах иностранной валюты (Р*) и курса иностранной валюты (S). В знаменателе стоит стоимость базовой корзины в единицах отечественной валюты (P).
В Мюнхене братвурст стоит 2 евро, а хот-дог в Нью-Йорке стоит 1,8 долл. (братвурст и хот-дог – хлеб с сосиской).
При валютном курсе 0,9 долл. за евро, цена братвурста, выраженная в хот-догах составит 1 хот-дог за 1 братвурс:
Цена братвурста = 1,8$: 2€ х 0,9 = 1,8: 1,8 = 1 хот-дог.
При прочих равных условиях, как изменится относительная цена, если доллар подорожает до 0,8 долл. за евро?
Цена братвурста = 1,8$: 2€ х 0,8 = 1,8: 1,12 = 1,12 хот-дога.
В настоящее время валютные курсы в большинстве случаев отличаются неустойчивостью, подвижностью. Это неудивительно, т.к они складываются с учетом покупательной способности валют, состояния платежного баланса, уровня инфляции, межгосударственной миграции краткосрочных кредитов, военно-политических факторов и др. В свою очередь, валютные курсы оказывают сильное влияние на экспортную конкурентоспособность товаров стран на мировых рынках. Так, если завышенный валютный курс снижает эффективность экспорта, то, напротив, его занижение позволяет получить при этом дополнительные выгоды.