ВВедение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, огромное значение имеет правильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства, которые предусматривают ответственность за совершение этих преступлений.

В течение многих столетий люди употребляют наркотики, и столько же времени пытаются избавиться от этой беды. Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации – человеческая жизнь.

Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждый день называются в средствах массовой информации. С другой стороны эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений. Общий вес наркотических средств, изъятых из незаконного оборота, составил 37,5 т (в том числе органами наркоконтроля 64 %, или 24 т). Правоохранительными органами Российской Федерации расследовано 12 771 наркопреступление, совершенное в организованных формах, 82,1 % из них на счету органов наркоконтроля (10 490). За 2013 год правоохранительными органами расследовано 898 преступлений, совершаемых преступными сообществами (организациями), что в 1,6 раза превышает показатель за 2012 год, в том числе органами наркоконтроля – 83,1 %, или 746 преступлений (рост в 1,5 раза) [30].

Объект исследования - общественные отношения, которые возникают в сфере уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Предмет исследования нормы уголовного законодательства, которые устанавливают ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Цель курсовой работы – рассмотреть вопрос об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Задачи, которые ставлю для достижения поставленной цели:

- раскрыть историю развития и становления института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Несовершенство российского законодательства, трудные процессы перехода к рыночным отношениям, существенные недостатки в работе правоохранительных органов и правоприменительной деятельности, коррупция, кризис всех уровней власти создали хорошую почву для эффективного существования организованной преступности.

Наркомания и незаконный оборот наркотиков является глобальной мировой проблемой, которая ставит под угрозу психическое и физическое здоровье человека, а также значительно влияющая на дестабилизацию экономической, политической сфер жизни общества.

Методическую и методологическую основу курсовой работы составляют частнонаучные и общенаучные методы познания, в частности: системный, исторический, метод сравнительного анализа, формально-логический, технико-юридический.

В работе содержатся руководящие разъяснения Пленумов Верховного суда Российской Федерации по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а так же материалы судебной практики Федерального суда общей юрисдикции.

Проблема незаконного оборота наркотиков является центральной темой многих исследований историков, медиков, психологов, политологов, социологов, юристов. Свои работы проблемам наркомании и наркотизма посвятили Анисимов Л.Н., Гасанов Э.Г., Калачев Б.Ф., Мирошниченко Н.А., Князев В.В., Омигов В.И. и др. При написании работы были проанализированы труды Булавина В.И., Глинкина А.Н., Жирнова О.А., Лавут А.А.,, Николайчика В.М., Репецкой А.В., Романовой Л.И. и других авторов, посвященные проблеме незаконного оборота наркотиков.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

В России употребление наркотиков до ХХ в. не представляло существенной опасности, и об этом свидетельствует текст Уголовного Уложения 1864 г., где не имеется ни одной статьи, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотиков. Традиционной бедой было пьянство, с которым государство боролось разными способами, в том числе уголовно-правовыми.

Широкое распространение наркотических средств реально стала восприниматься в первой половине ХХ в., когда отрицательные последствия этого процесса стали принимать угрожающие размеры.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором впервые были сформулированы и приведены в систему все нормы советского уголовного права, не содержал специальной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами. За такие преступные действия, как уклонение от сдачи и несдача государству в соответствии с договорными условиями опия, виновные привлекались к уголовной ответственности в соответствии со статьей 10 УК по аналогии со статьей 139 УК, которая предусматривала ответственность за «скупку и сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение» [13].

Этот пробел частично устранил Декрет ВЦИК и СНК СССР от 22 декабря 1924 г., включивший пункт «д» в ст. 140 УК, которым предусматривалась уголовная ответственность «за изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения» в виде наказания – лишение свободы на срок до трех лет с конфискацией части имущества или без таковой и с воспрещением проживания в Ленинграде, Москве, а также в пограничной полосе и портовых городах на срок не свыше трех лет. Вторая часть этой статьи предусматривала ответственность за «то же преступление, совершенное в виде промысла, а равно содержание притонов, в которых производился сбыт и потребление опия, кокаина, морфия и других одурманивающих средств». Такое преступление каралось лишением свободы на срок не менее трех лет со строгой изоляцией, конфискацией всего имущества, поражением в правах, а также воспрещение проживания по отбытии наказания в пограничной полосе на срок до трех лет.

Первая советская уголовно-правовая норма предусматривала, с одной стороны, довольно суровую ответственность за сбыт наркотиков, занятие незаконными операциями с наркотиками в виде промысла и притоносодержательство, а с другой – была социально обоснованна. Репрессии были направлены не на потребителей, а на наиболее опасных преступников – сбытчиков и притоносодержателей.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков получила свое дальнейшее развитие в уголовно-правовых нормах, включенных в УК РСФСР 1926 г., а также в ряде других документов, которые были направленны на профилактику распространения наркомании, упорядочение получения и распределения наркотических средств.

Органы внутренних дел в 20-30 годы заполучили определенный опыт в деле пресечения и предупреждения наркопреступности, чему в большой степени содействовало улаживание антинаркотического законодательства. Принятое Постановление ВЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г., в дополнении к Постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1928 г., можно было условно считать началом второго этапа законодательных мер, которые регламентировали борьбу с распространением наркомании.

Также 29 января 1936 г. СССР присоединился к Международной конвенции о наркотических средствах 1925 г., которая предопределяла основные правила вывоза, ввоза, распределения, продажи и применения наркотических средств, исходя из медицинских, научных потребностей конкретной страны. Уже тогда отечественное законодательство содержало соответственные названной Конвенции правовые нормы, поэтому его коррекции не потребовалось и в течение последующих двух десятилетий каких-либо изменений в антинаркотическом законодательстве не производилось. Впрочем, невзирая на повышенное внимание советского общества и органов власти к данной проблеме, в первые годы советской власти уменьшить потребление наркотиков не удалось, но получалось сохранять его в разумных пределах.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию торговли наркотическими веществами» от 23 мая 1928 г. было запрещено свободное обращение в пределах СССР кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей [20, С.19]. Было определено, что количество упомянутых средств, нужных для медицинских целей, должно формироваться соглашением.

Народными комиссариатами здравоохранения союзных республик приведен перечень предприятий, имеющих право производить или передавать упомянутые вещества, а также порядок торговли этими веществами на территории Союза СССР [18, С.36]. Постановлением ВЦИК СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли» от 27 октября 1934 г. на территории СССР запрещен посев опийного мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут на покрытие научных и медицинских потребностей государства [25, С.6]. После принятия данного постановления УК РСФСР был дополнен ст. 179-а, которая устанавливала уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения. Эта статья диктовала наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов.

Приведенные нормы дали возможность правоохранительным органам активизировать борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, что, по мнению ученых, привело к быстрому сокращению их незаконного предложения на «черном рынке». Поэтому наркотизм в конце 30-х годов перестал быть социальной проблемой.

В 1968 г. СССР присоединился к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и в УК РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков – ст. 224-1. 225-1, 226-1.

Современную картину борьбы уголовно-правовыми мерами с незаконным распространением наркотиков надо анализировать с учетом положений международной Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1964 г.) [1], а также Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г. [3].

Основные положения деятельности регламентированы Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8].

Данный документ состоит из семи глав, включающих в себя 61 статью. В той его части, где описываются Общие положения (ст. 1 законопроекта), определяются термины, обретающие законодательную силу [25, С.6]. К ним относятся такие понятия, как наркотические средства, психотропные вещества.

В законопроекте не имеется упоминаний о сильнодействующих или одурманивающих веществах. Этот пробел имеет возможность привести к разным коллизиям, связанным с конкуренцией борьбой между региональными и федеральной властями, в особенности в вопросах, сопряженных с созданием, лицензированием, приватизацией и регистрацией компаний, исполняющих это производство, хранением, реализацией и другими действиями с сильнодействующими веществами [20, С.22].

24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный Кодекс (далее – УК РФ), который вступил в действие с 1 января 1997 г. В кодексе уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков и другие преступления, предусмотрены в ст. 228-233 и других.

С принятием данных законов и иных наркотических актов действующее законодательство приведено в соответствие с международно-правовыми актами и играет позитивную роль в пресечении, предупреждении, расследовании, раскрытии и разрешении преступлений, предметом которых являются психотропы и наркотики.

Таким образом, любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам незаконного оборота наркотиков, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Также недостаточно разработаны правовые меры борьбы по незаконному обороту наркотиков. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

1.2 Влияние предмета и объекта на классификацию уголовно-правовых мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Как известно, преступлением может считаться только такое поведение человека, которое причиняет вред другим людям тем, что посягает на какое-либо их благо или благо общее, разрушает, повреждает, или ставит это благо в опасное положение, или же состоит в несовершении для других людей действий, совершать которые личность обязана в общих интересах [17, С.11]. Объект преступлений сложный, а правильное его установление является одним из непременных условий правильной квалификации преступного деяния. Объектами выступает здоровье населения, установленный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ, общественный порядок, общественная безопасность [26, С.12].

По мнению большинства современных правоведов, родовым объектом исследуемых преступлений являются отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности и общественного порядка, а видовым объектом выступают отношения по охране здоровья населения в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Непосредственный объект также имеет свое деление на основной (общественное отношение, которое охраняется конкретной нормой и на причинение вреда, которому направлено конкретное действие), дополнительный (конкретное общественное отношение, причинение вреда которому является обязательным условием уголовной ответственности) и факультативный (конкретное общественное отношение, которому причиняется вред в результате совершения конкретного преступления).

Факультативным непосредственным объектом исследуемых преступлений может выступать здоровье конкретной личности, употребляющей наркотические средства, отношения собственности, свобода и т.д. Под здоровьем индивида в данном случае следует понимать охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое и психическое состояние и функционирование организма отдельного индивида.

Э.Г. Гасановым предложено деление объектов преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на общий, родовой и непосредственный не в рамках общей системы преступлений, а применительно к конкретной главе УК РФ. Родовой объект преступлений, предусмотренных главой 25 Уголовного кодекса РФ, по его мнению, включает две группы разнородных отношений, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность. Из этого следует, что объект преступления в сфере незаконного оборота именно наркотических средств является здоровье населения [16, С.115-119].

Моделируя его точку зрения в плоскости незаконного оборота наркотических средств внутри указанной группы, можно определить общий объект как часть общественных отношений, обеспечивающих безопасность здоровья населения от незаконного, немедицинского негативного воздействия наркотических средств.

Все исследуемые преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств по объектам преступного посягательства можно классифицировать, разделив их на следующие группы.

Первая группа преступлений, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и 2 (при квалификации содеянного как совершенного из корыстных побуждений) ст. 228.2, ч. 1 и 2 ст. 231 УК РФ, объектом преступного посягательства которых выступает безопасность здоровья населения от негативного воздействия наркотических средств, которая, как мы отметили ранее, является общим объектом для всех рассматриваемых преступлений.

Что касается ч. 1 ст. 228.2 УК РФ, то можно согласиться с М.Л. Прохоровой, что «дополнительным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения нормального функционирования фармацевтических, лечебных, научно-исследовательских и иных государственных, муниципальных, а в отдельных, предусмотренных законом случаях, принадлежащих к иным формам собственности предприятий и учреждений, исключающие выход в нелегальный оборот наркотических средств и находящиеся под специальным контролем» [24, С.293].

Во вторую группу входят преступные деяния, которые помимо объекта посягательства, характеризующего первую группу, имеют еще и ряд дополнительных объектов. Так, совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 228.1, п. «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ, посягает в том числе на процесс нормального развития и воспитания несовершеннолетних граждан. Законодательное регламентирование повышенной общественной опасности и, соответственно, ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении несовершеннолетних является сегодня весьма актуальным, так как с каждым годом увеличивается число несовершеннолетних наркоманов.

При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием служебного положения, в том числе при незаконной выдаче рецепта на получение наркотических средств, а также лицами, в обязанности которых входит соблюдение правил оборота наркотических средств (п. «б» ч. 4 ст. 228.1, ст. 228.2, п. «б» ч. 4 ст. 228.4, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 233), дополнительным объектом посягательства выступает также нормальное функционирование органов государственной власти, организаций, учреждений, поскольку преступник подрывает их авторитет.

Под предметом преступления в теории уголовного права понимается материальная вещь объективно существующего материального мира, в связи или по поводу которой совершается преступление.

Характерной чертой преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. 228 - 233 УК РФ) является наличие специфического предмета посягательства – собственно наркотических средств, которые с точки зрения их значения для квалификации преступлений характеризуются физическими (медицинскими) и юридическими признаками. С одной стороны, это их способность оказывать влияние на состояние человека, а с другой – факт включения конкретного наркотического средства в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8] под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Идентификация конкретного наркотического средства – важный момент при квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а определение самого наркотического средства в законе является формально-юридическим. В связи с этим при расследовании и рассмотрении данной категории дел обязательным условием является наличие заключения биологической или химической судебных экспертиз.

При квалификации преступлений необходимо помнить, что заключение экспертизы нельзя заменить ничем, в том числе и показаниями обвиняемого о том, что ему известен характер соответствующего наркотического вещества.

Обратим внимание на предмет преступления, предусмотренного ст. 233 УК РФ. Речь идет о рецептах и иных документах, которые дают право на получение наркотических средств. Этот предмет преступления отличается от предусмотренного ст. 229 УК РФ, в качестве которого выступают официальные документы. Они выписываются на специальных рецептурных бланках на наркотическое средство установленного образца. Врачи получают их под отчет и ведут их регистрацию [12].

Таким образом, если отсутствует предмет – наркотическое средство, обладающее определенными характеристиками, отсутствует и состав преступления.

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

2.1 Предмет преступления. Объективные признаки преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ

Выявление предмета преступного посягательства в практической деятельности и теории уголовного права правоохранительных органов имеет большое значение. В данном случае это касается преступления, предмет которого связан с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Рассмотрение всех признаков предмета преступлений данной группы разрешает безошибочно определить объект, выявить направленность и сущность преступлений. Объективное установление социальных и медицинских аспектов, веществ и средств позволяет выявить те из них, употребление которых способно вызвать токсикоманию и наркоманию с одновременной постановкой под уголовно-правовую охрану, определить юридический признак наркотиков. Установление физических свойств наркотических средств позволяет точно определить преступное деяния исходя из установленных качественных и количественных критериев этих веществ и средств. Так как данное законодательство дифференцирует юридическую (уголовную и административную) ответственность в зависимости от объема изъятых из незаконного оборота психотропных и наркотических средств, а также это зависит от степени опасности того или иного средства или вещества в случае его употребления [20, С.33].

Индивидуальностью предмета этой группы преступлений являются такие свойства, как наличие аналогов. Здесь речь идет о возможностях создания таких средств и веществ, они формально не находятся под уголовно-правовой охраной, но их употребление влечет отрицательные последствия как для человека, так и для общества, в связи с этим ставится цель ограничить к ним доступ потенциальных потребителей.

Выявление предмета преступного посягательства, а также установление признаков, его определяющих, помогает разрешить вопрос практического характера. Изменения, которым подвергается предмет преступного посягательства, позволяют достаточно продуманно сделать вывод об отсутствии или наличии в деяниях того или иного состава преступления. Также выявленные признаки в химических растворах и веществах, позволяют уполномоченным на то государственным органам в дозволенном законом порядке применить меры государственного принуждения. От качественных свойств предмета преступления зависит возможность наступления уголовной ответственности вообще [25, С.24].

Предметом преступлений являются вещи, предметы материального мира на которых направлены действия преступника, и которые подвергаются конкретному воздействию со стороны преступника при посягательстве на опосредуемые общественные отношения.

Из этого определения выливается, что к предмету данного преступления можно отнести только определенные предметы, указанные в УК.

Хотя отдельные виды наркотических средств и психотропных веществ обладают разными механизмами, свойствами и продолжительностью воздействия, все они с точки зрения закона равнозначны. Потому требуется выделить характерные признаки, которые и послужили критериями для выделения из всей массы химических веществ и лекарственных средств, действия с которыми влекут уголовную или административную ответственность [14, С.37].

Четыре признака: медицинский; социальный; физический и юридический.

Медицинский признак. Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами – тяжелое участившееся заболевание, которое разрушает волю и деформирует чувства. Возникает «синдром зависимости». По определению, сформулированному Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения, под синдромом зависимости понимается психическое и физическое состояние, которое характеризуется определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодическом приеме определенного средства. Для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением приема этих средств [25, С.26].

Нужно распознавать физическую и психическую зависимость. Психическая зависимость – это состояние, при котором лекарственное средство вызывает чувство удовлетворения и психический подъем и которое требует периодически возобновляемого или постоянного введения средства для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта [20, С.35]. Физическая – это состояние, которое проявляется в физических расстройствах, возникающих вследствие прекращения введения соответствующего лекарственного средства. Такие расстройства имеют название синдрома абстиненции, специфичного для каждого вида наркотика.

Социальный признак заключается в том, что в результате длительного приема наркотического средства, он приобретает социальную значимость. Например, препарат эфедрон, он изготавливается специальным образом из обработанного эфедрина. Эфедрин широко применяется в медицине в качестве лекарственного средства, при крапивнице, при бронхиальной астме, сенной лихорадке и других болезнях. Сейчас эфедрон отнесен к наркотическим средствам и приняты меры по ограничению его использования в медицинских целях [20, С.36].

Также необходимо отметить и свойства личности наркомана. Ведь не все люди, испытавшие воздействие наркотиков и психотропов, становятся на путь злоупотребления им [19, С.384]. Но чаще всего все это приводит к наркомании [14, С.38].

Повторное употребление наркотических средств для достижения желаемого приятного ощущения наблюдается, как правило, у лиц, которые отличаются особыми свойствами характера и поведением.

Физический признак наркотического средства и психотропного вещества проявляется в том, что они являются предметами материального мира, имеют свою химическую формулу, агрегатное состояние и т.п. Ранее в науке уголовного права использовался термин «наркотическое вещество», что порой вызывало ошибки в практике [18, С.61].

Термин «вещество» отражает лишь биохимические механизмы действия, независящие от материального носителя. Поэтому термин «вещество» был заменен на термин – «средство», в котором нашли отражение юридический и медицинский признаки. Кроме отражения вышеназванных признаков, в понятие «наркотическое средство» входит наркотический препарат в чистом виде (морфин, кокаин), а также наркосодержащее сырье (растение мака, куст коки и т.п.). В соответствии с этим в 1995 г. были выделены в отдельный предмет преступных посягательств психотропные вещества, которые большей своею частью являются лекарственными средствами [25, С.27].

Юридический признак наркотического средства проявляется в том, что вещества, воздействующие на центральную нервную систему, могут быть признаны таковыми лишь при соответствующем юридическом закреплении. Перечень психотропных веществ и наркотических средств закрепляется в специальных нормативных актах. Юридический признак позволяет выделить из общего числа веществ, обладающих нарковоздействием, те вещества, действие с которыми не влекут ответственности.

Кроме того, юридический признак наравне с социальным позволяет проанализировать преступления, совершенные под воздействием наркотических средств, либо с целью их получения.

Так, криминологические исследования показывают, что под воздействием наркотиков и психотропов у людей возникают чрезмерная агрессивность, садизм, что является побудительным мотивом убийств, нанесением тяжких телесных повреждений и других преступных посягательств против личности [20, С.39].

Теперь можно дать определение наркотического средства. Согласно действующему законодательству наркотическим средством признаются вещество синтетического или природного происхождения, растения, препараты, которые представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ими и включенные в Постоянный Комитет по контролю наркотиков в Список психотропных и наркотических веществ.

Перечень данных средств, подлежащих контролю на территории Российской Федерации, разрабатывается Министерством здравоохранения РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ и утверждается Правительством РФ.

Таким образом, правильное определение предмета преступления, связанного с наркотическими и психотропными веществами, дает возможность при наличии иных условий довольно объективно квалифицировать преступные деяния.

Недостаток юридического закрепления в нормативно–правовых актах того или иного вещества в качестве наркотического средства означает отсутствие предмета преступления, связанного с незаконным оборотом этих веществ.

2.2 Субъективные признаки преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ

Определение «субъективная сторона» в уголовном законодательстве не употребляется. Законодатель раскрывает его путем использования таких понятий, как мотив, вина, цель. Субъективная сторона всегда являлась одной из наиболее важных правовых проблем и поэтому издавна привлекает внимание ученых-юристов.

Является внутренней сущностью преступления. Является психическим отношением лица к совершаемому им общественно опасному деянию, также характеризуется целью, виной мотивом и эмоциями. Каждое из этих понятий охарактеризовывает психическую сущность преступления с разных сторон. Вина отображает психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасного деяния (действию или бездействию) и наступившего в результате этого общественно опасных последствий. Она может быть умышленной и неосторожной.

Мотив является побуждением, вызывающим решимость совершить преступление.

Цель является представлением о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, которое совершает преступление.

Данные признаки формируют субъективное основание уголовной ответственности. Что является таким же обязательным, как и объективное основание – действие (бездействие). Пренебрежение признаками субъективной стороны может привести к привлечению к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда. Если отсутствует вина лица, причинившего этот вред, никакое причинение вреда не может быть признано преступлением.

Одним из важных принципов уголовного права (ст. 5 УК РФ) является принцип вины.

Если вина является обязательным элементом любого состава преступления, то цель и мотив относятся к факультативным элементам состава преступления, они становятся обязательными, когда законодатель включает их в число обязательных признаков конкретного состава преступления.

Субъективная сторона определяется прямым умыслом – виновный осознает общественную опасность противоправного изъятия чужого имущества, предвидит неизбежность причинения в результате этого реального материального ущерба собственнику и желает наступления этих последствий.

В число обязательных элементов состава преступления входит и субъект преступления, т.е. лицо, совершившее преступное деяние. Отсутствие в деянии признаков субъекта преступления, установленных уголовным законом, свидетельствует об отсутствии состава преступления. Новый российский УК РФ, как и прежний, не пользуется термином «субъект преступления». Для этого обозначения в статьях УК употребляются слова: «виновный», «осужденный», «лицо, совершившее преступление», «лицо, признанное виновным в совершении преступления», просто «лицо» и др.

Субъект преступления в общем смысле слова – это лицо, совершившее преступление. В более узком, специальном смысле слова субъект преступления – это лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом [15, С. 10].

Уголовное право связывает уголовную ответственность со способностью человека осознавать свои действия и руководить ими. Отсюда уголовно-правовое значение имеют, в первую очередь, такие качества личности, в которых выражается эта способность. Именно они названы в ст. 19 УК в качестве общих условий уголовной ответственности.

Таким образом, возраст и вменяемость являются общими признаками, необходимыми для признания физического лица субъектом любого преступления. Поэтому лицо, отвечающее этим требованиям, иногда называют «общий субъект», к числу которых относится субъект преступления предусмотренного ст. 158 УК РФ.

Субъектом незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является физическое лицо, вменяемое, достигшее 16 летнего возраста.

2.3 Уголовно-правовая характеристика незаконного сбыта, производства или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Законодательство Российской Федерации незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ выделяет в самостоятельный состав преступления. Объект преступления схож с объектом состава, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ. Объективная сторона характеризуется как сбыт, незаконное производство или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он совершает общественно опасные действия, которые запрещены уголовным законом.

Часть 3 ст. 228.1 предусматривает ответственность за квалифицированные виды посягательства:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в значительном размере.

Преступления, которые совершаются группой лиц по предварительному сговору, имеют существенную распространенность и представляют повышенную общественную опасность. Наличие двух или более исполнителей (соисполнителей), непосредственное участие каждого из них в выполнении хотя бы части действий, охватываемых признаками объективной стороны состава, осуществление посягательства совместными усилиями, все это является обязательными признаками группового посягательства.

Значительным размером признается количество наркотического средства, психотропного вещества, которое превышает размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз.

Часть 4 ст. 228.1 предусматривает совершение преступления при особо квалифицирующих обстоятельствах:

а) организованной группой;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;

г) в крупном размере [19, С. 399].

Выполнение преступления лицом с использованием своего служебного положения значит, что оно по характеру выполняемой работы, должностным функциям имеет доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам либо его должностные обязанности связаны с их пересылкой или сбытом. Это могут быть должностные лица фармацевтических предприятий, аптечных баз, аптек, лечебных и ветеринарных учреждений, почты и т. п. [21, С.15].

Что касается квалифицирующего признака совершения преступления в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста, то посягательство в отношении этой категории потерпевших создает особую угрозу для их здоровья, поскольку в этом возрасте подростки легче втягиваются в потребление наркотиков и пополняют ряды наркоманов.

Совершение преступления в особо крупном размере связано с превышением размера средней разовой дозы потребления наркотических средств, психотропных веществ в 60 и более раз.

Таким образом, незаконное производство заключается в любом противоправном изготовлении, выделке, выработке, психотропных веществ или их аналогов, конструировании различных видов наркотических средств. Это может быть переработка растительного сырья, соединение химических форм.

Местом изготовления может быть – квартира, общежитие, химическая лаборатория, предприятие, равно как и квалификация лица (работник фармацевтического предприятия, аптеки, частное лицо и др.) – значения не имеют. Момент окончания состава связан с фактом производства (изготовления) подобных веществ и средств. Поэтому такое преступление можно считать оконченным в любой момент технологической цепочки выработки, создания наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

Незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предполагает любые способы их распространения (дарение, продажу, уплату долга, обмен, введение инъекций другому лицу, дачу взаймы и т. п.). Об умысле на сбыт могут свидетельствовать наличие соответствующей договоренности с потребителем; приобретение их лицом, которое само их не употребляет; значительный объем препаратов.

Незаконная пересылка состоит в противоправном перемещении упомянутых средств, аналогов, веществ в багажных, почтовых отправлениях либо иным способом, когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя.

1 января 2013 года вступили в силу изменения в Уголовном кодексе РФ в части регулирования незаконного оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

УК РФ дополнен статьёй 228.3, а также статьёй 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ»

Согласно п. 2 примечания к ст. 228.3 УК РФ «крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей настоящей статьи, а также статей 228.4 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации». 08.10.2012 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психтропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [11]. Данным постановлением исходя из его наименования и п. 1 утверждены крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 УК РФ и по этим спискам видно, что показатели намного выше.

Если посмотреть, приведённые во введении, статические данные по состоянию наркопреступности за последний отчётный период, то на мой взгляд, сразу становиться очевидным, что увеличение размеров нецелесообразно. Внесёние изменений в законодательство только ухудшит наркопреступность в России.

3. Проблемы квалификации и пути совершенствования законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Необходимым и главным условием правильной квалификации преступлений можно назвать точный социально-правовой анализ признаков совершенного деяния. Проблема квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является не только одной из наиболее сложных в уголовном праве, но и достаточно значимой для практики расследования и судебного разбирательства.

В России за последние семь лет количество наркозависимых возросла примерно в 4,5 раза и, по мнению специалистов, превысило 3 млн. человек.

В УК РФ в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» содержатся основные составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. 228 – 233 УК РФ).

За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 17 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 70 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – почти в девять раз. За 2013 г. правоохранительными органами выявлено 160 096 преступлений в указанной сфере, из них 98 732 (67%) относятся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких [30].

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является одной из актуальных проблем современного общества, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства. Происходит высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в среде среди молодежи. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6,99 млн. человек, из них 2,87 млн. – это молодежь и подростки в возрасте до 25 лет.

В этих условиях требуется усилить реализацию эффективных и адекватных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Безоговорочно, от того, как будет складываться судебная практика рассмотрения дел данной категории, во многом зависит эффективность борьбы с такими преступлениями.

Принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 15 июня 2006 г. Постановления «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (далее – Постановление № 14) направлено на обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об указанной категории преступлений, в связи с чем имеет важнейшее значение для деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Кроме того, оно акцентирует внимание на имеющихся в российском законодательстве пробелах и несоответствиях требованиям международных конвенций [27].

В частности, законодателям и правоприменителям необходимо обратить внимание на следующие существенные вопросы, связанные с принятием указанного Постановления.

В абзаце 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 разъясняется, что при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III) [10].

В то же время было бы точнее указать, что в данном случае правоохранительным органам и судам следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [9]. Именно это Постановление утверждает Перечень наркотических включающий соответствующие Списки (I, II и III) таких средств и веществ, на что и указывается в абзаце 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14.

Что касается Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002, то оно не относит те или иные средства и вещества к категории наркотических либо психотропных, а лишь утверждает значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК России. То есть это Постановление определяет для целей уголовного законодательства размеры наркотических средств, которые определены как таковые Постановлением Правительства от 30 июня 1998 г. № 681.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 в абзаце 2 п. 1 указывается, что судам надлежит также учитывать решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, согласно обязательствам Российской Федерации, стороной (участницей) Конвенций которых она является (ст. 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. [1], ст. 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. [2], ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [3], (далее – антинаркотические конвенции)).

Указанное разъяснение дано в связи с тем, что целый ряд наркотических средств и психотропных веществ, находящихся под международным контролем, не включен в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсор, подлежащих контролю в Российской Федерации. В то же время, исходя из ст. 15 Конституции Российской Федерации [4], международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, ответственность должна наступать и за нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ, не включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсор, подлежащих контролю в Российской Федерации, но находящихся под международным контролем согласно антинаркотическим конвенциям, подписанным Российской Федерацией.

В связи с этим для приведения национального законодательства в соответствие с принятыми Российской Федерацией обязательствами при подписании международных антинаркотических конвенций необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, дополнив Списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсор, подлежащих контролю в Российской Федерации, новыми наркотическими и психотропными веществами, находящимися под международным контролем [9].

К сожалению, до настоящего времени еще не приняты многие нормативные правовые акты Российской Федерации, которыми должны быть установлены соответствующие правила оборота.

Например, находятся еще только в стадии разработки постановления Правительства Российской Федерации о порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ юридическими лицами; о порядке отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ юридическими лицами; о запрете культивирования конкретных сортов конопли на территории Российской Федерации и еще целый ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.

В этих условиях весьма проблематичной становится возможность квалификации деяний, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, по ст. 228.2 УК России, так как нормативными правовыми актами Российской Федерации еще не установлены многие правила оборота таких средств и веществ, а при отсутствии правил соответственно не может быть и их нарушения.

Во многом схожая ситуация сложилась и с применением ч. 4 ст. 234 УК России, устанавливающей ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда.

Проблематичным является привлечение к уголовной ответственности не только по ч. 4, но и по другим частям ст. 234 УК России (Приложение А). Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 признано утратившим силу ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

При этом в новом Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации не воспроизвел рекомендацию судам руководствоваться при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, Списками сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми независимым экспертным органом – Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Такое изменение правовой позиции является совершенно обоснованным, поскольку Постоянным комитетом по контролю наркотиков не является органом государственной власти и его решения не могут быть признаны нормативными правовыми актами [19, С.395].

Таким образом, в настоящее время продолжение сложившейся правоприменительной практики привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, весьма спорно, так как иного перечня указанных веществ в целях привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 234 УК России, кроме Списков Постоянного комитета по контролю наркотиков, не имеется.

В то же время на сегодняшний день на территории Российской Федерации зарегистрировано 4976 объектов, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом сильнодействующих веществ, в том числе более 70 предприятий, на которых они производятся. Сильнодействующие вещества распространены в незаконном обороте и являются предметом злоупотребления.

В связи с изложенным в целях обеспечения применения ст. 234 УК России необходимо внести дополнения в эту статью, а именно дополнить ее примечанием, предусматривающим отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации утверждения списков сильнодействующих и ядовитых веществ и их размеров для целей ст. 234 УК России (по аналогии с примечанием к ст. 228 УК России) и правил оборота сильнодействующих веществ.

Требует пояснения и абзац 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14, согласно которому в тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.

Действительно, само использование незаконно приобретенных наркотических средств и психотропных веществ в целях лечения животных не является противоправным деянием (не может быть соответствующего состава преступления в случае введения наркотического средства или психотропного вещества животному, так как в данном случае отсутствует объект преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК России), но незаконные приобретение и хранение указанных наркотических средств и психотропных веществ в зависимости от их размеров подлежат квалификации по соответствующей части ст. 228 УК России либо при отсутствии должного размера образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Весьма важным и своевременным является данное в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 разъяснение, согласно которому в тех случаях, когда передача наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой сотрудниками правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [7], содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 УК России, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота.

Указанное разъяснение позволит добиться единообразия в практике квалификации подобных противоправных деяний, так как ранее в различных судах указанные деяния квалифицировались по-разному, в одних – как оконченное преступление, в других – как покушение на совершение преступления; привести практику квалификации содеянного в подобных случаях в соответствие с положениями теории уголовного права.

Использование проверочной закупки оценено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации не только с позиции квалификации содеянного лицом, осуществлявшим сбыт наркотического средства или психотропного вещества, но и с позиции оценки представленных результатов оперативно-розыскной деятельности.

Так, в п. 14 Постановления указано, что в тех случаях, когда в материалах уголовного дела имеются данные об осуществлении проверочной закупки наркотических средств или психотропных веществ, судам следует иметь в виду, что необходимым условием законности ее проведения является соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и требований ч. 7 ст. 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность [7].

Положения п. 14 закрепляют уже ранее нашедшее отражение в судебных решениях требование о необходимости представления в суд вместе с итогами оперативно-розыскной деятельности постановлений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в результате проведения которых были получены указанные данные.

Так, например, Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2013 г. № 41-О13-8СП подтверждена обоснованность оставления судом без удовлетворения кассационного представления государственного обвинителя об отмене оправдательного приговора в связи с признанием недопустимыми доказательств, являющихся результатами оперативно-розыскной деятельности. В частности, основанием для признания полученных доказательств недопустимыми стало отсутствие в уголовном деле постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия, при проведении которого были получены приобщенные к делу доказательства [29].

