Оценка состояния инновационного климата
Уровень состояния | ||||
компонентов | ||||
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ | Угрозы | Возможности | |
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА | ||||
1.1 | Социальная, природно-географическая и коммуникационная | |||
сфера {социальная напряженность, транспорт, связь) | 1 2 | 4 5 | ||
1.2 | Технологическая и научно-техническая сфера (рынок | |||
технологий и научно-технической информации) | 1 2 | 4 5 | ||
1.3 | Экономическая и финансовая сфера {налоги, льготы, | |||
инвестиционный климат на федеральном уровне) | 1 2 | 4 5 | ||
1.4 | Политическая и правовая сфера (федеральные | |||
и региональные планы и программы, законодательная база) | 1 2 | 4 5 | ||
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата | 1 2 | 4 5 | ||
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА | ||||
(анализ стратегических зон) | ||||
2.1 | Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, | |||
отношения с потребителями и партнерами | 1 2 | 4 5 | ||
2.2 | Зона капиталовложений - инвестиций | 1 2 | 4 5 | |
2.3 | Зона новых технологий и научно-технических | |||
информационных ресурсов | 1 2 | 4 5 | ||
2.4 | Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально- | |||
технических ресурсов | 1 2 | 4 5 | ||
2.5 | Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, | |||
менеджеров, рабочих | 1 2 | 4 5 | ||
2.6 | Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, | |||
города, района) | 1 2 | 4 5 | ||
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата | 1 2 | 4 5 | ||
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ | ||||
Оценка макроклимата | 1 2 | 4 5 | ||
Оценка микроклимата | 1 2 | 4 5 | ||
Итоговая оценка состояния инновационного климата | 1 2 | 4 5 |
5 — состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
|
|
4 — состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
3 — состояние данного компонента, параметра ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
2 — состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
|
|
I — состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т.е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-аня- лиза (см. также модуль «Управление маркетингом») — оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT:
S — strength (сила),
W — weakness (слабость),
О — opportunity (возможность),
Т — threat (угроза).
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице нализа. Матрица SWOT -анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
I. Поле SO — «сила—возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это - самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.
II. Поле ST — «сила— угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
III. Поле WT — «слабость— угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
IV. Поле WO — «слабость— возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
Фрагмент матрицы SWOT -анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.
Инновационная позиция (Пш), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
П = П
И„,и = 0,5 (П