double arrow

Инновационная позиция организации


Оценка состояния инновационного климата

        Уровень состояния  
        компонентов  
№   ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ   Угрозы       Возмож­ности  
1 . ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА  
   
1.1   Социальная, природно-географическая и коммуникационная              
    сфера {социальная напряженность, транспорт, связь)   1 2     4 5  
1.2   Технологическая и научно-техническая сфера (рынок              
    технологий и научно-технической информации)   1 2     4 5  
1.3   Экономическая и финансовая сфера {налоги, льготы,              
    инвестиционный климат на федеральном уровне)   1 2     4 5  
1.4   Политическая и правовая сфера (федеральные              
    и региональные планы и программы, законодательная база)   1 2     4 5  
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата   1 2     4 5  
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА  
(анализ стратегических зон)  
2.1   Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции,              
    отношения с потребителями и партнерами   1 2     4 5  
2.2   Зона капиталовложений - инвестиций   1 2     4 5  
2.3   Зона новых технологий и научно-технических              
    информационных ресурсов   1 2     4 5  
2.4   Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-              
    технических ресурсов   1 2     4 5  
2.5   Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов,              
    менеджеров, рабочих   1 2     4 5  
2.6   Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона,              
    города, района)   1 2     4 5  
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата   1 2     4 5  
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ  
  Оценка макроклимата   1 2     4 5  
  Оценка микроклимата   1 2     4 5  
Итоговая оценка состояния инновационного климата   1 2     4 5  

5 — состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;

4 — состояние данного компонента, параметра хорошее, что со­здает некоторую возможность для использования инноваци­онного потенциала;

3 — состояние данного компонента, параметра ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

2 — состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организа­ции;

I — состояние данного компонента, параметра без всяких сомне­ний угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

Стратегическая инновационная позиция организации опреде­ляется при совместном рассмотрении внутренней и внешней сре­ды, т.е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различ­ных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-аня-лиза (см. также модуль «Управление маркетингом») — оператив­ный диагностический анализ среды организации.

Аббревиатура SWOT:

S strength (сила),

W weakness (слабость),

О opportunity (возможность),

Т threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице нализа. Матрица SWOT -анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исхо­дящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO — «сила—возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это - самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.

II. Поле ST — «сила— угрозы». Фиксируются те факторы иннова­ционного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT — «слабость— угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возмож­но лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

IV. Поле WO — «слабость— возможности». Руководству в дан­ный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реали­зовать ранее намеченные меры по усилению инновационного по­тенциала организации.

Фрагмент матрицы SWOT -анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.

Инновационная позиция (Пш), как уже отмечалось, опреде­ляется совместно инновационным потенциалом (Пот) и иннова­ционным климатом (Кл).

Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

П = П

И„,и = 0,5 ( П


Сейчас читают про: