double arrow

Правовые акты органов государственного управления

Информация государственных органов, местного и регионального самоуправления - это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления.

Основными источниками этой информации являются: законодательные акты Украины, иные акты, принимаемые Верховным Советом и его органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.

Акт государственного управления — это официальное предписание, которое основано на законе, принято субъектом управления на любом уровне государственной иерархии в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры и влечет за собой определенные юридические последствия.

Отличия акта государственного управления от закона:

а) в системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу;

б) любой акт государственного управления должен быть издан на основе закона (непосредственно или опосредованно);

в) никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон;

г) закон может отменить или приостановить действие акта управления;

д) в случае, если акт государственного управления противоречит закону, действует закон.

Классификация актов управления проводится по различным критериям:

· по юридическим свойствам

нормативные устанавливают общие правила поведения, нормы права. Они регламентируют однотипные общественные отношения в определенных областях. Эти акты, как правило, предназначены на долгосрочное и многоразовое их применение (Положение о Национальном агентстве Украины по вопросам развития и европейской интеграции, утвержденное Указом Президента Украины от 23 апреля 1998 г.);

индивидуальные решают конкретные вопросы управления и не содержат в себе норм права. Поэтому их принято называть актами применения норм права. Издание индивидуальных актов направлено на их одноразовое применение относительно конкретных случаев, ситуаций, обстоятельств (Распоряжение Кабинета Министров Украины от 20 сентября 1996 г. такого содержания: «Открыть пункт пропуска через государственную границу Украины в Скадовском морском торговом порту для международного морского сообщения с правом захождения в этот порт иностранных невоенных судов»);

смешанные которые содержат как нормы права, так и решения относительно конкретных управленческих дел и ненормативные предписания (Постановление Кабинета Министров Украины «Об усилении контроля за режимами потребления электрической и тепловой энергии», которым утверждено Положение о государственном надзоре за режимом потребления электрической и тепловой энергии, содержит в себе определенные предписания Министерству энергетики и электрификации и Государственному комитету по использованию ядерной энергии, так и общие правила.

· по действию в пространстве;

· по характеру компетенции органов, которые издают их;

· по органам, которые издают акты.

На основании действующего законодательства выделяют такие основные формы актов исполнительной власти:

Указы — это акты Президента Украины, изданные в пределах его компетенции на основе и на выполнение Конституции и законов Украины. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными.

Постановления — это акты управления, как правило, нормативного характера, которые принимаются на высшем и центральном уровнях исполнительной власти в коллегиальном порядке по важным вопросам государственного строительства.

Распоряжения - это, как правило, индивидуальные акты управления, которые принимаются единолично на всех уровнях управленческой иерархии государства. Юридическая сила распоряжений зависит от характера решаемого вопроса и правового положения конкретного носителя распоряжения.

Решения — это акты управления, которые принимаются Советом министров АРК (ст. 135 Конституции Украины), местными государственными администрациями (ст. 118) и органами местного самоуправления (ст. 144) в пределах их полномочий. Они принимаются коллегиально, могут быть как нормативными, так и индивидуальными.

Приказы - это акты управления, которые обязывают подчиненных точно выполнить предписанное решение в установленные сроки и может предусматривать санкции в случае его невыполнения. Приказы издаются руководителями единоначальных органов управления: министрами, председателями государственных комитетов, председателями государственных департаментов, государственных служб, начальниками главных управлений, заведующими отделами и управлениями государственных администраций, руководителями государственных (негосударственных) предприятий и учреждений и др.

Инструкции — это акты управления, которые устанавливают порядок осуществления определенных действий, работ и др. Они издаются и действуют в связи с изданием закона или акта управления, которые нуждаются в установления порядка их выполнения. Они должны не ограничиваться установлением мероприятий и способов действий, а определять конечные цели таким образом, чтобы исполнители могли в случае необходимости творчески их интерпретировать в соответствии с замыслом издавшего инструкцию. Инструкции издают министры и руководители многих единоначальных органов управления.

Режим доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации.

По режиму доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.

Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации, который состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства об информации всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, недопущении необоснованного отнесения сведений к категории информации с ограниченным доступом.

Государственный контроль за соблюдением установленного режима осуществляется специальными органами, которые определяются Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины.

Информационная деятельность законодательных органов заключается врассмотрении проектов нормативно-правовых актов; урегулировании разногласий, возникающих при их разработке; одобрении законопроектов; принятии нормативно-правового акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: