Маркетинговая информация — это сведения, которые необходимы для принятия маркетинговых решений и выполнения маркетинговых операций. Цель получения информации в уменьшении неопределенности и риска принятия маркетинговых решений.
Особенностью маркетинговой информации, ее предметом является:
внешняя и внутренняя микросреда предприятия; макросреда; комплекс маркетинга.
Многие данные носят неопределенный характер, не поддаются точному измерению. Работа с маркетинговой информацией требует системного подхода, поэтому на предприятиях создаются МИС.
В структуре МИС выделяют 4 основные элемента:
1) Система сбора внутренней текущей информации.
2) Система сбора внешней текущей информации.
3) Система маркетинговых исследований.
4) Система анализа маркетинговой информации.
Требования к информации:
- актуальность,
- достоверность,
- релевантность – получение информации в точном соответствии с поставленными требованиями,
- полнота отображения,
- целенаправленность,
|
|
- согласованность и информационное единство. Разработка системы показателей, исключающих противоречивые выводы.
Существует 2 группы:
1- вторичная
2- первичная
Вторичные – данные, собранные для целей, не связанные на прямую с решением данной проблемы, но которые все же могут обосновать принимаемые решения косвенно.
В свою очередь они подразделяются на:
- внешние (за пределами предприятия),
- внутренние (деятельность предприятия внутри)
Основные источники получения информации:
1. интернет,
2. различные справочники
3. публикации в первой печати,
4. данные гос.статистики,
5. специализированные базы данных, формируемые консалтинговыми фирмами,
6. специализированные заказы клиентов, формируемые консалтинговыми фирмами.
Первичные – данные непосредственно для решения данной проблемы
Первичные:
- внутренние
- внешние
Источники получения первичной информации сложные и дороже.
• Качественные методы
- наблюдение
- метод фокус-гр.
- Углубл-ое интервью
• Количественные
- опрос
- эксперимент
- иммитация
Среди материалов государственных органов управления важное значение имеют указы Президента Республики Беларусь, законодательные документы, постановления Совета Министров, решения Национального банка и министерств и ведомств, призванные изменить объем и структуру производства, уровень доходов населения и цен на товары.
Особенно важное значение при создании информационной базы имеет использование данных государственной статистики.
Источниками информации в РБ являются материалы:
• государственных органов управления;
|
|
• органов государственной статистической отчетности;
• бюджетов населения, составляемых региональными органами статистики;
• министерств и ведомств;
• предприятий;
• научно-исследовательских организаций и вузов;
• бирж, аукционов, торгов;
• специальных наблюдений.
5 Маркет. исслед. (МИссл) – систематич. сбор, обработка и ан-з собранной инф с целью устранения неопределенности сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Процесс проведения МИссл:
1) постановка проблемы, определение цели и з-ч– формирование предметов и целей МИссл.
2) разработка программы исследования. выбор м-тод и инструментариев
3) проведение исслед.;
4) ан-з данных и выработка рекомендаций;
5) подготовка отчета
6) использование рез-тов исслед. предполагает контроль за внедрением рекомендаций, полученных в рез-те исслед. Контроль позволяет выявить и предупреждать различные ошибки и недостатки, находить нов.резервы и возможности д/развития предприятия.
Цели МИссл:
поисковые -предусматривают сбор и инф. д/предварительной оценки проблемы и ее структурирование, помогают выработать раб.гипотезу.
описательные - предусматривают описание выбранных явлений, объектов и факторов, оказывающих воздействие на их состояние;
каузальные предусматривают проверку гипотезы о наличии причинно-следственной связи.
З-чи МИссл:
- изучение хар-к р-ка; ан-з распределения долей р-ка между фирмами; ан-з сбыта; изучение товаров конкурентов; краткосрочное прогнозирование; изучение политики цен.
Кабинетное исслед – изучение вторичной инф, т.е. уже имеющейся (обычно опубликованной) и относящейся к определенной проблеме. + дешевая, доступная, несколько источников. – недостаточная, устаревшая, бесполезная, секретная.
Полевое исслед – сбор первичной инф, т.е. собранной непосредственно исследователем. + свежесть данных, методология сбора известна и контролируется, данные подходят для конкретных целей, высокая надежность инф. – длительность сбора, необходимость больших затрат.
Количественные – нацелены на получение количественной инф о большом числе исследователей, применяются когда необходимы точные, статистич.надежные количественные данные.
Опрос – устное или письменное обращение к потребителям с вопросами, содержание которого составляет проблему исследования (анкетирование, интервьюирование).
Наблюдение – аналитический метод получения первичной инф, в соответствии с которой исследователь или представитель фирмы ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой и анализирует полученную инф.
По хар-ру окруж.обстановки: полевые, лабораторные (с помощью технич ср-в).
По способу осущ.: открытые, скрытые.
Эксперимент - тип исслед., когда в контролируемых условиях изменяются один или несколько факторов, а все остальные неизменными.
Цель: установление причинно-следственных связей.
Имитация – метод получения первичной инф, при котором с помощью ЭВМ воссоздается действие различных рын.факторов на бумаге, а не в реальных условиях.
Качественные – явл. менее структурированными, более интенсивными (взаимодействие с респондентом становится более гибким и длит)
Полученные данные явл. более частные и глубокие по содержанию. Число респондентов невелико и их группы явл. лишь частично репрезентативной.
Глубинное интервью – м-д опроса в качественном исслед. предполагающий индивид. собеседование интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопроса. Основное назначение м-да: помочь исследователю прояснить мотивы поведения потребителей, разобраться а некот-рых аспектах их образа жизни и т.д.+ возможность свободно высказаться, контроль полноты полученной инф, получение подробной инф. о мнениях, мотивах. – трудоемкость подготовки интервьюера, высокие врем., финн. з-ты; трудоемкость сбора, обработки инфо.
|
|
Проекционный метод – м-д сбора инф, основанные на случ приемах, которые побуждают респондента опираться на собств. установки, ценности, предпочтения.
(завершения продолжения истории, рис, ролевые игры, ассоциативные м-ды)
Ан-з протокола – заключ в помещении респондента в опред ситуацию по принятию решения при этом он должен словесно описать все ф-ры и аргументы, кот-ыми он руководствовался при принятии решения. Чаще всего использ. д/изучения потребителя во время проведения кампании по стимулированию продаж.
М-д Кейсов – тщательный ан-з и описание одного случая. Данные для ан-за получают в ходе свободных интервью с лицами, имеющими отношения к ситуации.
Цель: достижения понимания, а не проверка объяснений. Этот м-д м.использовать для сравнения хар-к крайних по оценкам объекта (худшие/лучшие).
Ассоциативные м-ды – позволяют говорить опрашиваемому говорить все что ему приходит в голову.