Кроме того, в пункте 14 Постановления оговорено, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Это уточнение имеет принципиальное значение, так как позволяет отграничивать правомерные действия, осуществляемые в рамках конкретного оперативно-розыскного мероприятия – проверочной закупки, от провокации. Последняя имеет место в том случае, если умысел на совершение преступления – сбыт наркотика у конкретного лица – отсутствовал и в дальнейшем сформировался исключительно в результате действий сотрудников оперативных подразделений, то есть когда имело место склонение к совершению преступления лица, не обнаружившего преступных намерений.

Таки образом, незначительный срок применения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» еще не позволил выявить все вопросы, связанные с его применением, и принять меры к разрешению обозначенных в нем проблем, связанных с устранением пробелов в российском законодательстве и имеющихся в нем несоответствий требованиям международных антинаркотических конвенций.

Таким образом, предстоит большая работа по формированию практики использования органами предварительного расследования и судами разъяснений, содержащихся в указанном Постановлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При квалификации незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов возникает ряд трудностей, устранение или минимизация которых требует решения на теоретическом уровне. Наиболее важные вопросы: доказывание осведомленности лица, совершающего названные незаконные деяния, о том, что эти средства и вещества являются наркотическими или психотропными либо их аналогами; квалификация незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления или переработки, совершенных с целью сбыта; отграничение незаконной перевозки от незаконной пересылки указанных средств, веществ или их аналогов.

Необходимость доказывания осведомленности лица, совершающего незаконные деяния, связанные с названными средствами, веществами или их аналогами, обосновывается теоретическим положением, в соответствии с которым «психическое отношение к объективным признакам, имеющим место во время совершения деяния (действия или бездействия), должно всегда выражаться в их осознании, независимо от того, являются они признаками основного состава, обстоятельствами, квалифицирующими или отягчающими ответственность». Таким признаком, присущим основным, квалифицированным и особо квалифицированным составам указанных преступлений, является, в частности, предмет преступления – наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги. Представляется необходимым и достаточным осознание виновным именно общественной опасности негативного психоактивного воздействия на организм человека указанных предметов и не обязательно знание их наименований и осведомленности о включении их соответственно в Списки I, II или III Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (в редакции от 22.03.2014), либо отнесении их к аналогам наркотических средств или психотропных веществ.

Установление и доказывание осведомленности лица, совершившего указанные деяния, о том, что их предметом являются наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, в следственной и судебной практике связано с решением двух проблем.

Первая заключается в установлении и доказывании осведомленности лица, что средства или вещества являются соответственно наркотическими или психотропными; вторая – что средства и вещества представляют собой аналоги наркотических средств или психотропных веществ.

Относительно первой, как было сказано, необходимо и достаточно осознание виновным общественной опасности негативного психоактивного воздействия на организм человека наркотических средств и психотропных веществ и не требуется знание им их наименований и информированности о включении их в Списки I, II или III названного Перечня. Поэтому для вменения статьи УК РФ, предусматривающей ответственность за какое-либо из анализируемых преступлений, достаточно установить и доказать это обстоятельство.

Вторая проблема сложнее, поскольку связана с установлением и доказыванием осведомленности лица не только о негативном психоактивном воздействии средств и (или) веществ на организм человека, но еще и о сходстве их по химической структуре и свойствам с наркотическими средствами и (или) психотропными веществами.

Согласно абзацу 5 ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «аналоги наркотических средств или психотропных веществ – запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят».

Установление сходства химической структуры требует специальных знаний, доступно эксперту или специалисту, в связи с чем осведомленность о нем иного лица практически не поддается установлению и доказыванию. В этой связи следует установить и доказать осведомленность лица о сходстве иных, помимо химических, свойств аналога со свойствами наркотических средств и психотропных веществ. К таким, в первую очередь, должны относиться психоактивные свойства аналога, которые по своему воздействию на организм и психосоматическое состояние человека должны быть сходны с определенным наркотическим средством или психотропным веществом, включенным в Списки I, II или III.

Таким образом, сделаем вывод, что необходимым и главным условием правильной квалификации преступлений можно назвать точный социально-правовой анализ признаков совершенного деяния. Проблема квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является не только одной из наиболее сложных в уголовном праве, но и достаточно значимой для практики расследования и судебного разбирательства.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является одной из актуальных проблем современного общества, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства. Происходит высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в среде среди молодежи. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6,99 млн. человек, из них 2,87 млн. – это молодежь и подростки в возрасте до 25 лет.

В этих условиях требуется усилить реализацию эффективных и адекватных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Безоговорочно, от того, как будет складываться судебная практика рассмотрения дел данной категории, во многом зависит эффективность борьбы с такими преступлениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года [Текст]: заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961 // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 8. – С. 15-50. – Режим доступа: [КонсультантПлюс].

2. Конвенция о психотропных веществах вместе с «Перечнями веществ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: