Региональный экономический интерес и его персонификация

Поведение субъекта регионального управления можно выра­зить исходя из рассмотрения регионального экономического ин­тереса.

Региональный экономический интерес — это система эконо­мических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность.

Региональные интересы существуют столь же объективно, как и групповые интересы трудовых коллективов предприятий, отрас­лей хозяйства, представляя особые, вызванные реальной специ­фикой условия, мотивы и способы действий проживающих в дан­ном регионе людей. Эти интересы направлены на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном звене производственной и социально-экономической структуры общества и на удовлетво­рение материальных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.

Региональный интерес реализуется в эффективном использо­вании имеющихся на территории региона производственных, тру­довых и природных ресурсов, а также в присвоении определен­ной части результатов от их использования.

Экономический интерес — понятие, необходимое для опреде­ления тенденций развития экономики и политической сферы ре­гиона. Его выявление предполагает изучение действий и поступ­ков различных субъектов хозяйственной деятельности, анализ их объективного положения, а также определение перспектив формирования и направлений трансформации интересов отдель­ных групп населения.

Экономические интересы являются тем инструментом, кото­рый используется в хозяйственном механизме. Именно через них можно оказать воздействие на характер и темпы рыночных пре­образований в регионе.

В условиях рыночных отношений и в связи с предоставлением регионам (субъектам Российской Федерации) большей само­стоятельности неизбежно возрастают значимость и противоречи­вость региональных экономических интересов.

Важнейшими компонентами регионального интереса являются две составляющие: прямая и косвенная. Приоритет отдельных составляющих регионального интереса зависит от тесноты связи того или иного элемента с потребностями региона.

Прямая составляющая включает компоненты, которые от­ражают непосредственные потребности региона, — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения: удовлетво­рение потребностей в товарах народного потребления, создание благоприятной экологической обстановки, обеспеченность в ус­лугах социальной инфраструктуры, обеспечение потребностей на­селения в труде.

Косвенная составляющая включает такие компоненты, кото­рые отражают потребности системы более высокого уровня (на­родного хозяйства), в которую регион входит как подсистема. Это прежде всего производство продукции, удовлетворяющей потреб­ности федерального уровня. На это направлены действия отрас­лей специализации, и это является прямой составляющей отрас­левого интереса. Прямые составляющие являются объектом непосредственной деятельности субъектов интересов, а косвенные составляющие — областью их взаимодействия.

Экономическим интересам в регионе свойственна определен­ная противоречивость, которая вытекает, прежде всего, из объек­тивных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, ре­гиональными и групповыми. Единство всех видов региональных интересов может быть обеспечено путем проведения большой организационной работы по согласованию и сглаживанию су­ществующих противоречий. Единство интересов является не столько исходной предпосылкой, сколько конечным результатом деятельности субъектов регионального хозяйствования, который может быть получен в результате согласования противоречий в системе экономических интересов.

Проводниками экономических интересов на региональном уровне являются субъекты экономической политики. Субъектов экономической политики в регионе можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители хозяйствен­ных интересов.

Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имуще­ственному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам.

В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предпри­ниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса и т.д.

У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные со­циально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т.д., обращаются с просьбами, протестами, пожелани­ями в государственные учреждения, ответственные за экономи­ческую и социальную политику.

Реакция органов государственного регулирования экономики на инициативы носителей экономических интересов может быть различной. Письмо отдельного производителя в Министерство экономического развития и торговли с предложением ограничить импорт дешевых американских куриных окорочков может быть воспринято в лучшем случае как информация о настроениях оп­ределенных профессиональных и региональных групп. Иная си­туация возникает, если с ходатайством или требованием обраща­ется крупная фирма, занимающая господствующее положение в производстве курятины. Не реагировать на пожелания такой фир­мы государственные хозяйственные органы (тем более региональ­ного уровня) не могут, так как от нее в определенной степени за­висит состояние региональной экономики. Кроме того, крупная фирма может организовать лоббирование своих интересов в струк­турах власти.

Выразителями хозяйственных интересов являются специали­зированные организации, объединяющие носителей экономичес­ких интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких орга­низаций относятся: профессиональные союзы, союзы предприни­мателей, фермеров, маклеров и т.п.

Самые могущественные выразители хозяйственных интере­сов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут ока­зать реальное воздействие не только на региональную, но и на об­щегосударственную экономическую политику.

Политические партии являются выразителями более широко­го круга интересов населения: политических, социально-эконо­мических, религиозных, культурных, экологических. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чье­го имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов, но вместе с тем они тес­но связаны с выразителями и носителями экономических инте­ресов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей под­держивают консервативные христианско-демократические, либе­ральные партии.

Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществ­лять государственную экономическую политику региона. Испол­нителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построен­ные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).

Существуют разнообразные каналы воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную эконо­мическую политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповино­вения и т.д.

У выразителей хозяйственных интересов имеются печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному при­знакам, все местные и отраслевые союзы иерархически подчине­ны общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.

Наиболее действенным каналом воздействия является обосно­ванное обращение в суд в случае нарушения государственными органам хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

Существует несколько направлений обратной связи между го­сударственным регулированием экономики и носителями хозяй­ственных интересов. Во-первых, успех государственного регули­рования экономики проявляется в темпах роста, увеличении занятости, улучшении структуры хозяйства, положительном пла­тежном балансе региона, снижении темпов инфляции, повыше­нии жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного ре­гулирования экономики отражаются в показателях, не всегда под­дающихся точному количественному измерению: уровень социальной напряженности, оценка государственного регулиро­вания экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носи­тели хозяйственных интересов непосредственно или через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в свя­зи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами.

Система хозяйствующих субъектов региона — взаимосвязан­ный набор реально действующих институтов, оказывающих воз­действие на общественное воспроизводство в регионе.

В условиях перехода к рынку система хозяйствующих субъек­тов коренным образом меняется. Если раньше в качестве субъек­тов экономики региона выступали только государственные струк­туры, то теперь в регионах страны сформировалось многоуклад­ное хозяйство, включающее предприятия и организации различных форм собственности, в том числе иностранные. Существенно возрастает в новых условиях роль местных администра­ций не только как субъектов управления экономикой регионов, но и как субъектов хозяйствования.

Перечень важнейших хозяйствующих субъектов региона вклю­чает предпринимательский сектор, частные некорпорированные предприятия, частные корпорированные предприятия, население (домашние хозяйства), местные органы управления и органы са­моуправления.

В состав предпринимательского сектора входят наряду с госу­дарственными предприятиями акционерные общества, арендные предприятия, товарищества, частные фирмы, иностранные ком­пании, совместные предприятия и др., а также коммерческие бан­ки, биржи, финансовые группы, страховые компании, внешнетор­говые фирмы, представительства иностранных фирм и др.

Государственное предприятие, являясь субъектом региональ­ной экономики, интегрируется в систему рыночных структур ре­гиона. На основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о ценах предприятия приобретают на рынке для нужд собственного производства сред­ства производства, сырье и материалы. При этом государственные предприятия взаимодействуют с рыночными структурами различ­ных форм собственности, товарными биржами, внешнеэкономи­ческими посредническими фирмами, торговыми домами, иност­ранными и совместными фирмами и другими субъектами эконо­мики регионов.

К числу частных некорпорированных предприятий относятся индивидуальные предприятия, а также мелкие предприятия типа обществ с ограниченной ответственностью, товариществ и пр.

К числу частных корпорированных предприятий относятся корпорации различного типа, включая иностранные и совместные предприятия, коммерческие банки, другие объекты рыночной инфраструктуры.

В условиях рыночной экономики население (домашние хозяй­ства) выступает как активный субъект, участвующий в предпри­нимательской деятельности, формировании рынков потребитель­ских товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, рабочей силы. В сфе­ру деятельности населения в условиях рыночной экономики включаются потребительская деятельность, индивидуально-трудо­вая, частнопредпринимательская, финансово-экономические опе­рации между отдельными гражданами, участие в финансировании развития экономики региона. В структуре населения региона можно выделить четыре группы:

1) работающие на государственных предприятиях;

2) работающие на акционерных, частных, совместных пред­приятиях и в фирмах;

3) работающие в бюджетных организациях (просвещения, здравоохранения, науки, управления и др.);

4) неработающие (пенсионеры, студенты, учащиеся и др.). Население, работающее на государственных предприятиях,

заинтересовано прежде всего в росте заработной платы, других выплат, а также льгот, получаемых из фондов социального разви­тия (жилье, санаторно-курортное обслуживание, дошкольные уч­реждения и т.д.). Не являясь совладельцами собственности пред­приятия, представители этой группы населения мало заинтересо­ваны в его развитии, повышении производительности труда, экономии ресурсов и т.д.

В отличие от этой группы лица, работающие на акционерных, частных, совместных предприятиях, в коммерческих структурах, непосредственно заинтересованы в перспективном их развитии, в росте прибыли и дивидендов.

Работающие в бюджетных организациях и неработающие граж­дане, получающие средства из бюджета, заинтересованы в пере­распределении доходов частнопредпринимательского сектора че­рез бюджет в свою пользу.

Различие интересов различных групп населения следует учи­тывать при разработке механизма согласования интересов всех субъектов.

К местным органам управления наряду с государственными органами региональной власти относятся также органы местного самоуправления. Их основная функция — экономическое регу­лирование поведения субъектов рыночных отношений. Органы управления, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должны заниматься формированием социально-эко­номической среды региона, в чем заинтересованы все предприя­тия и население.

Экономические возможности региональных органов управле­ния по регулированию системы воспроизводственных циклов, связанных с формированием социально-экономической среды в регионе, зависят от эффективности функционирования пред­приятий, поскольку финансово-экономическая база региона строится на основе эквивалентных экономических связей между предприятиями и региональными органами власти. Взаимоотношения местных органов власти, предпринимателей и населения должны рассматриваться с учетом множественности интересов каждого субъекта (финансовых, инвестиционных, тех­нологических и др.). Так, решения по вопросам местного налого­обложения оцениваются предпринимателями с позиций влияния на прибыль, инвестиции, технологию, а для местных органов вла­сти важна возможность свободы в выборе налоговой системы, установления налоговых ставок, проведения независимой поли­тики регионального развития, а также получения внешних источ­ников доходов.

Отношения предприятий и местных органов власти должны строиться на принципах партнерства. При этом местные налоги выступают как эффективное средство поддержания взаимовыгод­ных отношений. Располагая соответствующей базой налогообло­жения, местные власти могут обеспечить совершенствование ус­ловий конкуренции в регионе, улучшение условий жизни насе­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: